Цифровой паспорт в приложении Дія приравнивается к аналоговому на государственном уровне. Украинцы могут предъявить его патрульным или получить с его помощью госуслуги, но не могут забрать посылку с «Укрпошта» и «Нова пошта». Об этом сообщает «БизнесЦензор» со ссылкой на «Интерфакс-Украина».

Почему так

Почтовые операторы не могут обеспечить идентификацию клиента через приложение «Дія» из-за некоторых законодательных требований.

В частности, так называемого закона о финмониторинге, который вступил в силу 28 апреля текущего года. Согласно данному закону, все наличные переводы на сумму свыше 5000 грн (ранее – 15 000 грн) должны сопровождаться проверкой документов отправителя.

Таким образом, при всех финансовых операциях, сумма которых превышает 5000 грн в день, почтовые операторы обязаны проводить идентификацию клиента по паспорту. Это касается денежных переводов, которые украинцы осуществляют на почте, а также получения посылок с наложенным платежом.

Например, человек заказал смартфон, который стоит 8000 грн и получает его с наложенным платежом, а это – именно финансовая операция, так как деньги за товар пересылаются отправителю. Раньше такая идентификация нужна была при операциях от 15 000 грн, а с 28 апреля – от 5000 грн.

“Сейчас по правилам финмониторинга мы должны сохранять копию паспорта клиента для того, чтобы доказать, кому именно мы предоставили услуги. Также, копия паспорта нужна при получении определенных отправлений, таких как судебные документы, и т.п.», – пояснил “Интерфаксу” генеральный директор “Укрпошта” Игорь Смелянский.

То же требование распространяется и на других операторов, в том числе «Нова пошта».

Смелянский отметил, что за нарушение правил финмониторинга в адрес руководителя предприятия предусмотрен штраф в размере 224 000 грн за каждый случай. Кроме того, нарушение правил финмониторинга является основанием для увольнения «день в день».

Что с посылками стоимостью до 5000 грн

«Укрпошта» может получать по предъявлению цифрового паспорта низкорисковые посылки. Очевидно, речь идет об отправлениях стоимостью до 5000 грн.

«Нова пошта» для таких посылок позволяет идентификацию клиента по SMS или через свое приложение. Документы просят предъявить только если клиенту не подходят эти два способа.

Когда ограничение снимут

По словам Смелянского, пока доказать контролирующим органам, что оператор «Укрпошта» посмотрел на «Дія» попросту невозможно – нужна интеграция с базой приложения, чтобы во время сканирования QR-кода запись об этой операции оставалась в базе с паспортными данными.

Такую интеграцию ожидают уже к концу 2020 года. По словам гендиректора «Укрпошта», это зависит от Министерства цифровой трансформации, а не оператора.

Нова Пошта ожидает от Минцифры технических протоколов и интерфейса программирования, который позволит обмениваться данными с «Дія».

«Пока в «Дія» отсутствуют протоколы для осуществления идентификации клиентов. Это может привести к распространению мошеннических схем при получении услуг, в результате которых пострадают наши клиенты. А для нас удовлетворенность и безопасность клиента – самое главное, – объясняют в пресс-службе компании.

Кроме того, отправка и получение денежного перевода также невозможна с электронными документами, так как нормативные документы Национального банка Украины не предусматривают использования приложения «Дія» в качестве средства идентификации при осуществлении денежного перевода».

После внедрения таких протоколов, а также после внесения изменений в нормативные документы НБУ относительно разрешения «Дія» как средства идентификации, оператор обещает начать выдавать клиента посылки по цифровому паспорту.