Владислав Киструга – аналитик данных компании Universe, одной из команд Genesis. В колонке для AIN.UA он рассказывает о том, чем занимаются дата-аналитики в стартапах, как влияют на бизнес и с чего начать карьеру.
Universe – это стартап в экосистеме Genesis, который разрабатывает мобильные приложения: утилиты в категории Business и Productivity и казуальные мобильные игры.
Роль дата-аналитика в диджитал-продукте
Процесс принятия решений в бизнесе возможен двумя способами:
- методом экспертных оценок – решения принимаются, опираясь на опыт специалиста, его квалифицированное мнение. Основной недостаток такого подхода в том, что каждому человеку, в силу личного опыта и мировоззрения, присуще когнитивное искажение действительности;
- data-driven подходом – решения принимаются, основываясь на аналитике данных. Этот подход позволяет подтвердить или опровергнуть экспертную оценку и избежать некачественных решений, вызванных когнитивным искажением.
Аналитик в IT-компании работает с данными, и на основе них находит инсайты, причинно-следственные связи, точки роста для бизнеса, слабые места. Этой информацией потом пользуются продакт-менеджеры, маркетологи, СЕО и другие специалисты компании.
В бизнесе есть потребность постоянного мониторинга ключевых метрик: доходность пользователя (LTV), процент пользователей, которые платят за продукт, или обычный уровень конверсии в целевое действие. Поэтому качественная аналитика напрямую влияет на прибыль и денежные потоки бизнеса, ведь ее целью является увеличение прибыли и оптимизация окупаемости затрат (ROI – Return on Investment).
Выводы аналитика – это последняя инстанция в принятии объективных решений. Обычно этим выводам доверяют. Это большая ответственность – ошибка может стоить как сотни, так и сотни тысяч долларов.
Направления дата-аналитики в IT-продукте
В нашем бизнесе (разработка мобильных приложений) можно выделить три основных направления аналитики данных.
- Маркетинг-аналитика. Это работа с маркетинговыми метриками:
- воронками;
- уровнями конверсий;
- ценами на трафик (цена за установку приложения, привлечение платящего пользователя) и другими метриками;
- зависимостью метрик от качественных показателей трафика: из какой страны пришел пользователь, какое у него устройство, в какой день недели он пришел, сколько денег компания готова заплатить за его привлечение, стоимость рекламного креатива (что увидел пользователь в Facebook, Instagram или Google) и его влияние на дальнейшее поведение пользователя в мобильном приложении.
- BI (Business Intelligence) аналитика:
- поиск ответов на вопрос, сколько денег принесет нам привлеченный сегодня пользователь в течение следующего года или полугода на основе имеющихся данных. Часто для выполнения задач такого плана используют алгоритмы машинного обучения;
- разработка дашбордов с помощью сервисов визуализации данных, таких как Tableau, Power BI, или собственных разработок. Например, мы в Universe разработали собственную систему дашбордов, которые охватывают большинство важных показателей маркетинга и BI. Существующие варианты «под ключ», хоть и имеют преимущества в простоте использования, скорости внесения изменений и создании новых дашбордов, но не полностью отвечают нашим, часто узким, потребностям бизнеса. Собственные разработки позволяют одновременно сочетать интерактивность, гибкость, простоту и машинное обучение.
- Product-аналитика. Поиск инсайтов в данных о поведении пользователя. Эти знания могут помочь бизнесу получить больше прибыли и оптимизировать окупаемость затрат. Включает аналитику А/В тестов, изменений в приложении, новых релизов приложения и тому подобное. Главная задача этого направления – сделать правильные выводы о возможностях улучшения продуктов и пользовательского опыта.
В нашем проекте мы пришли именно к такой структуре дата-аналитики и зон ответственности. Однако, это разделение – условное. Структура аналитического отдела должна зависеть только от конкретных потребностей бизнеса.
Как стать аналитиком данных
Современный рынок труда в сфере аналитики данных только формируется. Однако уже сейчас можно выделить определенные желаемые умения, к которым должен стремиться data-аналитик.
Пять необходимых хардскилов
- Знание математики, по крайней мере школьной программы. Поможет понимать суть методов, которые использует аналитик, какие именно расчеты происходят. Без этого сложно делать правильные выводы из своего анализа.
- Владение языком SQL (используется для работы с базами данных). 95% работы аналитика – это работа с данными. Нужно уметь работать с SQL, чтобы делать запросы и получать информацию из баз данных.
- Знание Excel на среднем уровне. Работа с таблицами – один из китов, на котором держится аналитика данных. Возможности Excel для аналитика очень широки – от обработки данных до визуализаций.
