Как продавцам с Amazon, eBay и Etsy перевести бизнес на ФОП

2750
1

Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, CEO ООО «Е.С.Консалтинг», в колонке для AIN.UA рассказала о правилах регистрации бизнеса по продаже хэндмейда на западных маркетплейсах.

Александра Томашевская. Фото – автора.

На сегодняшний день Украина в четверке стран-лидеров по продаже хэндмейда на Etsy, впереди – только Великобритания, Франция и Германия. Рост доли украинских продавцов наблюдается также на площадках Amazon Handmade, eBay. Наши предприниматели генерируют поступление валютной выручки в Украину в сумме более $350 млн в год, и, согласно прогнозам, количество продавцов на международных маркетплейсах в перспективе увеличится в разы.

Нужно отметить, что уже даже наша страна стала всерьез рассматривать потенциал развивающегося бизнеса в сфере е-commerce с точки зрения поступлений налогов в бюджет. С недавних пор ужесточены процедуры финансового мониторинга, и субъектами первичного финансового мониторинга сейчас являются не только банки, но и операторы почтовой связи. Все чаще предпринимателям приходится отвечать на вопросы о происхождении средств на счетах. Есть даже негативные сценарии блокировки банковских счетов, по которым проходили значительные суммы выручки от  продаж за рубежом.

Поэтому рассмотрим вариант трансформации схемы ведения е-commerce бизнеса вместо физического лица – на частного предпринимателя на едином налоге и по пунктам определим, что поменяется.

Как перевести бизнес на ФОП на ЕН

Шаг 1. Регистрация в качестве предпринимателя на едином налоге.

Не будем вдаваться в подробности регистрации или описывать базовую информацию о налогообложении таких субъектов. Достаточно сказать, что упрощенная система налогообложения вполне подходит для ведения такого бизнеса, и для начала продажи товаров на экспорт оптимальный вариант – вторая группа единого налога.

Основной вид деятельности, который мы рекомендуем указывать при регистрации, 47.91 «Розничная торговля, которую осуществляются фирмами почтового заказа или через сеть Интернет». В частности, этот класс КВЭД включает торговлю любыми товарами посредством сети Интернет, что в нашей бизнес модели нас полностью устраивает. Прочие КВЭДы добавляете соответственно типу вашего бизнеса: торговля сувенирной продукцией, декором, украшениями и т.п.

Шаг 2. Открытие счетов в банке.

Поскольку вы теперь предприниматель, вам понадобятся счета в банке, открытые именно на предпринимателя. Счета нужны в иностранной валюте, в долларах, а также в национальной. Просто зарегистрироваться предпринимателем и продолжать принимать средства на свой личный счет – неправильно и не поможет при прохождении процедур финансового мониторинга. Согласно порядку функционирования счетов в банках, выручка от бизнес-транзакций субъекта хозяйствования должна поступать на бизнес-счета.

Минус в том, что как предприниматель вы не сможете воспользоваться  своими деньгами именно в валюте, вам придется продать валютную выручку по курсу межбанка. Плюс в том, что доход в виде валютной выручки – это ваш предпринимательский доход, который вы официально задекларируете в годовой декларации о доходах.

Шаг 3. Выплата валютной выручки на валютный счет предпринимателя.

На этом этапе у нас есть несколько сценариев. В отличие от схемы выведения средств на личный банковский счет, для которой могут быть использованы многие сервисы, для выплаты выручки на счет предпринимателя нам нужно сделать перевод по системе SWIFT на реквизиты вашего валютного счета, IBAN.

Если вы работаете через удобную для таких операций площадку, например Westernbid, вывести средства на валютный счет будет просто. В кабинете клиента вы формируете инвойс на свое имя и указанием реквизитов валютного счета (пример ниже). Этот инвойс подходит как для валютного надзора банка, так и для налоговой инспекции при проверке. Предоставление этого документа в банк закрывает сделку по экспорту с точки зрения валютного надзора. Это означает, что каких-то дополнительных документов создавать не нужно.

Изображение – автора

Если выбранная схема выведения средств – Payoneer, то инвойс вам придется создать вручную, но принцип тот же. Рекомендации по выведению средств из системы Payoneer мы описывали в этом материале. Безусловно, вы несете расходы на комиссию сервисов по выведению средств. При расхождении сумм полученной выручки и вывода средств проблема решается корректировкой стоимости позиций в инвойсе.

Все ли деньги вы будете выводить на счет предпринимателя – решать вам.

В чем нет необходимости, так это в заключении внешнеэкономического договора, контракта с нерезидентом.  В е-commerce покупателем и грузополучателем товара является физическое лицо, поэтому заключение контракта, который подписывается сторонами в обычном деловом обороте между предприятиями, не применяется.

Шаг 4. Оформление отправки товара. Если в статусе обычного физического лица гражданину Украины разрешается отправлять посылки стоимостью до $10 000, то для бизнес-субъекта (предпринимателя или компании) ограничение более жесткое: стоимость одного почтового отправления без таможенного оформления не должна превышать €150. Поэтому при отправке товаров почтой нужно учитывать этот фактор.

Строгое требование хранить все квитанции на отправку товаров касается только предприятий, которые ведут полноценный бухгалтерский учет, поэтому если вы не соберете все транспортные накладные – ответственности в виде штрафов или дополнительных налогов нет.

Для справки отметим, что отправка почтой товаров стоимостью до €150 за рубеж не является объектом налогообложения НДС.

Итоги

Для перевода процессов вашего е-commerce-бизнеса в формат деятельности частного предпринимателя на упрощенной системе налогообложения вам следует:

  • Зарегистрироваться частным предпринимателем, проверить получение статуса плательщика единого налога;
  • открыть два счета в банке: в иностранной и национальной валютах;
  • формировать инвойс под суммы выводимых средств;
  • продавать валютные поступления на межбанке и переводить гривны на личную карту;
  • хранить документы, подтверждающие отправку товара в почтовых отправлениях;
  • следить за своевременной уплатой единого налога, ЕСВ, и вовремя подавать годовые отчеты.

Безусловно, с ростом бизнеса можно рассматривать как открытие компании в Украине, так и создание структуры за рубежом, например, в США. Но для начала правильной работы  описанных процессов будет достаточно.

Автор: Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, CEO ООО «Е.С.Консалтинг»


Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Добрый день.
    Ну а можно больше конкретики?
    Вот меня интересует какие КВЕДы указывать при открытии ФОПа, чтобы торговля на Amazon подпадала под них

    Также интересует, какой-то пример с выводом денег с пайонера, после получения денег от Амазона. К примеру Амазон прислал вам 2к долларов а вы хотите себе на ФОПа только 500 usd скинуть, как это сделать правильно и чтобы все документы были в порядке?

    Спасибо!

Поиск