Как карантин повлиял на украинский рекрутинг — большой опрос AIN.UA

10513
Читать на UA

Карантин для замедления распространения коронавируса в Украине был объявлен с 12 марта 2020 года и продлен до 24 апреля. Большая часть IT-компаний перевели сотрудников на «удаленку». Но он также уже успел отразиться на найме новых людей в компании: в редакцию AIN.UA начали приходить различные сообщения о влиянии вируса на рекрутинг. Некоторые из них — неутешительные. 

Редакция AIN.UA провела опрос среди рекрутеров и рекрутинговых агентств, чтобы понять, что сейчас происходит на рекрутинговом рынке в Украине. Ниже представлены результаты опроса, а также комментарии участников рынке.


Прямо сейчас мы проводим новый опрос на тему арендных каникул (или их отсутствия): удались ли вам договориться о скидке на аренду офиса/коворкинга, пока они пустуют? Или вас и далее просят платить все 100%? Как только соберем достаточно ответов — расскажем, как у других.


Исследование. Всего в опросе приняли участие 221 человек, все из сферы рекрутинга. В ряде компаний и агентств отвечали лидеры рекрутинг-отделов, так что их ответы можно умножать на весь отдел. Они отвечали на заданные AIN.UA закрытые вопросы, некоторые из них оставили свои дополнительные комментарии. Мы собрали общий отзыв по изменениям рынка, а также разделили их по типам компаний: продуктовые компании, аутсорсинг и агентства, чтобы проследить — изменения касаются всего рынка или отдельных групп компаний.


Участники опроса

Опрос проходили in-house рекрутеры продуктовых, аутсорсинговых и R&D-компаний, а также фрилансеры и сотрудники рекрутинговых агентств. В процентном соотношении, разбивка выглядит следующим образом:

  • 49,8% — in-house рекрутеры в аутсорсинге или R&D;
  • 26,7% — in-house рекрутеры в продуктовой компании;
  • 23,5% — сотрудники рекрутинговых агентств и фрилансеры;

Ответили на вопросы такие компании, как: Netpeak, Readdle, Indigo Tech Recruiters, TalentIn, The Gravity Agency, CompliT, Wirex и другие.

Количество вакансий

  • В 30,8% случаев, карантин никак не повлиял на количество вакансий. Меньше всего ситуация затронула продуктовые компании — в 50,8% случаев список вакансий не изменился.
  • 28,1% карантин заставил значительно уменьшить количество вакансий. Больше всего это коснулось аутсорса — 35,5%, рекрутинговых агентств и фрилансеров — 28,8%.
  • 12,2% полностью заморозили найм. К таким мерам пришло 18,2% аутсорсинговых компаний и 11,9% — продуктовых.

Скорость найма

  • Почти в 70% случаев скорость найма со стороны компании никак не поменялась или упала незначительно. Это отметили рекрутеры как аутсоринговых, так продуктовых компаний. Такая же тенденция наблюдается в рекрутинговых агентствах.
  • Скорость найма в аутсорс-компаниях падала в два раза чаще, чем у агентств — 35,5% против 19,2%. У продуктовых 23,7%.

Готовность кандидатов менять работу

Внедрение карантинных мер повлияло на готовность кандидатов менять постоянное место работы. В 20,4% случаев тенденция значительно упала.

Зарплаты

  • В 79,6% случаев кандидаты на вакансии не просят зарплату выше.
  • Запросы незначительно упали в аутсорсе и незначительно выросли в продуктовых компаниях.

Количество вакансий на релокацию

55% опрошенных отметили, что количество вакансий на релокацию никак не изменилось. Однако почти в 25% случаев данную категорию полностью заморозили. Это, очевидно, является результатом полного или частичного прекращения международного сообщения.

Комментарии участников рынка

Виталий Горовой, управляющий партнер Insoft Partners

В своих портфельных компаниях мы активность интересующих нас рынков в том числе замеряем количеством активных вакансий. Используем для этого некий интегральный показатель на основе официально публикуемых вакансий, общения с независимыми рекрутерами, своими контрагентами и социальными брокерами. По нашим оценкам, на прошлой неделе количество активных вакансий в ІТ-сфере уменьшилось на 20% в сравнении с докарантинным периодом.

На текущей неделе мы уже видим уменьшение почти на 50% (речь именно об активных вакансиях), а в некоторых направлениях количество соискателей уже превысило количество вакансий.

Официальное продление карантина, безусловно, окажет дальнейший негативный эффект на количество открытых вакансий в целом. Поскольку даже те бизнесы, которые, на первый взгляд непосредственно не страдают от «удаленной работы», будут затронуты «эффектом домино».