- Владение языком Python или R. Именно языки программирования открывают перед аналитиком новые возможности: в качестве анализа, скорости и эффективности.
- Знание инструментов визуализации: Tableau, Power BI или библиотеки для визуализаций в Python или R. Это часто ожидают работодатели, потому что любая идея аналитика, которая способна принести пользу, должна быть выражена простым языком. Графики и визуализации – один из лучших методов донесения идеи.
Пять софтскилов
- Критическое мышление. В любых данных нужно сомневаться и обязательно проверять, что именно в них содержится, насколько они полные и корректные.
- Инициативность, проактивность. Эффективный аналитик в сфере стартапов не нуждается в том, чтобы ему ставили задачи сверху. Он понимает потребности и ищет пути решения бизнес-проблем автономно, ведь именно он понимает технические возможности дата-аналитики.
- Любознательность. Аналитик, который не ищет, не может выполнять свою работу качественно.
- Терпение. Далеко не каждая задача аналитика заканчивается значимым результатом – находкой или полезным инсайтом. Нужно быть готовым к этому, принимать и просто продолжать свою работу.
- Стремление к развитию. Технологии постоянно развиваются. Надо следить за трендами, совершенствовать свои навыки и инструментарий.
Как устроиться аналитиком данных в IT
Часто аналитиками становятся работники компаний «Большой четверки», FMCG и компаний, занимающихся мобильной связью. Опыт именно в ІТ-аналитике не является критическим требованием, ведь наиболее распространенная практика – когда аналитик вырастает внутри компании.
Я начал свою карьеру в компании «Большой четверки», где работал аудитором более двух лет. Там получил базовые навыки работы с таблицами, неплохое знание Excel, сформировал критическое и аналитическое мышление.
После аудита я попал в команду Universe, сначала как маркетолог. На этой должности понял, как работает современный performance marketing на таких платформах как Facebook, Google, Snapchat, Apple Search Ads, Twitter и др. Впоследствии эти навыки и знания пригодились, когда я перешел на позицию аналитика – я уже имел ценные инсайты по трафику, понимал потребности маркетинга и знал способы, как их удовлетворить.
Аналитиком данных можно стать сразу после вуза. Для этого стоит пройти несколько профильных курсов, которые дадут базовое понимание работы аналитика данных и необходимых навыков.
Перспективы роста
Рынок дата-аналитиков в Украине очень ненасыщенный – специалистов уровня Middle+ достаточно мало. Это комфортные условия, чтобы строить в этой сфере карьеру.
Есть два условных вектора развития:
- Вертикальный. Классическая схема «Junior – Middle – Senior – Analytics Team Lead – Head of Analytics или CAO (Chief Analytics Officer)», направленная на развитие сначала собственных навыков и знаний, а впоследствии – менеджерских качеств.
- Горизонтальный – переход аналитика в другие сферы. Из аналитиков получаются хорошие продакт-менеджеры. Product Manager, который пришел из аналитики, будет иметь преимущество на рынке перед начинающим продуктовым менеджером. Дата-аналитики, которым интересно применить свои технические знания, например Python, в сфере разработки, часто переходят в бэкэнд-разработчики, поскольку они также уже способны понять процессы в этой сфере.
Есть кейсы, когда бывшие аналитики данных становились успешными руководителями собственных стартапов. Сильный аналитик имеет так называемый helicopter view – видит картину бизнеса в целом, понимает большинство процессов в командах.
Прокачка навыков
Курсы
CodeAcademy (начинал именно здесь изучение SQL и Python):
- Learn SQL, где обучают языку запросов SQL на интересных примерах;
- Learn Python 3, который объясняет основы языка программирования Python, одного из самых распространенных языков для дата-аналитиков;
- Analyze data with Python, где авторы показывают сферы применения Python в аналитике данных;
- Visualize data with Python, где доступным языком на примерах учат делать качественные графики и другие виды визуализаций;
- Data Scientist,в котором обучают более сложным алгоритмам, которые используют в сфере Data Science.
Udemy:
- Data Science Training Course: Data Scientist Bootcamp — масштабный и полезный курс по Data Analytics и Data Science, который охватывает статистику и инструменты: Python и его самые популярные библиотеки;
- Integrating Python, SQL, and Tableau Integration Course, где наглядно показывают, как сырой набор данных превратить в интересные и интерактивные дашборды с помощью SQL, Python и Tableau.
Другие ресурсы
- Публикации на Medium – здесь можно найти информацию, как специалисты решают конкретные проблемы в аналитике данных.
- Книга «Статистика для всех» Сары Бослаф, в которой простым языком объясняются основы статистики. Информация будет понятна даже для начинающих в аналитике.
Автор: Владислав Киструга, аналитик данных компании Universe