Коммерческий аудиопродакшн: как украинские композиторы и саунд-продюсеры зарабатывают музыкой

1963

Коммерческий аудиопродакнш – это полноценная индустрия со своими игроками, правилами, преимуществами и недостатками. Журналист AIN.UA поговорила с украинскими композиторами и саунд-продюсерами, и выяснила, как они зарабатывают музыкой в Украине и почему на зарубежных рынках платят больше.


Аудиобрендинг и музыка под заказ

Наверняка многим знакома музыкальная заставка, которая играет в каждом выпуске программы «#@)₴?$0 з Майклом Щуром» на канале «Телебачення Торонто». Автор трека – Александр Филоненко, украинский музыкант, композитор и основатель студии Handbag House Sound Production. Он очень гордится этим проектом и небезосновательно – это яркий пример успешного аудиобрендинга на украинском рынке.

Александр Филоненко
Фото: Оля Закревская/Comma

Создание звукового ДНК бренда – это только один из возможных вариантов коммерческого аудиопродакшна. Есть еще реклама, а также кино и театр, для которых композиторы пишут музыку по техническому заданию от заказчика. В обоих случаях автор получает от компании или бренда несколько референсов или отсылок к тому, что они хотят получить на выходе, на основании которых автор создает новый продукт.  

Александр в индустрии более 10 лет, и у него внушительное портфолио – его треки играли в рекламных роликах таких крупных брендов, как Škoda, Puma, McDonald’s, Vodafone, Samsung, Roshen, Kyivstar

Чаще всего в украинской индустрии коммерческой музыки на автора выходят через знакомых – так было с проектом «Телебачення Торонто». Компании могут обратиться напрямую к композитору, но это редкость. Бренды, как правило, сотрудничают с агентствами, которые снимают для них ролики и занимаются поиском всех подрядчиков. 

История с иностранными заказчиками схожа. К примеру, в 2019 году Филоненко нашло британское агентство BETC, в сотрудничестве с которым он написал музыку  для рекламы Veet.

Если ты активный участник рынка, индустрии, что-то делаешь на постоянной основе, то скорее всего ты будешь известен в профессиональных кругах, – резюмирует композитор.

Цена вопроса

Основной заработок автора, создающего музыку для рекламных роликов на украинском рынке – это гонорар. Стоимость композиции зависит от заказчика, сложности выполнения заказа, его технических нюансов, портфолио автора. Средняя цена 30 секунд готового продукта может варьироваться от $150 до $700.

Заказчик платит за твой вкус. Имея определенные профессиональные навыки и вкусовые ощущения, ты можешь оперировать звуками так, что клиент на выходе получит качественный и крутой продукт. Из того, насколько с тобой комфортно, просто и понятно работать, тоже формируется твой гонорар. Чем больше о тебе хороших отзывов, тем больше люди потом к тебе обращаются. На каком-то этапе твое время начинает стоить дороже, – объясняет Александр.

Работая с европейским рынком, композитор также получает роялти за трансляцию роликов с его музыкальным оформлением. В отличие от Украины, там система выплаты авторских отчислений работает и регулируется на законодательном уровне. Как утверждает Филоненко, гонорар в таком случае – не главное, ведь сумма авторских отчислений может существенно его превышать. За написание музыки для ролика Veet, который был в ротации на всех каналах BBC, он получил несколько тысяч долларов отчислений.

«Это в несколько десятков раз превышает сумму роялти за все мои работы в Украине, а я лет 10 уже работаю», – отмечает автор.

Лицензирование

В Украине индустрия коммерческой музыки развивается довольно медленно. В первую очередь это связано с мощностями компаний-заказчиков. Бюджет рекламной кампании диктует бренду, насколько эксклюзивный продукт он может себе позволить. 

Иван Лузан
Фото — автора

Раньше для того, чтобы создать рекламный ролик обращались только напрямую к композитору. Композитор писал музыку под конкретный проект, и, конечно же, это были высокие бюджеты – многим это было не по карману. Сейчас ситуация изменилась, – рассказывает Иван Лузан, музыкант, композитор и основатель студии Soncesvit Studio. 

Речь идет о лицензировании – покупке права на легальное использование авторской музыки в продукте покупателя. Как один из вариантов, для этого существуют аудиостоки – сервисы, на которых композиторы могут размещать свои треки, а заказчик выбирать и покупать лицензию. Крупнейшим стоковым сайтом является AudioJungle – один из разделов корпорации Envato. Цена за трек зависит от объема и вида лицензии. Конкретно у Ивана диапазон цен за произведение – от $9 до $99.

Его музыка пользуется на AudioJungle особой популярностью. Через этот сервис у него лицензировали треки более 3000 компаний, среди которых – Google, BMW, Volkswagen, Mercedes, Microsoft, Hilton, Starbucks, Game of Thrones для сопровождения интервью с актерами сериала и даже Кабинет Министров Украины для музыкального сопровождения одной из своих презентаций.

Помимо этого, бренды могут лицензировать авторскую музыку композитора через специальные агрегаторы. «У меня когда-то была группа – Tape Flakes. Так случайно получилось, что один из треков в альбоме лицензировала компания Škoda для мировой рекламной кампании Škoda Fabia. Это произошло через компанию-агрегатор. Они собирают у себя много музыки, подписывают с авторами договора, забирают процент и продают музыку,» – объясняет Александр Филоненко. 

Цена вопроса 

По словам Ивана Лузана, у стоковых сайтов есть огромное преимущество:

Специфика аудиостоков такова, что один и тот же трек, один и тот же айтем может приобрести неограниченное количество людей. Точнее, не сам трек, а право на его использование. 

Кроме того, через эти сервисы компании могут выходить на композиторов и заказывать у них эксклюзивную музыку. Так случилось у Ивана – после того, как Министерство обороны Китая лицензировало у него трек для ролика о ветеранах китайском армии, Huawei предложил ему годовой контракт для работы с китайским рынком. 

Прибыль от лицензирования через стоки может доходить до $4000 в месяц, признается Иван, но это далеко не предел. У таких сайтов есть и недостатки – во-первых, музыка, размещенная на них – роялти-фри, за исключением прав на треки, купленные для использования в кино. Во-вторых, автор не может контролировать, кто покупает его продукт и отзывать лицензию. О том, что компания или бренд купили музыку, можно узнать только post factum, из выписки.

Когда речь о лицензировании авторского продукта иностранными заказчиками через агрегатор, с авторскими отчислениями проблем не возникает. Но появляется другой нюанс, на который Александр рекомендует обращать особое внимание:

В Украине любят покупать права на музыку навсегда и на весь мир, хотя редко рекламная кампания длится больше трех месяцев. На Западе покупают четко на территорию и срок, потому что от этого всегда зависит стоимость.

Бонус для композитора

На YouTube есть система ContentID – с ее помощью можно монетизировать треки, отслеживая использование музыки в видео без лицензии. Во время разговора Иван открыл отчет за 4 квартал 2020 года – в 22 000 видео используется его музыка нелегально. По его словам, у автора есть два выхода: заблокировать видео или перенаправить монетизацию себе. Вторая опция может принести композитору, владельцу прав на треки около $3000-$4000 в квартал.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск