На прошлой неделе депутаты представили несколько законопроектов, призванных урегулировать криптовалютную отрасль в Украине. В одном из них предлагается ввести налог на прибыль от операций с криптоактивамив размере 18% для предприятий и 5% для физических лиц.
По мнению основателя криптостартапа Remme Александра Момота, такие инициативы могут лишить Украину денежных поступлений от криптоотрасли и спровоцировать отток квалифицированных специалистов за границу. Об этом он написал в своем Facebook. Редакция AIN.UA публикует сокращенный вариант мнения предпринимателя.
По моим оценкам, с предложенным BRDO законопроектом за следующие три года Украина может потерять приблизительно 10 млрд грн. Из них 4 млрд грн — это платежи в бюджет.
Математика
За последние три года я, как основатель старатапа, проинвестировал в экономику Украины около 100 млн грн.
Мы собрали инвестиции в прошлом году — 99% этих инвестиций из других стран, и эти деньги вложили сюда, в оплату труда украинцев (в 2018 году Remme привлек около $20 млн через ICO – ред.).
Мы тратим где-то $100 000 в месяц. 80% – фонд оплаты труда. Эти люди потом приобретают товары и услуги, Украина получает в виде налогов в бюджет допустим 30-40% через НДС и т.д.
Я получил письмо от муниципалитета Барселоны, в котором нас приглашают переехать в Барселону и платить эти деньги там. То есть я могу сесть в самолет, собрать моих 30 человек и улететь туда. Дальше мне дают скидки на офисы, там есть мягкое регулирование, бесплатная помощь юристов и хорошие условия для ведения бизнеса в целом.
Другие юрисдикции конкурируют за людей, которые могут что-то создавать. Для них самое важное не то, где компания будет зарегистрирована, потому что очень сложно с криптостартапа взять какие-то дополнительные налоги (есть много таких элементов, которые в принципе не вписываются в юридическую структуру современного мира), что бы вы не прописали в законопроекте.
Интерес для Мальты, Лихтенштейна, Барселоны или Долины — наличие людей, создающих ценность, на их территории. Потому что эти люди идут тратить деньги — платят из зарплаты магазину, заправке и т.д., развивая экономику.
Мы — один из сотен стартапов в Украине, каждый из которых пострадает от такого регулирования. И поэтому может легко уехать.
Есть намного больше нас по размеру, есть меньше, но возьмем в среднем: 100 млн грн инвестиций за 3 года умножим на 100 стартапов. Получится результат — 10 млрд грн потерь.
Эти люди к территории никак не привязаны — они садятся в самолет и летят, куда им нравится. На полгода в Таиланд или навсегда в Долину, потому что там лучше условия для бизнеса или жизни.
Почему 5% – это много
Представьте ситуацию: мы заключили контракт с американской компанией на 50 млн грн, которые они нам сюда дополнительно отправят. За этот контракт, мы конкурируем с Индией и другими юрисдикциями. Если у нас добавляется еще 5% по некоторым операциям — то на эти 5% сокращается конкурентоспособность, и Индия или какая-нибудь другая страна может нас обогнать в этом контракте.
Зачем мне платить Украине эти дополнительные 5%, если из-за этого вообще моего бизнеса может не быть?
Я ожидал, что подход к законопроекту будет выглядеть приблизительно так, как это делал Сингапур 50 лет назад. Там увидели, что в часовых поясах есть промежуток, в котором нет биржевой торговли, потому что Токио уже закрылось, а Европа еще не открылась. И сделали свою биржу. Юридические нюансы они прописали таким образом, что ее можно было открыть несмотря ни на что.
Мир давно функционирует по-другому
Юрисдикции конкурируют за таланты. И если Украина не будет конкурировать за эти таланты, а будет придумывать, как можно взять с них дополнительные налоги, она лишится десятков миллиардов гривен, которые не компенсируются никакими 5%.
Потому что из тех, кто тут останется, если мы уедем — бюджетников, пенсионеров и т.д. — вы немного налогов соберете.
А вот от стартапов и их сотрудников экономический эффект намного больше — 5 рабочих мест создает один сотрудник в IТ-индустрии.
Сейчас те наши пару стартапов, которые можно считать единорогами — не в Украине, и все их миллиарды тоже не в Украине. В лучшем случае тут остаются маленькие фонды оплаты труда, а вот если бы тут была еще привлекательная юрисдикция, могло быть по-другому.
Для наших 20-летних сотрудников нет разницы, какой у них паспорт, на какой территории они сейчас сидят и откуда им работать — он может работать отовсюду. И минимальное давление на него спровоцирует его переезд, из-за которого Украина потеряет миллион гривен в год в виде прямых и косвенных налогов, экономического эффекта в виде потребления и т.д.
Уехало 1000 человек — минус миллиард гривен.
Регулирование должно искать возможности привлечь сюда таких людей, а не заставлять их уезжать.
Поэтому мое предложение к Кабинету министров, BRDO и остальным, кто над этим работает: если вам дали задачу адаптировать законодательство под нормы FATF, примите базисные понятия KYC/AML и не трогайте крипту пару лет, пока мы не выработаем нормальные условия, стимулирующие развитие, а не убивающие его.
Автор: Александр Момот, основатель Remme.