Евгений Эрик, Юрий Цверкун.

О программе Horizon 2020 и втором гранте

ЮЦ: В 2017 году мы получили грант первой фазы. Это было 50 000 евро: мы потратили их на доработку продукта. Сейчас, в рамках второго этапа, получили миллион евро.

ЕЭ: Для этого мы выполнили многие условия. Во-первых, это готовность продукта. Во-вторых, мы получили европейскую сертификацию, потому что Еврокомиссия в первую очередь хочет видеть наш продукт на европейском рынке. Кроме этого, нас попросили показать применение нашего решения. Для них это очень важно — видеть, что продукт применяется и дает пользу клиентам.

ЮЦ: Если говорить более детально, то мы подали заявку (помогала команда CIVITTA), в которой рассказали о продукте, его уникальности и рыночном потенциале, а также показали план — что нужно сделать, чтобы успешно коммерциализировать продукт. Этот план сопровождается бюджетом. Суть этой заявки: смотрите, мы уже достигли вот такого-то уровня,  с вашей помощью и вот с таким-то финансированием, мы можем еще достичь уровня выше. 

Еврокомиссия оценивает заявку по нескольким критериям. И дальше переходите на следующий этап отбора. SolarGaps набрал 13,99 из 15. Если вы набираете достаточный бал, вас приглашают на собеседование в Брюссель. На собеседование приглашают в 2 раза больше компаний, чем могут выдать грантов, т.е. шансы 50/50 и один из двух стартапов получит деньги.

Всего мы четыре раза подавали заявку на второй этап Horizon 2020 и дважды ездили в Брюссель. Только вторая поездка оказалась успешной.

О привлечении финансирования

ЕЭ: Hardware-стартапу в целом трудно поднять деньги от венчурных инвесторов. Тем более такие существенные, которые помогут действительно быстро взлететь. Такие программы, как Horizon 2020, стремятся создать для стартапа маленький шанс стать такими, как BOSCH, ABB, Schneider.

SolarGaps

Все венчурные инвесторы создают очень жесткие условия. И поэтому компании не могут преодолеть эту «долину смерти». Мы поднимали венчурные инвестиции, немаленькие, но они все равно не позволяли сделать нам рывок.

Фактически, мы создаем новую категорию продукта. Это достаточно амбициозная задача, которая в нашем случае открывает рынок умных жалюзи, платящих сами за себя.

О продуктах

ЮЦ: Всего у нас есть два типа продукта — один для бизнеса, другой для домохозяйств. Внешне они мало чем отличаются. Но есть большая разница с технической точки зрения — интеграция, управление и так далее.  

Мы завершили разработку b2c-продукта и сейчас строим дилерскую сеть в Европе. В планах — сертификация и продажа в Америке. Также активно работаем над b2b-решением. Можно сказать, что это наша ключевая цель. В этом направлении у нас уже есть клиенты, сейчас также ведем переговоры с компаниями из Израиля и Испании: в частности, сейчас ведутся переговоры с портом в городе Барселона.

О текущем этапе развития стартапа

ЕЭ: Сейчас у нас есть около 300 клиентов — это как корпоративные, так и физические. В это число входят также бекеры с Kickstarter.

За все время работы мы привлекли около $2 млн. В эту сумму входят гранты Еврокомиссии (включая последний) и ЕБРР, а также венчурные инвестиции. На них приходится около $700 000. Раньше было известно только о $200 000, остальные средства мы привлекли в течение своей работы. Инвесторами выступили украинские ангелы.

О производстве

ЕЭ: У нас уже есть мелкосерийное производство, которое может производить около 1000 метров жалюзи. Но чтобы нам сделать шаг на десятки тысяч метров мы, безусловно, открыты к вопросам следующих раундов.

Сейчас мы производим под заказ, так как окна везде разного размера. Потому сейчас система производится под заказ в Украине и индивидуально отправляется. В будущем мы хотим масштабироваться до локальных сборок в европейских странах. Собственно, на это частично и пойдут привлеченные средства.