Что такое «метавселенные» — новый хайп среди стартапов

9307

В июле этого года Марк Цукерберг объявил, что Facebook нужно воспринимать как метавселенную. Этот термин все чаще встречается в речах руководителей крупных технологических компаний. Менеджер клуба частных инвесторов ICLUB Нико Харчилава в колонке для AIN.UA разбирается, что же такое метавселенная, какие у нее есть критерии, и может ли она стать будущим соцсетей.

Нико Харчилава
Фото — автора

Каждый декабрь Адам Сэвидж, звезда телешоу «Разрушители мифов», выпускает видео с обзором своих любимых вещей за прошедший год. В 2018 году в видео попал набор очков дополненной реальности Magic Leap. Когда он надел очки, то услышал звуки кита, но не смог его найти. Позже он увидел, как кит проплывает мимо его окон со внешней стороны здания: «Очки просканировали мою комнату, поняли, что мои окна — это порталы, и изобразили кита так, как будто он плывет по моей улице. У меня даже дух захватило». По ту сторону очков Сэвидж увидел первые версии метавселенной.

В 2021 году метавлесенные стали пробираться в заголовки новостей в Forbes, The Washington Post, The Economist, а технологические гиганты стали называть построение метавселенных своей новой стратегией. Давайте разберемся, какие примеры метавселенных уже существуют, и насколько это крупная по объему денег сфера.

Что такое метавселенная?

Метавселенная — это мир, в котором офлайн тесно соприкасается с онлайном. Под это определение попадают не только Zoom, Google Meet, VR и AR-технологии. Представьте метавселенную как гибрид социальных сетей, развлечений, работы и личной жизни. Например, вы хотите купить кроссовки. Вам нужно проверить, насколько гармонично они будут смотреться со всем остальным гардеробом. Вы надеваете VR-очки, где уже загружена база вашей одежды, и с помощью виртуального зеркала оцениваете сочетание. 

Далее у вас запланирован рабочий корпоратив. Но он проходит в главном офисе компании, в 2000 км от вас. Вы подключаетесь к платформе, где в виде 3D-аватара попадаете на корпоратив в новых кроссовках. Прогуливаетесь по локации, играете в игры и общаетесь с коллегами, которые не смогли присутствовать физически. Вернее, с их аватарами. 

Венчурные фонды всегда первыми тестируют новые тренды своим капиталом: бизнес ангелы поверили в Facebook и Clubhouse, PayPal и Stripe, сейчас это происходит с метавселенной. Так что же такое метавселенная: утопия или будущее? Давайте разбираться.

Как работают метавселенные технологических компаний?

Метавселенная может работать как смесь программного обеспечения, оборудования для погружения в виртуальный мир, дата-центров и технологии блокчейн. Разберем каждый из этих пунктов и его значение для существования метавселенной

  1. Программное обеспечение — это проекты виртуального мира, которые создаются при помощи 3D движков. Самые известные платформы — Unreal Engine и Unity.

Эти движки выстраивают инфраструктуру виртуального мира: машин, домов, ландшафтов, персонажей. И делают это так реалистично, что киностудии используют их для ускорения процесса съемок. Пример: сериал «Мандалорец» и анимационный фильм «Король Лев», где часть сцен была создана с помощью Unreal Engine. С деньгами у Unity и Unreal Engine тоже все хорошо.

  • В апреле 2021 года Epic Games, создатели движка Unreal Engine, закрыли раунд финансирования в размере $1 млрд, где $200 млн инвестировал Sony Group Corporation. Сейчас Epic Games оценивается в $28,7 млрд.
  • Unity — игровой движок, который используется для Android и iOS. На нем построены Call of Duty, Hearhstone, Pokemon Go. В сентябре 2020 года Unity стал публичным, а сегодня его капитализация — $31 млрд.
  1. Оборудование — это VR очки и AR гаджеты для взаимодействия с метавселенной. Назовем их проводниками пользователя в метавселенную.

