Первые проекты команды IDA

Алекс основал конструкторское бюро IDA (“Агентство инновационных разработок”) около четырех лет назад. У Алекса был опыт работы в Unitrade Group, поэтому какое-то время компания занималась дистрибуцией, продавая в Украине китайские бренды. Однако у основателей были мысли и о собственных разработках.

Правда, первая попытка в этой области получилась неудачной. Компания поучаствовала в тендере на зарядные станции для гаджетов, которые проводила сеть ОККО. Клиенту концепт понравился, однако дальше начались сложности. «Работали с подрядчиком, из-за чего столкнулись со срывом сроков – заказчик ждал нас несколько месяцев. Когда в итоге прототип уже был создан, он не заработал на презентации клиенту: инженеры что-то неправильно припаяли, и мы упустили эту возможность. Хотя концепт устройства был хороший», – рассказывает Приходько.

Затем команда занялась разработкой умного магнитного держателя для телефонов QLYX, который выпустили в 2017 году. В сентябре этого же года продукт вышел на Kickstarter, где собрал почти $125 000 вместо $40 000. Сразу после этого проект был запущен на платформах Indiegogo (США) и Machi-ya (Япония).

Команда перестраховывалась: «На момент выхода я за свои деньги заказал пресс-формы, производство всех деталей, несколько раз слетали в Китай на производство, чтобы все перепроверить», – рассказывает основатель. Но все равно компанию ждали сложности. Софт для держателя писали в Concepter, и по словам Алекса, затянули: его до сих пор дорабатывают. Планировали собирать устройства в Украине, но затем решили открывать в США компанию IDA USA LLC, налаживать производство в Коламбусе, Огайо. Эта инвестиция не окупилась. Из-за проволочек с наймом сотрудников сборка гаджета прошла некачественно.

«Мы все отправили вовремя, но примерно 10% комментариев бекеров звучали как “Блин, ребята, это дорогой продукт, он должен быть качественным”. Все почему-то думают, что американцы тратят деньги бездумно. Мы отталкивались от того, что среднестатистический американец идет на день рождения с подарком за $50. На самом деле, когда он покупает что-то для себя – это максимум $10 и еще он 10 раз подумает. Если бы мы поняли это сразу, делали бы продукт по-другому», – вспоминает сооснователь.

Как появилась идея «умного оазиса»

В 2016 году команда IDA попала на выставку воды в Дубай. В странах Ближнего Востока питьевую воду получают опреснением океанской воды. Это – процесс, привязанный к береговой линии, поскольку там проходит забор воды, а получение воды в пустынных зонах – очень дорогое. Также он вредит экологии, ведь концентраты, оставшиеся после опреснения, сбрасывают обратно в океан. Технологии альтернативной добычи воды здесь очень востребованы, говорит Приходько. Несмотря на это, выставочный зал был заполнен максимум на треть, а большинство участников представляли оборудование по фасовке воды в стаканчики, системы кулеров; не было участников с инновационными методами добычи воды.

У команды появилась идея о том, чтобы наладить промышленную добычу с помощью атмосферных генераторов воды, возможно, даже построить завод в ОАЭ. С помощью украинского бизнес-консула руководство в 2016 году встретилось с чиновниками из офиса шейха, чтобы обсудить эту идею. “Нам сказали: “Для начала неплохо было бы увидеть concept proof такой технологии”. И мы начали искать возможности”, – говорит основатель проекта.


Для демонстрации добычи воды из атмосферного воздуха придумали форму оазиса: Smart Oasis. Это – конструкция с живыми растениями, которая автономно генерирует воду и разливает в стаканчики всем желающим. Рама разработана украинским КБ, она состоит из около 10 000 деталей. Система генерации воды – китайская, но украинская компания ее доработала и оснастила своими таймерами для включения системы генерации и точек выдачи. На ее крыше расположены солнечные панели производства Sun Power мощностью около 4 кВт. Систему автоматической очистки панелей от песка и пыли, автоматический полив и выращивание растений, а также систему прохладного тумана в КБ разработали самостоятельно.

