Сегодня практически все знают о стратегии «win-win», а как насчет варианта «win-win-win-win»? Ситуация, где выигрывает сразу четыре стороны процесса, вполне реальна. Это доказывает сотрудничество вузов и IT-компаний. Тренд давным-давно доказавший эффективность на Западе, уже десятки лет существует в Украине и продолжает показывать положительный результат.
Благодаря такой практике выгоду получают все: вузы, студенты, бизнес и государство в целом. Как это возможно, и какую пользу приносит такое взаимодействие всем участникам процесса?
Добавляем к фундаментальным знаниям современные
Отличный пример такой коллаборации IT-компании с высшим учебным заведением — подписанное 19 октября партнерское соглашение между ХНУ имени В. Н. Каразина и компанией NIX ― одним из лидеров в области разработки ПО.
В рамках соглашения ведущие эксперты NIX проработают программу обучения вуза и внесут в нее необходимые корректировки. Главный принцип будущих изменений — добавить к фундаментальной университетской программе актуальные знания представителей IT-отрасли.
Современные технологии развиваются так быстро, что при всем желании наши университеты с их методичным, структурированным подходом не всегда имеют возможность получить актуальные знания от экспертов отрасли. Из-за этого компаниям часто приходится основательно доучивать выпускников, чтобы они начали справляться с рабочими задачами.
По словам президента NIX Игоря Брагинского, партнерское соглашение стало возможным благодаря активному участию ректора ХНУ им. В.Н. Каразина Татьяны Кагановской.
«Мы уже давно активно работаем с этим вузом, а выход на следующий уровень партнерства после подписания данного документа усилит нашу синергию. Университет сможет использовать в своей программе уникальные знания наших экспертов, накопленные за годы практики в IT», — подчеркнул Игорь Брагинский.
По пути Microsoft, Google и Apple
Сотрудничество IT-бизнеса и университетов довольно распространенная практика в США и странах Европы. Примеров для наследования достаточно — особенно среди лидеров индустрии. Например, в ноябре 2020 года три вуза в Великобритании подписали соглашение с Microsoft, в рамках которого будет создана программа с акцентом на изучение облачных вычислений, искусственного интеллекта и Data Science. Эти направления наиболее востребованы на мировом рынке. У Google в США действует уже около 30 схожих программ для колледжей и университетов, которые помогут студентам приобрести практические навыки в сфере IT. А, например, Apple разработали курс «Программировать может каждый» — и его уже взяли на вооружение порядка 70 учебных заведений из разных стран Европы.
Спрос на IT-образование продолжает расти
Возвращаясь к украинским реалиям, нельзя не отметить: проблема подготовки студентов в сфере IT действительно актуальная. Об этом говорят и масштабы популярности обучения по техническим направлениям. Так, согласно данным Министерства образования, по результатам вступительной кампании-2021 года IT- направления можно назвать едва ли не самыми популярными среди абитуриентов. Например, специальность «Компьютерные науки» выбрало более 47 тысяч человек (четвертое место в общем рейтинге), «Инженерия программного обеспечения» — более 33 тысяч (седьмая позиция). И это вершина айсберга. К этим направлениям можно добавить и смежные: «Кибербезопасность», «Информационные системы и технологии», «Системный анализ» и т.д. В будущем эти цифры увеличатся. Согласно исследованию Офиса эффективного регулирования, уже к 2024 году количество IT-выпускников в Украине вырастет на 23% в сравнении с 2020 годом. И при этом их все равно не хватит для индустрии — потребности бизнеса в новых кадрах примерно вдвое выше предложения.
Почему от этого сотрудничества выигрывают все?
Благодаря партнерству практиков с их колоссальным опытом и теоретиков с методичным подходом к обучению студентов возможно добиться того самого четырехкратного «win’а». Про выигрыши каждой стороны необходимо рассказать отдельно.
Высшая школа
Взаимодействие с экспертами, обладающими высокой квалификацией, открывает сразу несколько преимуществ для вуза:
- Актуальная информация. Передовые решения от практикующих специалистов помогут оперативно вносить в программы обучения важные корректировки. Это поможет избежать ситуаций, когда лекции на темы высоких технологий устаревают.
