Власти хотят ввести НДС для Facebook и Viber. Для украинских рекламодателей реклама станет дороже

7367
7
Читать на EN

В Украине готовят проект закона, который вводит НДС (то есть, налог в 20%) на все электронные услуги, которые зарубежные компании представляют украинцам. Это коснется платных сервисов Facebook, Viber, Netflix, Steam и других. Законопроект повлияет и на цену рекламных размещений для украинцев и украинских компаний.

В правительстве уверены, что такие изменения принесут стране дополнительные 3 млрд гривен налоговых поступлений, о чем прямо заявил глава комитета ВР по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев. Он же заверил, что Facebook и Viber свое согласие на сотрудничество дали. Редактору AIN.UA не удалось получить комментарии представителей сервисов, а также выяснить, откуда взялась цифра в 3 млрд. Объяснить ее не сумели и в комитете, который выступил инициатором законопроекта. При этом, за ввод НДС заплатят сами украинские рекламодатели — рекламные услуги станут дороже именно для них.

В большом материале редактор AIN.UA рассказывает, что предлагает проект закона, на кого он нацелен и как он повлияет на рынок онлайн-рекламы.


Что за проект закона?

Речь идет о законопроекте №2634 об НДС для электронных услуг, которые поставляются зарубежными компаниями без украинских офисов физлицам в Украине. Что предлагает поменять этот документ:

  • К перечню тех, кто должен платить НДС, добавляют нерезидентов, у которых нет представительства в Украине, и которые поставляют физлицам в Украине электронные услуги. К этому списку добавляют и посредников в таких операциях.
  • НДС составляет 20% и включается в цену электронных услуг.
  • Электронными услугами, по тексту документа, считаются все услуги, которые предоставляются через интернет, включая:
    • изображения, тексты, фото,
    • игры (в т.ч. азартные),
    • рекламные услуги в интернете и в мобильных приложениях;
    • услуги по размещению данных в облаке;
    • поставки ПО и обновлений к нему, дистанционное обслуживание ПО, и т.д.
  • Компании-нерезиденты без местных офисов должны будут зарегистрироваться как плательщики НДС. Регистрация обязательна, если компания за предыдущий год получила за электронные услуги в Украине доход, превышающий 1 млн грн. Им обещают упрощенную процедуру регистрации. Такие компании не составляют налоговые накладные, но подают декларации в упрощенной форме.
  • Если компания-нерезидент не зарегистрируется, будет платить штраф в 8500 грн.

То же самое, но вкратце: зарубежные компании, у которых нет представительства в Украине (как у Facebook или Viber), или посредники, которые предоставляют их услуги, должны будут регистрироваться как плательщики НДС и уплачивать НДС за услуги физлицам, включая его в цену услуг.

Несмотря на штраф в 8500 грн, пока неясно, как именно украинские налоговые органы будут следить за тем, чтобы компании-нерезиденты регистрировались в Украине как плательщики НДС.

Если проект закона примут, он вступает в силу на следующий день после публикации, и будет касаться налоговых периодов после 1 января 2021 года.

Что говорят сами компании-нерезиденты?

В недавнем интервью глава комитета ВР по финансам, налоговой и таможенной политике (и инициатор данного проекта) Даниил Гетманцев заявил, что эти нововведения уже обсуждались с международными компаниями, которые предоставляют электронные услуги украинцам. По его словам, Facebook и Viber согласились платить НДС в Украине, и поступления от НДС по рекламным услугам принесет бюджету 3 млрд грн в год.

Редакция AIN.UA обратилась с запросами к представителям Facebook и Viber. В Viber отказались от комментария, пресс-служба Facebook обещала предоставить данные, но на момент публикации ответа не было.

Отметим, не так много международных компаний, которые предоставляют электронные услуги, физически присутствуют в Украине. К примеру, у Google есть офис в Киеве, и он зарегистрирован в Украине как плательщик НДС с 2007 года. У Facebook, Valve, Viber, Amazon, Alibaba и пр. нет зарегистрированных юрлиц в Украине.

Что говорят участники рынка онлайн-рекламы?

Проект закона напрямую влияет на цену для физлиц. То есть, если, к примеру, пользователь захочет оплатить картой рекламу своей страницы в Facebook, ему стоит готовиться к подорожанию на 20% (если Facebook зарегистрируется как плательщик НДС в Украине).

Рекламодатели-бизнесы либо платят за рекламу на том же Facebook как частные лица, либо оплачивают размещения через посредников-агентства. В то же время, у Google есть офис в Украине, и в цену рекламы на Google НДС уже включается.

Эксперты сходятся в том, что если законопроект примут, он может повлиять на стоимость онлайн-рекламы в целом. Однако не настолько, чтобы принести миллиарды в бюджет: анонимно участники рекламного рынка отмечают, что цифра в 3 млрд грн от НДС за рекламу выглядит преувеличенной. AIN.UA запрашивал у главы комитета комментарий о том, как рассчитывали сумму в 3 млрд грн, но не получил ответа.

Роман Вилявин, Vice CEO агентства Promodo, отмечает, что многие страны уже ввели налогообложение по этому принципу, поэтому такой шаг со стороны Украины был ожидаемым.