Мощности панелей хватает, чтобы генерировать не менее 20 литров в сутки и выдержать условия контракта. Летом, когда солнце яркое, световой день длинный, а точка росы выше, объем воды может доходить до 70 л в сутки, зато зимой – 17-18 л. Она украшена живыми растениями, оборудована функцией “прохладного тумана”: в раме стоят ультразвуковые распылители, которые разбивают воду в мелкодисперсные капли, а вентиляторы выдувают их наружу. К конструкции подходит человек, нажимает кнопку, а его окатывает прохладным туманом.

Она выглядит футуристично и решает проблему с питьевой водой, но для того, чтобы Smart Oasis воплотился в жизнь, команда преодолела ряд трудностей.

Сложности

Во-первых, по срокам. Переговоры с муниципальными властями Дубая команда начала вести в апреле 2018 года. 25 июля подписала контракт, по нему обязалась поставить конструкцию в срок до 8 месяцев. Но одна только разработка без сборки и установки занимала период в 3-5 месяцев, говорит Приходько.

Во-вторых, по технологиям. Во время первой демонстрации установки оказалось, что уровень содержания минералов в воде не соответствует требованию заказчика: в 5-6 раз ниже. Минерализация измеряется как показатель TDS (Total Dissolved Solids). Сначала минерализатор для этого компания заказывала у украинской «Экософт», однако он выдавал TDS на уровне 54 мг, а требовалось минимум 100 мг. Сейчас команда инженеров IDA работает над собственным решением, по словам Приходько, удалось добиться 125 мг.  

В-третьих, по деньгам. Изначально контракт был заключен на $80 000. Однако сейчас бюджет конструкций уже превышает $120 000 из-за сложностей, о которых идет речь. Только оплата двух сотрудников на месте обходится компании в $300 в сутки плюс перелеты. «С другой стороны, мы постарались сделать больше, чем обещали. Наша конструкция должна добывать 20 литров воды в сутки, а может – 200, если доустановить панели или подключить к розетке», – говорит Приходько.

В-четвертых, в сборке и установке. Многие вещи в конструкции (как тот же минерализатор) приходилось переделывать на лету и в сжатые сроки. К примеру, изначально конструкция должна была быть бетонной, причем бетонные части должны были отливаться в Украине – на берегу в ОАЭ слишком высокая влажность и бетон будет застывать месяц. Однако времени на отливку не оставалось и пришлось переделывать конструкцию из металла. По итогу после прилета оказалось, что у заказчика нет геодезии почвы. Команде сказали, что грунт на пляже – это песок, под него заказывали винтовые сваи, а оказалось, что почва под слоем песка – каменистая и пришлось на ходу переделывать геошурупы для этого. Пришлось искать решение для укрепления крыши: у нее достаточно большая парусность, но конструкция должна выстоять при любом ветре. Растения, украшавшие оазис, должны были быть кустиками самшита, но их не пропустили на таможне, в результате команда взяла местный кустарник “слоновье дерево”.

Оазис при штормовом ветре: 

Были и сложности на этапе окончательной сборки. Много чего приходилось решать по ходу. “Очень длинная история получилась с краном: ждали его больше двух недель после заказа. Собрались устанавливать крышу, кран приехал днем, ведь у крановщика рабочий день, а на пляже люди, при том, что крыша – размером 6х3 м, при малейшем ветре начинает летать по пляжу. Я уже молчу о том, что на этом пляже понедельник и среда – женский день, и мужчинам там просто нельзя находиться. Сколько факапов и случайностей происходит на этапе разработки подобного продукта – это просто фантастика”, – делится впечатлениями основатель проекта.

По его словам, все это удалось преодолеть благодаря опыту и экспертизе команды IDA: в компании работают инженеры и ученые: генеральный конструктор сейчас пишет докторскую по металлам и сварочным соединениям, у CTO – два высших образования в области аэрокосмической техники. 

Несмотря на эти сложности, идея компании воплотилась в жизнь: одна такая конструкция уже собрана и работает в парке. Вторую собираются возвести до конца февраля.