Таисия Млюзан, Advisor в CleverStaff и руководитель украинского представительства международного агентства IT-рекрутмента

Проекты по релокации приостановлены, однако есть запросы из Африки и Азии, которые готовы процессить кандидатов после того, как границы будут открыты. Приближающееся охлаждение рынка неизбежно и ударит сильно по небольшому, несистемному бизнесу. Коллаборация между 20+ офисами CNA International стала еще теснее и есть планы по финансированию, внутренней ротации сотрудников на случай, если будет кризис и клиенты не будут иметь возможность платить вовремя. Отработанный за время кризиса 2008 года план должен минимизировать потери по сформированным командам, которые взращивались не один год.

Вадим Донченко, COO в IT-рекрутинговом агентстве TalentIn

Продуктовые IT-компании, проекты которых напрямую завязаны на офлайн-ивентах, останавливают разработку, сокращают штат. Увольняют одним днем и кандидаты выходят в рынок с адекватными пожеланиями по заработной плате. Организаторы глобальных конференций, саммитов заморозили даты своих ивентов на неопределенный срок — это сильно ударит по мелким игрокам в вертикали AdTech (у крупных компаний уже выстроены отношения с текущими партнерами и они смогут нанять всех кто не пережил этот удар).

Social Discovery, FinTech, Gambling — продолжают активности согласно планам и стратегии на 2020 год. Тут найм продолжается активно, в том числе за счет компаний, у которых сокращения. Открывают позиции под конкретного кандидата, без наличия вакансии. Хотя у некоторых FinTech (payday) тоже прошли сокращения и свернули проекты.

Екатерина Осадчук, СЕО рекрутингового агентства INDIGO Tech Recruiters

Адаптации к новым условиям затрагивает и рекрутинг. Бизнесы заняли выжидательную позицию. Решают проблемы по мере поступления: как минимум, как организовать работу команд в новых условиях, как максимум — как оптимизировать расходы, в том числе за счет сокращения людей.

Не все переживут кризис. Часть компаний замораживает вакансии, некоторые уже передают списки людей к сокращению — для помощи с трудоустройством.  
Соискатели тоже отреагировали на изменения. Даже востребованные IT-специалисты притормаживают поиск работы —  опасаются возможной волны увольнений на новом месте, под которую новички зачастую попадают в первую очередь.

Тимербулатова Екатерина, Recruiter at Redwerk

Пандемия ударила по всем сферам жизни. В Redwerk рекрутинг работает, однако темп замедлился. У всех сотрудников компании появилась возможность работать удаленно, поэтому карантин не мешает работе и найму. Чаще стали откликаться разработчики, которых ранее на рынке было мало (например, .NET). Говорят, что некоторые проекты приостановились либо в компаниях отправляют в отпуск за свой счет. Есть вероятность, что освободятся хорошие кадры и их можно будет привлечь на свои проекты.

Наталья Пянтковская, CEO The Gravity Agency

Мы работаем с продуктовыми компаниями и среди них тех, кто приостановил набор специалистов или перенесли выходы новичков после окончания карантина, меньше 5%. Большинство продолжают набирать специалистов в своем нормальном режиме, просадки пока не заметили. Что касается кандидатов, то они прекрасно понимают, что удаленка это не прихоть компаний. Да, компаниям понадобилось время, чтобы перестроить онбординг: знакомство, документы, внутрення инфраструктура, процессы, обучение и т.д. Но на качестве прохождения стажировок нашими кандидатами за этот короткий срок это никак не сказалось.

Анонимный рекрутер

Состоявшиеся продуктовые компании, особенно b2c, чувствуют себя не хуже, чем раньше. А вот аутсорс-клиенты почти все свои заказы заморозили. В вакансиях, в нашем случае, это потеря 20+ штук. Проблема аутсорса, как мне кажется, — их клиенты. Они из офлайна, максимально ничего не понимают в IT, мыслят категориями продукта и дизайна, а не трафика и партнерств. Для предпринимателей уровня малых и средних бизнесов это «pet projects», который они могут пилить годами. Крупные клиенты типа банков и мобильных операторов по-моему неспособны «переваривать» инновации. И те и другие судя по всему переходят в safe mode. В кризис накапливают жирок и окапываются, а не эти ваши «инновации».

За помощь в подготовке материала благодарим: основателя рекрутингового агентство INDIGO Tech Recruiters Анну Стеценко, администратора IT рекрутинг чата «IT HR UA» Дмитрия Шустя, CEO платформы CleverStaff Владимира Курило и Дениса Довгополого, основателя UnicornNest.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск