Банк системный, состоит из 23 филиалов, которые обслуживают порядка 3 000 отделений, банкоматов и терминалов. Программные продукты, которые мы рассматривали, должны были соответствовать трем основным требованиям:
- Оптимальное планирование маршрутов с учетом нашей специфики.
- Формирование план-фактного анализа и аналитических отчетов.
- Разграничение полномочий при работе с системой между центральным офисом и филиалами.
В результате длительных и сложных тендерных процедур мы остановились на онлайн-платформе «Муравьиная логистика». Главным преимуществом для нас стала готовность ее разработчиков кастомизировать свой программный продукт под наши требования в оговоренные сроки. Забегая наперед, скажу — свое обещание команда «Муравьиной логистики» выполнила на все 100%.
Процесс внедрения системы в работу службы инкассации длился 8 месяцев. За это время мы сформировали ролевые функции и разграничили права и полномочия специалистов, которые должны были использовать данную платформу в своей профессиональной деятельности. Были проведены аудиторные тренинги и обучение персонала работе с ПО. Немало времени заняло приведение клиентских баз к одинаковым стандартам, с которыми мы могли бы работать как во внутренних учетных системах банка, так и в логистической платформе.
Во время опытной эксплуатации нами был составлен общий список задач — порядка 60 пунктов — для проведения кастомизации под наши запросы. После того, как необходимые доработки были выполнены разработчиками «Муравьиной логистики», мы смогли продолжить опытную эксплуатацию платформы и перейти к следующим этапам.
Был внедрен системный подход к план-фактному анализу, а также выполнены настройки отчетных форм в модуле «Аналитика».
Для нас было очень важно получить экономическую составляющую при обработке маршрутов инкассации, для чего была разработана система определения себестоимости, которую мы могли как рассчитывать по плану, так и получать фактически.
Последняя фаза — адаптация исходных файлов из «Муравьиной логистики» во внутренние системы, которые должны были соответствовать нашим контроллинг-процессам. Начиная с января 2018 года банк перешел к промышленной эксплуатации данной платформы.
Три ключевых момента, связанные с повседневным использованием платформы:
- Планирование, во время которого идет обработка всех запросов, связанных с обслуживанием клиентов.
- Контроль — предоставляет текущее местоположение транспортных средств, пробег, отклонения от маршрутов, опоздания и другие атрибуты.
- Аналитика — позволяет формировать отчетность по выбранным периодам, филиалам и системе в целом.
Наиболее популярные сервисы «Муравьиной логистики», которые используются во время расчета маршрутов:
- Учет приоритетных точек обслуживания — точки ранжируются по степени важности и попадают в определенные списочные составы, где программа автоматически поднимает тех или иных клиентов по рейтингу, в зависимости от заданных коэффициентов приоритетности.
- Учет количества точек обслуживания для отдельных транспортных единиц, а также степени важности при ожидании или опоздании к клиенту.
- Маркировка маршрутов по признаку «Постоянный» — позволяет анализировать маршрут независимо от того, каким автомобилем в тот или иной день он был выполнен.
- Возможность формировать отчеты в разрезе выполненных маршрутов за указанный период с любыми параметрами существующей базы накопленных данных.
В результате внедрения платформы в среду инкассации банка мы объективно оценили использование автотранспорта в повседневной деятельности. Его пробег сегодня достаточно обоснован и доступен для проведения любых аналитических вычислений.
По итогам оптимизации более 900 маршрутов, различных по назначению и направлениям, годовое сокращение фактического пробега составило свыше 500 тыс. км.
Была построена система анализа и отчетности касательно выполненных маршрутов. Система расчета себестоимости точек обслуживания на маршрутах инкассации позволила выполнять эффективный подбор маршрутов для потенциальных клиентов и оптимизации для существующих.
Мы продлили договор с «Муравьиной логистикой» на следующий период.