«Во всех системах закупки есть естественная инфляция стоимости, связанная с приходом на рынок новых игроков, повышением конкуренции и, как следствие, цен, в которых одной из компонент является аукцион рекламодателей. Повышение налогов ускорит эту инфляцию, поэтому можно ожидать постепенного удорожания стоимости размещения», — говорит он.

СEO Netpeak Дмитрий Пискарёв отмечает, что многие рекламодатели сейчас оплачивают рекламу в Facebook как частные лица (потому что у Facebook нет офиса в Украине). А это значит, что законопроект их затронет:

«Сейчас большинство рекламодателей вынуждены оплачивать рекламу в Facebook как частные лица, либо через посредников, что порождает сложности с налогообложением или дополнительные комиссионные расходы для рекламодателей. 

Если проще: когда ваше предприятие хочет оплатить рекламу на Facebook со своего счета и показать это как расходы на маркетинг, у него ничего не получится, т.к. у Facebook нет представительства в Украине. Налоговый кредит также не работает. Но, насколько мы понимаем, эти трудности законодателей волнуют в гораздо меньшей степени, чем увеличение налоговых поступлений».

Маркетинг-директор Ringostat Александр Киселев анализирует, как поменяются цены на рекламу на примере Facebook и Google Ads:

«Сейчас, при пополнении аккаунта Google Ads любая компания заводит на аккаунт Х + НДС. А в Facebook — наоборот. Они запрашивают стоимость: на сколько откручено рекламы. Если открутили рекламу на $100, то и заплатят $100 без НДС.

Это и есть единственное изменение, которое произойдет: компаниям теперь нужно будет платить за рекламу больше. Для совсем малого бизнеса, который открутил на $100, это вряд ли повлияет на бюджет. А для крупного будет совсем неприятно: если в кампании $10 000 и еще нужно платить $2 000, это — больно.

Еще один большой минус в том, что маркетолог этот дополнительный НДС не видит в расходах в интерфейсе рекламного кабинета».

Что говорят юристы?

Редакция AIN.UA также попросила юристов пояснить, кто обязан платить НДС с рекламных услуг сейчас, если закупает их у зарубежных компаний. И что поменяется в Налоговом кодексе, если проект об НДС с электронных услуг примут.

Как объясняют юристы, сейчас нерезиденты, предоставляющие резидентам рекламные услуги, не считаются плательщикам НДС, такой статус могут получить только их представительства (как, к примеру, украинский офис Google, о котором мы писали ранее). А если у нерезидента нет представительства, украинский НДС они не платят (и соответственно, не включают его в цену своей услуги).

Сергей Островский, партнер юридической фирмы Aurum:

«Согласно п.180.2 Налогового Кодекса, если резидент Украины получает услуги от нерезидента и местом поставки таких услуг считается Украина, за уплату НДС отвечает именно резидент. Сразу отмечу, что данное правило не касается физических лиц и плательщиков единого налога (кроме единщиков на 3 группе, 3% + НДС). 

Другими словами, если украинская компания закупает рекламные услуги у Facebook или Viber, не имеющих в Украине зарегистрированных представительств, такие операции облагаются НДС, но уплатить его должна именно украинская компания.

В случае принятия законопроект отнесет поставщиков электронных услуг к плательщикам НДС, которые самостоятельно его уплачивают.  Другой вопрос в том, что у государства практически не будет рычагов для того чтобы принудительно выполнять этот закон в отношении нерезидентов», — отмечает юрист.  

Максим Попов, партнер юридической фирмы Mentors Law Firm:

«Согласно указанному законопроекту, нерезиденты, поставляющие электронные услуги на территорию Украины, должны включать НДС в стоимость услуг и соотвественно платить его в Украине. В качестве аргумента автор законопроекта ссылается на практику многих стран, где НДС облагается электронная услуга не по месту регистрации компании, а по месту фактического предоставления услуги.

Сейчас с компаниями-нерезидентами пытаются попросту «договориться», но после вступления в силу проекта закона №1210 у государства появятся и основные рычаги влияния на сложившуюся ситуацию. Так, у налоговой службы появится правовые основания контролировать деятельность нерезидента на территории Украины, даже если у него нет постоянного представительства в Украине.

Вероятнее всего, компании, которые получат в Украине статус плательщика НДС, увеличат стоимость своих услуг на сумму ставки НДС (в настоящее время 20%). И в конечном итоге, этот налог ляжет на конечного покупателя — потребителя из Украины», — отмечает юрист.

Выводы

Подытожим все, что мы писали ранее, на примере. Есть украинская компания X, которая рекламирует свои услуги в Google и Facebook. Если законопроект примут, цены на рекламу в Google для нее не поменяются, ведь Google и так платит НДС, и считает его в цене своих услуг.

Цены на рекламу в Facebook вырастут на 20%, если компания оплачивает их как частное лицо. А физлица-сотрудники компании столкнутся с тем, что подписка на Netflix и игры в Steam подорожали.

Все это случится, только если Facebook, Netflix и другие зарегистрируются как плательщики украинского НДС.

Редакция будет следить за принятием этого законопроекта. Подробнее о том, как он будет работать для физлиц, которые пользуются нерекламными электронными сервисами зарубежных компаний, мы напишем чуть позже.

Оставить комментарий

Комментарии | 7

Поиск