В Раде готовится законопроект, который вводит НДС (то есть, налог в 20%) на все электронные услуги, которые зарубежные компании представляют украинцам. Имеются в виду компании, у которых в Украине нет представительства (как у Amazon, Facebook, Valve, AliExpress и т.д.). Отдельно услугу продажи товаров в интернет-магазинах в проекте закона не упоминают, однако под понятие “электронная услуга” в этом документе она подходит.

Если сейчас пользователь из Украины смотрит сериал на Netflix, покупает рекламу в Facebook или платит за хостинг Amazon, эти услуги НДС не облагаются. Но если проект примут, а зарубежные компании захотят зарегистрироваться как плательщики НДС — этот налог для них заработает, а значит, такие услуги для пользователей подорожают на 20%.

Редакция AIN.UA попросила юристов рассказать, каких именно услуг и компаний будет касаться новый “цифровой налог”, и как он повлияет на цены для пользователей.

Юлия Денисова, юрист практики международного бизнес-администрирования Juscutum:

Кто будет платить этот налог?

В проекте закона в список плательщиков НДС внесли нерезидентов, которые не имеют постоянного представительства и:

  • поставляют на таможенной территории Украины физлицам электронные услуги самостоятельно, за исключением поставки таких услуг через посредника;
  • являются посредниками в операциях поставки электронных услуг физлицам.

Что такое постоянное представительство? Статья 95 Гражданского кодекса Украины дает определение представительства. Это — отдельное подразделение юрлица, которое расположено вне его местоположение, и осуществляет представительство и защиту интересов юрлица. Представительства не являются юрлицами. Они наделяются имуществом юрлица и действуют на основании утвержденного им положения.

С этой точки зрения у Google нет представительства в Украине, весь перечень представительств компании определен на сайте. Но может запутать офис CloudSimple, который можно спутать с Google LLC.  К примеру, если оплата за сервисы происходит через CloudSimple, это не имеет отношения к Google и его прибыли. Именно нерезидент должен напрямую получить доход в указанном объеме, а не связанные с ним юрлица. Также нет представительств в Украине у Amazon, Facebook, Viber.

Комментарий редакции: по п. 14.1.193 ст. 14 Налогового кодекса, постоянное представительство — это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично компания-нерезидент ведет хоздеятельность. Это может быть филиал, офис, фабрика, склад или сервер. С этой точки зрения, у Google есть представительство в Украине (а значит, оплату за услуги Google этот проект не покрывает). Как именно будут трактовать положения проекта — станет яснее, когда его вынесут на рассмотрение ВР.

Что считают электронными услугами?

Каждая страна предоставляет исключительный список услуг, которые подлежат налогообложению. В Украине этот список, по сравнению с другими странами, очень объемный. К электронным услугам относят:

  • поставку изображений или текстов, в том числе, фото, электронных книг, журналов и т.д.;
  • поставку аудиовизуальных произведений, видео на заказ, игр, азартных игр и т.д.;
  • доступ к электронным, коммерческим, образовательным, развлекательным электронным ресурсам;
  • предоставление облачных технологий для размещения данных;
  • поставка (передача прав на) программного обеспечения и обновлений, удаленное обслуживание ПО и оборудования;
  • предоставление рекламных услуг в интернете, мобильных приложениях и т.д.

Кто будет платить?

Нужно учитывать, что хотя новый налог взимается с корпораций и украинцы не имеют отношения к его уплате, остается риск повышения цен для граждан, если международные компании решат не уменьшать свою прибыль на фоне «налоговых затрат».

Не стоит особенно надеяться, что корпорации снизят стоимость услуг, чтобы потребитель не почувствовал добавленные к услуге 20%. Но, возможно, компании будут более мотивированы открывать представительства в Украине, тем более, некоторые гиганты сферы электронных услуг уже делали заявления о таких намерениях.

Дмитрий Гадомский, сооснователь Axon Partners:

Мне нравится идея создания стимулов иностранным гигантам открываться в Украине. Идея ловить нерезидентов, которые пылесосят с украинских пользователей деньги, но никак  налогово в Украине не страдают, мне тоже нравится. И я вижу логику в создании налогового стимула: если ты резидент, то НДС не платишь (потому что льгота, но об этом ниже), а если злобный нерезидент, то платишь.

Но на проект закона №2634 я смотрю под другим углом. 

Франция или Россия — это огромные рынки с точки зрения и денег, и количества пользователей. В России с начала 2019 года действует НДС на электронные услуги нерезидентов, он же «налог на Google». Во Франции есть цифровой налог, работающий по такой же логике; он не называется НДС, но компании отчитываются по нему в НДСных отчетах. Украина — значительно меньше, и именно поэтому технологические гиганты еще не выстроились в очередь открывать у нас представительства.   

Введение для технологических гигантов НДС — это силовой метод стимулирования. У нас маленький рынок, фиговое правосудие, постоянные проблемы с властью, у местных есть льгота, а вам, иностранцам, держите +20% к цене, если вы в наш райский уголок не захотите. Звучит так себе.

На эту идею накладывается стабильно высокий уровень украинской законодательной техники:

  1. Появится новое понятие — электронная услуга. Это определение совсем не такое, как уже давно существует в законе об электронной коммерции. Беда в том, что эти определения соотносятся не как общее и частное, а как «синий» и «сладкий» . 
  2. Я не очень понял, для чего вообще появилось понятие электронная услуга» если ранее было и сейчас есть понятие «поставка программной продукции», которое почти полностью охватывает то, что теперь назвали электронной услугой. Для поставки программной продукции есть льгота по НДС, которую ГФС постоянно не видит. Возможно, все идет к тому, что в 2023 году льготу для электронных услуг не продлят, а для программной продукции продлят.

Ну и по поводу администрирования налога. Если условный Slack продает услугу конечному потребителю, который платит картой, то Slack, конечно, сильно неправ, что не зарегистрировался через свой электронный кабинет в ГФС и не платит НДС, но вот расправиться с ним физически ГФС не сможет никак — тупо «нема повноважень».

Если же услугу перепродает интегратор или реселлер, то вот он и удержит НДС за условный Slack.

Другими словами, от этого закона пострадают в первую очередь клиенты реселлеров и интеграторов. Потому что все, кто не платил за условный Slack картой физического лица, а платили реселлеру, теперь будут платить картой физического лица.