- Акцент на практичности. Теория, особенно в области математики и логики, для IT очень важна, но ее должна органично дополнять практика. И коммуникация преподавателей с экспертами позволяет заглянуть им за кулисы индустрии и лучше понять задачи и бизнес-процессы, с которыми уже сегодня сталкиваются специалисты.
- Повышение лояльности. Сотрудничество с известными брендами в сфере IT — важный маркер для любого учебного заведения. Это показывает, что вуз не стоит на месте и готов развиваться, что положительно отражается на его образе в глазах и студентов, и преподавателей.
Студенты
Молодое поколение заинтересовано в коллаборациях университетов с IT-бизнесом ничуть не меньше:
- Современное образование. С новыми знаниями, полученными от представителей индустрии, IT-образование в Украине улучшится. Ведь тогда у выпускников будет намного больше возможностей для быстрого старта и эффективного роста в IT.
- Практические задания. Даже если преподаватель дает вполне актуальные знания по предмету, студент не всегда имеет возможности попробовать применить их на практике. За счет партнерства вуза с IT-компаниями у студентов появляется шанс попасть «в поля» и поработать с реальными проектами.
- Возможное трудоустройство. Найти работу выпускнику даже с хорошими знаниями, но без опыта — сложно. В этом вопросе хорошо помогает развитие горизонтальных связей. Прямое общение студентов с представителями бизнеса расширяет круг профессиональных знакомств и способствует более быстрому получению желаемой должности.
IT-бизнес
Для IT-компаний подобное сотрудничество открывает свои преимущества:
- Высококвалифицированные кадры. Опыт показывает, что те выпускники вузов, которые обучались по программе, скорректированной специалистами IT-компании, имеют более высокую квалификацию и легче адаптируются в команде, а значит, бизнесу приходится тратить меньше ресурсов на их дополнительную переподготовку.
- Возможность побороть кадровый голод. Реалии IT-бизнеса в Украине таковы: сложно искать не клиентов, сложно искать таланты. И многие IT-компании заинтересованы в том, чтобы получить выпускников, максимально подготовленных к проектной работе.
- Формирование имиджа. Это логичный этап развития крупных организаций. Чтобы расти и иметь привлекательный имидж в обществе, бизнесу необходимо проявлять свою экспертизу в различных направлениях и делиться ею, в том числе с вузами.
Государство
Для Украины синергия на горизонтальных уровнях, не спускаемая сверху министерствами и лишенная бюрократии, тоже приносит свою пользу:
- Повышение престижа IT-образования. Сотрудничество с ведущими компаниями и адаптация их практического опыта в учебных программах — это плюс к престижности наших вузов. Ведь чем актуальнее знания в университете, тем ценнее для студента будет обучение в украинском вузе.
- Развитие экономики. Нехватка высококлассных экспертов замедляет быстрый рост индустрии. Подготовка же вузами высокопрофессиональных и ориентированных на реальные задачи специалистов придаст IT-отрасли еще большее ускорение.
- Увеличение валютных поступлений. Нельзя забывать, что украинское IT в значительной мере ориентировано на внешние рынки. Потому повышение квалификации наших специалистов приведет к еще большему спросу на услуги украинских разработчиков. А это уже — солидные валютные вливания в экономику страны.
Объединение ради всеобщего блага, а не «для галочки»
Уже многие годы крупные IT-компании проявляют активность в образовательных процессах ведущих вузов страны: открывают совместные магистерские программы с университетами, запускают спецкурсы и проводят лекции по актуальным направлениям. Но все же если мы хотим иметь в Украине более качественное техническое образование и специалистов с высоким уровнем знаний и востребованными навыками, то без более плодотворного участия бизнеса не обойтись. IT-компаниям необходимо чаще принимать участие в формировании учебных программ и делиться экспертизой, которую преподаватели могли бы трансформировать и передать в правильном виде студентам. Только тогда знания будут реально полезными, а образование — не «для галочки». Лишь объединяя усилия, можно сделать наше высшее образование лучше, да и всю IT-отрасль в целом.