Существует около 7000 компаний из данной отрасли. Но основные игроки — это уже всем известные компании: Facebook, Snapchat, Microsoft, HTC, Google. Какие-то команды поверили в этот тренд очень давно. Пример: Oculus Rift, которая была основана в 2012 году. В 2014 году Facebook купил стартап за $2,4 млрд. Другие крупные игроки начали интересоваться VR уже после покупки Oculus. Например, Snapchat со своими Snap Spectacles и Microsoft с Hololens присоединилась к тренду только в 2016 году.

  1. Дата-центры — облачные хранилища для данных метавселенной.

Рынок хранения AR данных оценивается в $50 млрд к 2024 году по версии Three Kit. Тут история симметрична с оборудованием: основные поставщики — известные компании: Amazon, Google, Microsoft, Nvidia и прочие.

  1. Блокчейн, который прикрепит данные и деньги каждого пользователя непосредственно к его цифровому аккаунту и позволит пользоваться купленными продуктами во всей метавселенной. 

Виртуальные инновации: популярные проекты метавселенной

Существует примерно 2000 разных проектов, которые связывают себя с метавселенной. Это рабочие пространства, игры, построенные на блокчейне, социальные сети и прочее. Давайте пройдемся по самым популярным.

  1. Fortnite — первый проект, который приходит в голову при слове «метавселенная». Это игра жанра «королевская битва», где 100 игроков высаживаются на одну карту, добывают оружие и ресурсы, убивают и даже спасают друг друга, чтобы остаться единственными выжившими на карте и занять 1 место.

Есть немало популярных игр жанра «королевская битва», например PUBG, Call of Duty Warzone, но Fortnite занимает почетное первое место. На вопрос «Почему?» ответ банальный: «Потому что там есть метавселенная». Геймеры не просто играют. Они ходят толпой в 12 млн пользователей на концерт Travis Scott и Marshmellow в костюмах из вселенных Marvel, DC, Netflix или новой коллекции Balenciaga, создают миры с собственными правилами и выполняют квесты по типу «Спаси Мир от Поглотителя вселенной» или «Истреби всех зомби на острове». 

Это то, что любят пользователи. И инвесторы.

До 2012 года Epic Games не заморачивалась привлечением внешнего капитала. Только в 2012 году, за 5 лет до выпуска Fortnite, китайский медиа холдинг Tencent выкупил 40% компании за $330 млн. Китайская компания поверила в тогда еще инновационную модель Game-as-a-Service, где заработок строится на модели подписки или продажи  дополнительных фич. Без учета размытия долей, доля Tencent теперь стоит $11,48 млрд. Инвесторы заработали на этой инвестиции в 34 раза больше, чем вложили. Сам Fortnite за 2020 год принес доход в размере $5,5 млрд. Напомню, что игра бесплатная.

  1. Roblox — игровая платформа-конструктор, где независимые разработчики могут создавать сюжетные игры для детей. Прелесть в том, что каждый пользователь может создать собственную игру. Для этого не нужно знать код или быть экспертом в игровой индустрии.

Что и делают дети и подростки.

Например, 16-летний Аммон Рунгер и его коллега 23-летний Стефан Баронио ​​получают 6-значные зарплаты в $ за то, что создали игру — побег из тюрьмы Mad City. 200 000 пользователей в месяц уже оплатили одному из создателей новую машину и обучение в колледже. Где здесь метавселенная?

Метавселенная в системе персонализированных аватаров и экономике. Когда пользователь входит в любой мир Roblox, он не управляет Соником, Марио или Ларой Крофт, а создает собственный аватар. По сути, это виртуальный вы. Экономика — это поддержка персональности за счет покупки одежды, причесок, аксессуаров и скинов. В первом квартале 2021 года пользователи потратили почти 10 млрд часов в Roblox, а более 42 млн пользователей заходили в игру каждый день. 

Теперь поговорим про финансовые показатели:

  • В 2021 году Roblox вышел на биржу NYSE и сейчас стоит около $51 млрд.
  • Altos Ventures, один из первых инвесторов Roblox, вложил $2,9 млн в раунде С, и $6,6 млн в следующем раунде вместе с другим фондом.
  • Итог: 29,5 % доли Altos Ventures, которая оценивается почти в $15 млрд. Инвесторы этого фонда за 13 лет заработали на Roblox в 1 579 раз больше, чем вложили. 
  • $652 млн было потрачено на внутриигровую валюту в первом квартале 2021 года.
  1. Replika — боты с искусственным интеллектом, которые могут играть роль друга или второй половинки. Боты используют текстовые сообщения для коммуникации с людьми, играют в игры и даже пишут песни и стихи. С сентября 2021 года бот работает с VR очками Oculus Rift.

