Зачем Нова Пошта своя платежная система
Каждая третья посылка, отправленная через «Нова Пошта», оплачивается в отделении после осмотра. С 2014 года компания «Пост Финанс» работала на сторонних платежных системах. Но спрос на финансовые услуги постоянно возрастал – примерно на 40% в год. И было ясно, что нужно создавать собственную платежную систему, так как никто из подрядчиков на украинском рынке не смог бы обеспечить растущую потребность компании в скорости и качестве проведения операций, в гибкости и оперативности адаптации под новые сервисы и продукты.
Еще одна причина – проблемы в работе систем. Ранее было сложно быстро реагировать на возникающие неполадки и устранять их. Ежемесячно около 10% рабочего времени сторонняя платежная система толком не работала (например, из-за неудачного обновление системы). Регулярно появлялись ошибки в обновлениях, которые требовали оперативных доработок и мы никак не могли повлиять на скорость их устранения, или сталкивались с внутренними трудностями в системе на стороне разработчика. Естественно, это не устраивало, ни клиентов, ни нас.
Кроме того, по данным НБУ за 2018 год компания «Пост Финанс» занимает первое место среди небанковских организаций по денежным переводам с долей 45%. Учитывая наши объемы, мы обязаны минимизировать риски работы с подрядчиками. Например, Нацбанк может отозвать лицензию у сторонней компании-провайдера в любое время, и мы не в состоянии на это повлиять или это предвидеть.
Почему делали сами
На разработку и внедрение собственной платежной системы компании «Пост Финанс» потребовался год. В сентябре 2018 года все отделения компании «Нова Пошта» заработали на NovaPay. В его реализации не участвовали сторонние IT-компании. На это было несколько причин:
- Мы не хотим зависеть от сторонних компаний или команд, поэтому все процессы сделали внутри компании. Нам нужно постоянно развиваться и давать клиентам новые возможности и сервисы, а это требует оперативной реакции и внедрения.
- Минимизировать риски в работе с подрядчиками.
- Усилить компетенции собственной компании для новых разработок (выше скорость реакции на внешние факторы рынка, внутренние потребности и пр.).
В результате, все процессы – от задумки до успешного внедрения – были выполнены специалистами «Пост Финанс». NovaPay – для нас более надежная, адаптивная и управляемая, чем другие системы, существующие на рынке и те, с которыми мы работали.
В среднем на подобный проект уходит 9-12 месяцев и мы вложились. Это совместная работа двух подразделений компании – R&D и IT.
Какие задачи решает NovaPay
Собственная платежная система позволила нам обслуживать клиентов быстрее – почти в 2 раза – и автоматизировать большую часть операций за счет применения современных технологий. Они значительно отличаются от тех, что были разработаны 3-5 лет назад. NovaPay позволяет нам гарантировать безопасность сделки, контролировать соответствие всем требованиям законодательства и финансового мониторинга.
Новое ПО имеет правильную архитектуру и разработано специально под процессы компании «Нова Пошта», поэтому нам удалось увеличить скорость проведения транзакций и оптимизировать наши операционные затраты. Теперь на обработку одной транзакции уходит в среднем 23 секунды. Это в 2 раза быстрее, чем было. В среднем по Украине мы уже обрабатываем до 2000 финопераций в минуту. Примерно столько же транзакций проводит, например, крупный банк или большая розничная торговая сеть в свои пиковые часы. Но хотим в 2019 году увеличить этот показатель до 3000 транзакций в минуту.
NovaPay – это платежная система, которая хоть и разработана для компании «Нова Пошта», но мы планируем предлагать свои услуги рынку Украины для e-commerce. А это дополнительный источник заработка для компании.
Автор: Андрей Кривошапко, генеральный директор «Пост Финанс»