В марте 2021 года исполнился год со времени первого и самого жесткого локдауна в Украине: тогда власти закрыли не только все бары, кино и школы, но и общественный транспорт. С 20 марта в Киеве вводится очередной локдаун, AIN.UA в связи с этим спросил у представителей бизнеса, на который карантинные ограничения влияли целый год, о том, как их компании пережили этот период, и к чему готовятся дальше.
Мы также узнали о том, как обстоят дела у:
- Дмитрия Борисова и ресторанной сферы.
- Дмитрия Чиня и концертной индустрии.
- Андрея Буренка и индустрии путешествий.
В этом материале о влиянии локдаунов на бизнес рассказывает Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров «Планета Кино»:
Если сравнивать март 2020 года с мартом 2021, как вы пережили серию карантинов, какой был самым жестким?
С учетом того, что Киев и Львов уже закрыли на карантин в марте 2021, а также учитывая, что в 2021 году у нас мало ожидаемых фильмов и ограничение в 50% мест, то оба месяца будут приблизительно одинаковыми по результатам.
Насколько сильно просели за это время и получилось ли вернуться на докарантинные показатели?
По сравнению с 2019 годом наши доходы и посещаемость в 2020 и 2021 сократились приблизительно на 60%. Мы уже год терпим убытки каждый месяц. У нас ежемесячно до 7 млн грн затрат и мы не можем их сократить (это в основном зарплата 500+ сотрудникам компании и арендная плата).
В целом, как долго будет восстанавливаться киноиндустрия?
Я думаю и надеюсь, что в октябре-ноябре будет восстановление. Мы зависим от того, как будут работать кинотеатры в США, Китае, Великобритании и еще нескольких крупных странах. Студии начнут давать ожидаемые блокбастеры, когда кинотеатры во всем мире восстановят свою работу. А мы получаем от 60 до 80% дохода именно от таких фильмов.
Государство помогало в этот период или нет?
Часть наших сотрудников смогли получить 8000 гривен. Также мы получили 4 млн грн помощи на выплату зарплат сотрудникам. Эти суммы приблизительно равны нашим затратам за 1 месяц, а нормально работать мы не можем уже почти 12 месяцев.
Что делали, чтобы выживать все это время?
Больше всего нам помогли наши клиенты. В марте 2020 мы запустили в продажу кризисные сертификаты, которые мы продавали по 100 грн и их можно было обменять на любой билет после нашего открытия (даже на билеты в RE’LUX, IMAX, 4DX, которые стоят 250-450 гривен). Мы продали 112 000 таких сертификатов на сумму более 11 млн грн. Это нам существенно помогло пережить первый локдаун в 2020 году. Также мы активно развивали продажи нашего попкорна под брендом Pumpidup в супермаркетах, АЗС.
В Киеве объявили на днях локдаун до 9 апреля 2021, как относитесь к этому решению?
Это ужасно. Очередной удар по нашему бизнесу. Не понимаю, как можно оставлять транспорт и закрывать кинотеатры, ТРЦ. У нас намного безопаснее, чем в транспорте или в офисах, в которые в этом транспорте будут ездить.
Ваши прогнозы на этот год?
Я надеюсь, что он будет немного лучше, чем 2020, но все равно существенно хуже (процентов на 40%, чем 2019 год).