Помните серию «Черного зеркала», в которой вы получали виртуального помощника в виде вашей digital-копии? Как всегда, жуткий сценарий оказался предвестником реальности. Беседы с Replika — это не просто про диалог. В опросах компании значительная часть пользователей отвечала, что они испытывают серьезный уровень эмоциональной привязанности к своей Replika.


И сюда прекрасно ложится их монетизация:

Хочешь выбрать интересную тему для разговора? Хочешь изменить внешность своего бота? Хочешь быть в романтических отношениях с искусственным интеллектом? Подпишись на платную версию приложения.

Кажется слишком нишевой спецификой? За 2020 год медиа писали об активных 7 млн пользователях проекта. За 6 лет работы Replika подняла почти $11 млн от двух венчурных фондов. Про заработок для инвесторов говорить пока рано, потому что компания находится на стадии роста.

  1. Gather. Инвесторы Gather, Sequoia Capital изначально описывали этот проект словно «Minecraft встретился с Zoom». Хотя больше подходит вариант «Minecraft и Zoom родили ребенка». Gather — это виртуальное онлайн 2D пространство, которое дублирует офисные помещения, свадебные залы, конференции и прочие места скопления людей. 


Основная задача проекта — жить своей жизнью без многих физических ограничений реального мира. И это не все. В платформе используется технология пространственного звука, где можно услышать голос человека громче, когда вы находитесь рядом с ним, и тише, когда вы отходите. Gather работают над тем, чтобы добавить больше индивидуальности: любимые растения, картины и канцелярию в свои помещения. Этот проект можно назвать идеальным стартапом в плане развития. Инкубация в Y Combinator, product-market fit, который появился во время пандемии, и инвестиция от элиты венчурного мира — $26 млн от Sequoia Capital в марте 2021 года. По статистике за март аудитория этого стартапа составила более 4 миллионов пользователей. 

  1. Facebook. В июле 2021 года Марк Цукерберг официально заявил, что в течение 5 лет Facebook превратится в метавселенную. Компания использует несколько продуктов для достижения этой цели. Два из них известны. Это Horizon и Rival Peak. Остальные не анонсированы.

Horizon — это Facebook в виртуальном мире. Вместе с VR очками Oculus Quest 2 пользователи смогут перемещаться по определенной карте, общаться со своими друзьями, смотреть трансляции, играть в игры и даже готовить. Для полного понимания посмотрите видео их платформы.

19 августа Facebook Horizon запустили бета-версию приложения для удаленной работы. Назовем это Zoom с 3D аватарами, где аватар повторяет все твои движения и мимику. Приложение бесплатное, но работает только с их VR очками.

Rival Peak — реалити-шоу, где виртуальные герои под управлением AI выполняют действия, которые им предлагают зрители шоу в режиме реального времени.

С точки зрения венчурных инвестиций нельзя объяснить выгоду, так как Facebook публичная компания. Но после анонса новости о метавселенной акции компании в тот же день выросли на 5%.

Метавселенная с точки зрения венчурных инвестиций

Как следует из примеров, больше всего денег венчурным фондам приносят инвестиции на стадиях, когда у продукта есть опытная команда, понимание «боли» клиента и ее решение, большой рынок сбыта. Нельзя выделить один венчурный фонд, который фокусируется исключительно на метавселенной. Поэтому пройдем по фондам, которые уже поставили деньги на этот тренд.

  1. Andreessen Horowitz — крупный американский венчурный фонд. Заходит в сделки на ранних стадиях.

Самые известные инвестиции фонда: Facebook, Airbnb, Coinbase, Lyft и прочие. За 2021 год 11 из 143 инвестиций были сделаны в проекты, связанные с метавселенной.

