В апреле 2021 года в первом чтении приняли законопроект №4303 о стимулировании развития цифровой экономики в Украине, более известный как закон о «Дія City». С момента первого внесения в Раду документ претерпел значительных изменений. Ранее мы анализировали, что изменилось при подготовке законопроекта к первому чтению. Сейчас он готовится ко второму чтению — редактор AIN.UA разбиралась, что поменяли на этот раз (полная сравнительная таблица есть в распоряжении редакции AIN.UA).


«Дія City» на 25 лет

Специальный налоговый и правовой режим для IT-компаний «Дія City» изначально задумывался как эксперимент. В оригинальной версии законопроекта, как и в отредактированной к первому чтению предлагалось ввести его минимум на 15 лет – и посмотреть, что будет. В Минцифры тогда заявляли, что если «Дія City» «сработает» – пополнит казну, откроет множество высокооплачиваемых вакансий и приведет в страну иностранный капитал – специальный режим можно масштабировать на всю Украину.

В новой редакции «Дія City» хотят ввести не на 15, а минимум на 25 лет.

«Правовой режим «Дія City» в соответствии с настоящим Законом устанавливается на неограниченный срок, но не менее чем на 25 лет со дня внесения в реестр «Дія City» записи о первом резиденте «Дія City», – говорится в новой версии закона.

Соответственно, резиденты получат гарантии от государства, закрепленные данным законом, на дополнительные 10 лет. В частности, в сфере налогообложения (особенности налогообложения резидентов «Дія City» прописаны в отдельном подзаконе).

Новые сферы деятельности для резидентов

В новой редакции расширили перечень сфер деятельности, которая подпадает под «Дія City». Раньше в перечне было 9 пунктов, сейчас их 11. Помимо стандартных разработки ПО, компьютерных игр, IT-сервисов и сопутствующих занятий, добавили еще две принципиально новые для данного документа сферы:

  • кибербезопасность: разработка решений в данной области, сервис и обслуживание, консультационные услуги и т.д.,
  • робототехника: от исследований до проектирования.

Кроме того расширили описание образовательных проектов, которые также могут претендовать на резидентство. По сути, это могут быть любые курсы, частные школы и вузы, которые обучают специальностям, напрямую или косвенно связанным с IT.

Вместе с тем, в перечень условий, при которых компания не может претендовать на вступление в «Дія City», добавили пункт про азартные игры. Компании, которые осуществляют деятельность по организации и(или) проведению азартных игр – кроме деятельности по оказанию услуг в данной сфере – не могут претендовать на резидентство. То есть, аутсорсеры, которые делают ПО для игорки, в «Дія City» вступить могут, а вот их клиенты – нет.

Порядок вступления и исключения из «Дія City»

Здесь произошло, пожалуй, больше всего изменений, как мелких, так и довольно значимых.

Начнем с того, что в новой редакции закона добавили пункт о том, что заявление и все сопутствующие документы для вступление в «Дія City» можно подать в электронной форме. Ранее об этом в законе не говорилось – теперь же эта возможность отдельно прописана.

В порядке рассмотрения заявлений на вступление также произошел ряд изменений. В частности, теперь, если заявление возвращают без рассмотрения или заявителю отказывают в статусе резидента по каким-либо причинам, об этом регулятор должен уведомить заявителя по email в течение 5 рабочих дней (ранее срок уведомления не был определен). Также в день уведомления решение должно быть опубликовано на официальном веб-сайте уполномоченного органа.

Резидентам, которые проштрафились и подлежат исключению из «Дія City», дали 10 дней с момента уведомления о лишении статуса резидента на то, чтобы принять меры. Если резидент подсуетится, устранит нарушения и докажет это апелляционной комиссии или в суде, исключать его не будут. Для этого в раздел 2 добавили сразу две статьи (10 и 11) о том, в каком порядке резиденты смогут оспаривать решения регулятора – в частности относительно исключения из «Дія City».

  • Статья 10 раздела 2 посвящена оспариванию в административном режиме. На подачу апелляционного заявления у резидента есть 10 дней. Рассматривать такие заявления будет апелляционная комиссия, созданная при уполномоченном органе. Процедура будет работать, как в суде здорового человека: именно регулятор должен будет доказать, что исключение резидента правомерно, а не наоборот. На принятие решения у комиссии будет 20 рабочих дней, в сложных случаях – максимум 30 с момента подачи заявления. Если комиссия не примет решение за этот срок, все автоматически остается как было.
  • Вторая статья посвящена оспариванию в судебном режиме в соответствии с судебным законодательством Украины. При обращении в суд резидент теряет право на административное оспаривание.

Реестр «Дія City» остается открытым в окончательной редакции закона, но депутаты решили добавить абзац про его совместимость с другими государственными системами и реестрами. Ранее о совместимости в документе не говорилось вообще.

Права и обязанности резидентов. Полномочия регулятора

Как и в предыдущей редакции, «уполномоченный орган»:

  • Принимает решение о вступлении компании в «Дія City» и исключении из него.
  • Обеспечивает работу реестра участников «Дія City».
  • Контролирует то, насколько заявители и участники «Дія City» соответствуют требованиям этого режима.

В свою очередь компания-резидент ежегодно подает «уполномоченному органу» отчет, в котором содержатся данные о зарплатах, количестве гиг-контрактов и сотрудников, долю квалифицированного дохода в общем доходе.

В новой редакции законопроекта добавили несколько абзацев. В них говорится, что если регулятор выявит какие-либо отличия между отчетом про соответствие (условиям принятия в «Дія City») и финансовым отчетом резидента – он может запросить у него результаты независимого аудита. Резидент должен будет предоставить заключение независимых аудиторов в течение 60 дней.

Также в документ добавили целую статью про исполнительный орган резидента «Дія City», согласно которой компания может передать функции управления юридическому лицу, зарегистрированному в законодательном поле Украины.

Гиг-контракты, конкуренция и непереманивание

Одна из самых противоречивых новаций от Министерства цифровой трансформации – гиг-контракты – также получила ряд обновлений в новой редакции законопроекта. Большинство из них – мелкие правки относительно порядка выплаты вознаграждений по гиг-контрактам.

  • Например, из проекта убрали требование выплачивать таким специалистам зарплату в национальной валюте.
  • Добавили выплаты и отпускные дни в связи с родами, усыновлением, а также пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.
  • Добавили конкретики относительно оформления договоров. В частности, дали возможность разорвать гиг-контракт обеим сторонам (раньше такое право имели только компании-резиденты).

Из документа полностью убрали статью о непереманивании. Отдельные ее положения вписали в другие статьи, в частности о конкурентных действиях и подписании договоров. Эту статью ранее сильно критиковали, поскольку она могла поставить под вопрос возможность сотрудников менять место работы.

В новой редакции компания-резидент все еще может подписать со специалистом договор про неконкуренцию и перечислить в нем виды деятельности, в которых специалист не может быть параллельно занят, пока продолжается его сотрудничество с компанией.

В то же время, в закон добавили абзац о том, что если перечень таких видов деятельности будет неадекватно большим, эта часть договора будет признаваться судом недействительной.

Подведем итоги

Правок в закон о «Дія City» внесли немало, мы перечислили лишь самые основные. Они важные, но не меняют сути эксперимента с особым налоговым и правовым режимом.

  • Режим «Дія City» вводится минимум на 25 лет (раньше планировалось на 15).
  • Участие в «Дія City» добровольное. В статью даже добавили предложение следующего содержания: “Добровольность резиденства в «Дія City», которая заключается в недопустимости прямого или косвенного принуждения юридических лиц к приобретению статуса резидента «Дія City».
  • Резидентами «Дія City» могут стать только компании в сфере IT и смежных сферах (добавили робототехнику и кибербезопасность).
  • Доход от продажи таких услуг должен составлять не менее 90% дохода юрлица (мы подробнее писали об этом здесь).
  • Среднемесячная зарплата сотрудника «Дія City» должна составлять 1200 евро в эквиваленте (для стартапов – только спустя год, а в предыдущей редакции было 6 месяцев).
  • Компания может привлекать работников в штат, как ФОП и по гиг-контрактам. Специалисты также вольны выбирать форму сотрудничества с резидентом «Дія City».
  • Статью о непереманивании убрали. Вместо нее – отдельные положения о неконкуренции специалистов с работодателями.
  • Добавили статьи о порядке оспаривания резидентом исключения из «Дія City».

Интерес также представляет правка, которая вошла в заключительные и переходные положения законопроекта. В них предусмотрено, что общие принципы функционирования режима «Дія City», такие как свобода деятельности, невмешательство, презумпция правомерности деятельности, распространяются не только на резидентов «Дія City», но и на субъектов хозяйственной деятельности в сфере IT, которые не являются резидентами «Дія City» и не выполняют работы (не продают услуги) в пользу резидентов «Дія City».

Хотя, казалось бы, – это элементарные и сами собой разумеющиеся вещи, которые не обязательно дописывать в каждый новый закон.