С 1 сентября в Украине заработала налоговая амнистия или добровольное разовое декларирование. По факту, налоговая амнистия — возможность для граждан “узаконить” капитал, происхождение которого они не могут объяснить, прежде, чем в стране ужесточат механизмы финмониторинга. После этого за деньги “из-под матраца” уже нельзя будет, например, официально купить квартиру. По крайней мере, так утверждают чиновники.
В рамках налоговой амнистии любой желающий отчитаться перед государством о своем реальном материальном положении подает разовую декларацию, один раз платит налог – и после этого вопросов со стороны государства о том, откуда деньги, поступать не должно.
Такую декларацию уже можно подать онлайн через «Электронный кабинет налогоплательщика». ГНС опубликовала инструкцию, как это сделать. AIN.UA приводит ее адаптированный вариант и рассказывает, как будет работать налоговая амнистия.
Как подать разовую добровольную декларацию онлайн
- Авторизируйтесь в «Электронном кабинете налогоплательщика» с использованием КЭП или “Дія.Підпис”.
- Перейдите во вкладку “ЕК для громадян”.
- Выберите в меню пункт “Одноразова (спеціальна) добровільна декларація”.
- Нажмите на кнопку “Створити”.
- Появится форма для заполнения на 11 разделов. Некоторые поля уже заполнены, ничего менять в них не нужно – это ваши данные из единого реестра налогоплательщиков.
- Далее вам нужно внимательно заполнить форму там, где данные не внеслись автоматически. Обратите внимание, что некоторые поля для вас будут неактивны – это зависит от того, резидент вы или нерезидент.
- Чтобы добавить актив и внести о нем сведения, нужно нажать на плюс в правой части экрана – откроется форма целиком.
- После того, как вы добавите наименование актива и его стоимость, нужно выбрать ставку налога, и система автоматически рассчитает его сумму. Текущий курс валюты и оценка актива в гривне заполняются автоматически.
- На каждый раздел – свой вид актива. Вам нужно внести все сведения об активе, его оценку – и вы получите расчет налога, который предстоит уплатить. В целом, в декларацию можно внести следующие активы:
- валютные ценности;
- земельные участки;
- недвижимость (квартиры, дома, офисная и складская недвижимость и т.д.);
- транспортные средства (машина, мотоцикл, микроавтобус и т.д.);
- другое движимое имущество;
- паи, корпоративные и другие имущественные права, объекты интеллектуальной собственности;
- ценные бумаги и финансовые инструменты;
- права на дивиденды и т.п.;
- другие активы.
- По каждому активу есть подсказка, которая открывается по клику на значке со знаком вопроса. Впрочем, на момент написания данной инструкции по всем видам активов пока почему-то выводится разъяснение для валюты.
- Если каких-то активов у вас нет, раздел можно пропустить, нажав на кнопку “Далі”.
- Для удобства есть навигация между разделами в верхней части экрана – чтобы перескочить на нужный раздел, достаточно просто кликнуть по цифре.
- После заполнения всех разделов, вы увидите расчет налогов по каждому активу и общую сумму, которую надлежит уплатить. Также есть уточняющий раздел, он нужен для повторной подачи декларации (в том случае, если вы уже подали декларацию с ошибкой и хотите ее исправить), так что заполнять его сразу не нужно.
- На последней странице остается проставить галочки в нужных местах и прикрепить сканкопии необходимых документов (если они есть). Сделать этого можно, нажав на плюс в правом нижнем углу.
- Осталось подписать декларацию при помощи электронной подписи (КЭП или “Дія.Підпис”) и отправить.
В налоговой акцентируют, что подача деклараций – дело добровольное. Источники своих доходов при этом декларант подтверждать не обязан. А сведения, которые содержатся в декларации, не будут использоваться налоговой для каких-либо санкций и штрафов. Грубо говоря, если вы задекларируете квартиру, которую купили непонятно за какие деньги – с обыском к вам не придут.
Впрочем, это еще предстоит проверить на практике.
Что дальше
После отправки декларации ГНС в течение 20 дней проверяет, действительно ли существуют активы, которые вы задекларировали (например, лежит ли на вашем счету в банке указанная сумма в валюте), а также правильно ли вы применили ставки налогов.
Если все правильно, в «Электронном кабинете» плательщику придет уведомление о реквизитах для уплаты налогов и QR-код с кодом платежа. При сканировании QR-кода на смартфоне пользователя автоматически откроется мобильное приложение банка с реквизитами счетов для оплаты.
Если декларации возникли ошибки, налоговая сообщит об этом и предложит внести изменения. После этого вы подадите новую или уточняющую декларацию, и вам придет сообщение с обновленными реквизитами для уплаты суммы сбора.
Если же ошибки вы исправлять не хотите или не согласны с налоговой о применении к своим активам более высоких налоговых ставок, вы можете аннулировать декларацию.
И напомним, платить налоги в рамках программ амнистии капиталов нужно только один раз.