Два крупнейших стартапа Индонезии, а именно торговая площадка Tokopedia и мультисервисной платформы Gojek, объявили о слиянии. В результате слияния компании создадут GoTo Group, которая станет крупнейшей технологической компанией в стране с оценкой примерно в $18 млрд.

Как отмечает Bloomberg, GoTo Group охватит огромный спектр услуг, начиная от вызова такси, каршеринга и финансовых технологий до онлайн-покупок и доставки. 


Что собой представляют Gojek и Tokopedia

Фото: Jofie Yordan/kumparan

Tokopedia — индонезийская технологическая компания, специализирующаяся на электронной C2C-коммерции. Стартап был основан в 2009 году. Как отмечает The Jakarta Post, в 2019 году Tokopedia стал самым посещаемым ecommerce-сайтом на ПК в Индонезии со средним ежемесячным посещением 65,9 млн человек и охватом около 25% от общей доли рынка.

В декабре 2020 года Tokopedia насчитывала более 350 млн списков продуктов и более 9,7 млн продавцов. Каждый месяц платформу посещало около 100 млн активных пользователей.

Самый известный продукт Tokopedia — это бесплатная торговая площадка, но кроме этого компания также имеет десятки других проектов, среди которых:

  • приложения для электронных переводов, коммунальных и телефонных платежей, покупки авиабилетов и билетов на мероприятия, покупка ваучеров для игр и других цифровых услуг;
  • FinTech-приложения: цифровые кошельки, приложения для инвестиций, ссуд на коммерческий капитал, виртуальные кредитные карты, решения для безопасности, кредитный скоринг на основе данных для ссуды и другое.

Также Tokopedia развивает интегрированный в торговую площадку логистический бизнес, с помощью которого клиенты могут выбрать предпочитаемое время прибытия посылки и согласовывать его с поставщиками логистических услуг. В 2020 году эта услуга охватила 98% округов Индонезии.

Инвесторами Gojek являются: PT Indonusa Dwitama, East Ventures, CyberAgent Ventures, NetPrice, SoftBank, Ventures Korea, Sequoia Capital, Alibaba, Google и сингапурского государственного фонда Temasek Holdings. 

Gojek был создан в Индонезии в 2010 году как колл-центр для подключения потребителей к услугам курьерской доставки, а в 2015 году компания запустила 4 приложения: онлайн-сервис мототакси GoRide, курьерская служба GoSend, сервис покупки продуктов GoShop и доставку еды GoFood. 

Сегодня Gojek превратилась в компанию «на все случаи жизни» и имеет более 20 сервисов, закрывающих большинство потребностей пользователей: от вызова такси до уборки дома и заказа персонального парикмахера. Неполный список сервисов Gojek выглядит следующим образом:

  • FinTech: четвертый по величине сервис электронных кошельков в Индонезии Go-Pay, сервис для оплаты счетов за электроэнергию Go-Bills,
  • FoodTech: служба мгновенной доставки еды GoFood, офлайн-сети фудкортов Go-Food Festival, служба каталогов Go-Nearby, соединяющая продавца Go-Food с клиентами Go-Jek
  • E-commerce: покупка продуктов из приложения Go-Mart, покупка обычных товаров Go-Shop, продажа билетов Go-Tix,
  • Beautytech: услуги личного массажиста Go-Massage, персональный парикмахер Go-Glam,
  • Логистика: первый онлайн-сервис мототакси в Индонезии GoRide, службы заказа обычных такси Go-Car и Go-Blue Bird, курьерские службы Go-Send и Go-Box, служба доставки лекарств Go-Med, служба доставки топлива Go-Pertamina.

Компания о оценивается в $10 млрд и работает в Индонезии, Вьетнаме, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах. Как сообщает Jakarta Globe, по состоянию на июнь 2020 года у Gojek около 170 млн пользователей по всей Юго-Восточной Азии. 

Инвесторами Gojek являются: Astra International, blibli.com, Google, Facebook, PayPal, Mitsubishi, Sequoia, Northstar Group, фонд благосостояния Сингапура Temasek Holdings, KKR, Warburg Pincus, Visa , Parallon, Siam Commercial Bank, Tencent, JD.com, meituan.com и Capital Group.

Объединение Gojek и Tokopedia в GoTo

В процессе слияния Gojek и Tokopedia, создадут холдинговую компанию GoTo, которая будет предоставлять огромный спектр услуг. Слияние уже одобрили акционеры обоих стартапов, в число которых входят Google и Alibaba.

После слияния акционеры Gojek должны получить 58% собственности нового предприятия, а держатели Tokopedia – остальные 42%. Как сообщает Bloomberg суммарная оценка Gojek и Tokopedia составляет около $18 млрд. Общие цифры объединенных компаний выглядят следующим образом:

  1. За 2020 год компании провели более 1,8 млрд транзакций, общим объемом более $22 млрд;
  2. Сервисами Gojek и Tokopedia ежемесячно пользуются более 100 млн активных клиентов;
  3. По состоянию на декабрь 2020 года общий зарегистрированный парк водителей составляет более 2 млн человек;
  4. Более 11 млн торговых партнеров по состоянию на декабрь 2020;
  5. На GoTo предположительно будет приходиться около 2% ВВП Индонезии.

«Водители Gojek будут поставлять еще больше доставок из Tokopedia, торговые партнеры любого размера получат выгоду от улучшенных бизнес-решений, и мы будем использовать наш масштаб для повышения финансовой доступности в развивающемся регионе с неиспользованным потенциалом роста», — сказал генеральный директор GoTo Grou Андре Соелистио,

Как сообщил президент Tokopedia Патрик Цао, GoTo планирует проведение листинга к концу 2021 года с целью торговли своими акциями как в Джакарте, так и в США. Компания рассматривает все варианты, включая первичное публичное размещение акций и сделку со специальной компанией по приобретению. Целевая оценка при размещении на публичных рынках составляет от $35 до $40 млрд.

Почему это важно?

Объединение Gojek и Tokopedia создаст экосистему, закрывающую большинство потребностей пользователя и поможет стартапам конкурировать с хорошо финансируемым суперприложением Grab и платформой электронной коммерции Shopee.

Такая консолидация может позволить GoTo занять доминирующее место на рынке, предлагая клиентам удобство экосистемы, в которой есть «все на свете».