Самые популярные проекты метавселенной в портфеле фонда: игровые NFT проекты Dapper Labs, Roblox (фонд уже заработал на этой сделке после выхода компании на биржу) и один из самых крупных маркетплейсов NFT Open Sea. Все проекты сфокусированы на играх и NFT.

  1. Sequoia Capital — еще один крупный американский венчурный фонд, которому уже 49 лет. Заходит на ранних и на поздних стадиях развития стартапов.

Самые известные инвестиции фонда: PayPal, LinkedIn, Stripe, Zoom и прочие. За 2021 год 6 из 106 инвестиций в проекты связаны с метавселенной.

Самые популярные проекты метавселенной в портфеле фонда: Gather и RecRoom, игра / социальная сеть. Все проекты связанные со смесью социальной сети и игры.

  1. Index Ventures — европейский private equity фонд. В основном заходит в сделки на поздних стадиях развития стартапов, когда понятен рынок, есть работающая бизнес-модель и конкуренция.

Самые известные инвестиции фонда: Dropbox, Trello, Farfetch, Revolut. За 2021 год 4 из 83 инвестиций сделаны в проекты, связанные с метавселенной. Фокус на стриминговые платформы.

Украина тоже следует трендам метавселенной. За этот год два проекта в индустрии VR/AR привлекли деньги.

  1. Augmented Pixels — проект по созданию навигации (отслеживание, обнаружение и классификация объектов) в виртуальной и дополненной реальности получил $2 млн от украинской финансовой группы ICU. В августе 2021 года Forbes внес Augmented Pixels в топ-30 технологических компаний в Украине.
  2. VRpartments —мобильное приложение, с помощью которого покупатель может выбрать квартиру, виртуально прогуляться по ней и обустроить ее, получил грант $310 000 от польского инкубатора. В августе 2021 года команда VRpartments заявила, что уже на последнем этапе подготовки к релизу.
  3. Маркетплейс для продажи и создания NFT — NFTb, основателем которого является украинец, привлек $200 000 от зарубежных фондов, в том числе и от Binance.

Мы в TA Ventures тоже не исключение.

В 2021 году фонд вместе с членами клуба ICLUB cделал две инвестиции в проекты из метавселенной.

  • Первый проект делает виртуальные пространства для корпоративных вечеринок, онбординга сотрудников и презентаций, имитируя живое присутствие.
  • Второй проект связан с необычной идеей делиться реакцией на любой просмотренный вами контент. В этой сделке также участвовал директор по AR технологиям и визуальным эффектам Snapchat. Еще несколько проектов на стадии due-diligence.

Итог: будущее или игрушка?

Теория “Disruptive Technologies» Клейтона Кристенсена говорит, что причина, по которой перспективные продукты проскальзывают мимо большинства пользователей в том, что каждый такой продукт воспринимается как игрушка. Метавселенная находится на очень ранней стадии, и многие не верят, что она вырастет во что-то стоящее. Сейчас у метавселенной 4 сложности:

  • Государства хотят контролировать виртуальный мир. Правительство Китая уже ограничило время, которое дети могут тратить на игры в течение недели.
  • Модерация контента. В метавселенной уже случались истории с секс-вечеринками и встречами клубов неонацистов.
  • Приватность. Отслеживание всех действий пользователей — это большой объём личных данных. Важно держать их в безопасности.
  • Интеллектуальная собственность. Метавселенная должна быть как Земля: каждый создает в ней что-то свое, но физически не может владеть целой вселенной.

При всех сложностях пандемия ускорила процесс развития виртуального мира. COVID-19 показал, насколько метавселенная важна: люди покупают виртуальные вещи за $69 млн, зарабатывают себе на жизнь, играя в «digital-покемонов«, больше времени общаются в соцсетях и платформах, которые делают ставку на метавселенные, и предпочитают работать удаленно. Возможно, в течение 10 лет мы не перенесем нашу жизнь в VR очки. Но то, что большую часть времени мы будем проводить в виртуальном мире и говорить друг другу «до встречи в метавселенной» — более, чем вероятно. 

Автор: Нико Харчилава, менеджер клуба частных инвесторов ICLUB

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск