Американская компания VistaPrint выкупила украинскую Depositphotos, которая разрабатывает одноименный фотосток и онлайн-редактор Crello, за $85 млн. Редакция AIN.UA поговорила с основателем украинской компании Дмитрием Сергеевым о деталях сделки и о том, что он планирует делать дальше.
Вы больше десяти лет строили эту компанию, а теперь продаете. Расскажите об ощущениях, как это?
Я не знаю, будет ли верным это сравнение. Это — как взрослая дочь, которая еще не такая уж и взрослая, но уже уходит куда-то жить к своему парню. И вот примерно такие же ощущения. Я, конечно же, плачу. И я конечно же не могу никак понять, что теперь я не могу написать в скайпе своему юристу, или эйчару. Что больше не могу врываться в переговорки.
Ощущения очень такие странные. Спится хуже гораздо. Но я — серийный предприниматель. И я хочу сделать что-то большее учтя все ошибки, которые сделал в этом проекте.
У меня есть масса идей. И у меня есть все, чтобы сделать в Украине еще один прекрасный продукт.
Можете раскрыть размер своей доли и сколько получили в результате сделки? По разным данным, вы получили около $50 млн.
Где-то в этих пределах. У меня было 55,9% common stock компании Depositphotos.
Почему сумма сделки такая небольшая? Это большая редкость в сделках, когда покупается private equity на поздних стадиях: мне дали полностью выйти из компании. All cash deal. Обычно все же ставят условия: к примеру, тебе дают большую сумму, но ты должен несколько лет проработать и показать результат. А если что-то пошло не так — сумма уменьшается.
Мне же предоставили полную свободу: если захочу, я смогу докупить акций Cimpress, которая, я уверен, будет только дорожать. И возможность полностью выйти и наблюдать за развитием компании со стороны. Контроль над Depositphotos я на 100% утратил и бразды правления передал Вадиму Нехаю.
Отойти от дел в Depositphotos: это было условие сделки или ваше решение?
Это произошло само собой. Я не хотел бы получить предложение, в котором я должен был бы делать компанию успешной, например, на протяжении последующих 5 лет, иначе я бы не получил того, что мог бы получить. Наверняка это чувствовалось. Плюс у меня какое-то свое четкое убеждение по любому поводу. И я не могу работать с кем-то надо мной.
Я согласился бы получить в 3 раза меньше денег, но сразу, и получить полную свободу выбора. Мы презентовали команду так, что мое личное участие в будущем компании не понадобилось. Все с этим согласились и я вышел. Вадим Нехай — самый талантливый руководитель, прошедший со мной 10 летний путь, поведет команду дальше. Это — лучший выбор для команды.
Как на сделку отреагировали сотрудники?
Пандемия научила нас быть на расстоянии. Поэтому достаточно просто. Эмоции были, но в основном это — топ-менеджмент. Те, кто знает меня, и с кем я прошел все эти 13 лет. Компания идет в будущее растущей, цельной, без депрессии и очень и очень профессиональной. Мы сделали очень много. И я горжусь тем, что сделал это в Украине.
Раньше вы рассказывали, что в начале компании очень завышали цену: называли оценку в $250 млн. Вы довольны нынешней оценкой сделки?
Да, я доволен. Потому что, если бы я не принял оффер, то в случае с Crello и Depositphotos есть большой шанс проиграть все. Возможно, вы слышали что Canva на днях была оценена в $40 млрд. И вы не представляете какая куча денег теперь есть у нее на развитие продукта. Это просто конкурент-монстр.
Я очень оптимистично был настроен по поводу наших продуктов, последующих раундов и т.д., однако нужно смотреть правде в глаза.
В Украине все еще сложно привлечь большой капитал, а без капитала практически нереально играть на равных с такими монстрами. Мы де-факто — украинская команда, на нас накладываются все страновые проблемы. Их масса… И если упустить время – можно проиграть все.
Роберт Кин и Cimpress предложили нашей команде сильнейшую автономию, опыт, рынки и большие ресурсы. Мы точно не смогли бы найти такие ресурсы от VC в ближайшем будущем. Я принял решение не рисковать и дать команде поиграть на другом уровне, а инвесторам дать возможность выйти. Все приняли эту идею. Я вышел сам и теперь могу наблюдать со стороны как все происходит.
Ну, и конечно же, я всегда могу купить акции Cimpress.
Что будете делать дальше — устроите саббатикал, запустите новый бизнес?
Я запущу новый проект вот-вот. Я его по сути уже запустил. Скоро вы узнаете об этом.
Если новый бизнес, расскажите о планах? Будете делать его из Украины?
Я не хотел бы раньше времени говорить о проекте. Но, да, обязательно из Украины. Я люблю эту страну и очень горжусь тем, что я смог в ней построить Depositphotos. 13 лет почти. Мы сделали одну из лучших продуктовых команд в стране, и я думаю, что это только начало. Я горжусь своей командой.
Конечно для меня лично большая проблема, что в Украине все еще есть сложности для IT-бизнеса. Реформы идут, но медленно. Учту в этом проекте все прошлые ошибки, привлеку правильных инвесторов.
Начну с небольших денег: если буду строить стартап, до определенной стадии, когда это становится интересно инвесторам, много средств и не понадобится. Но это будет очень интересная история, я вот-вот расскажу об этом. Сейчас это все на очень ранней стадии: начинаю собирать команду.
А с прагматической точки зрения, насколько выгодно сейчас строить бизнес здесь? Многие жалуются, что рынок перегрет, что сложно конкурировать по зарплатам?
Я не вижу этой проблемы, если честно. Все говорят, что он перегрет, но это говорят жадные люди, которые как и раньше, хотят платить программистам по $1500.
Но на самом деле, украинский рынок в этом плане все равно гораздо дешевле США, Европы, того же Кипра. И в то же время, Украина — это прекрасная страна с прекрасными людьми. И доказательство тому — все наши аутсорс-компании, которые растут здесь как на дрожжах.
Украина все еще остается чудесной гаванью, где можно поработать с очень талантливыми и образованными людьми. Наша сделка была суперпростой и супебрыстрой именно потому, что наши американские покупатели были просто в восторге от того, что здесь видели.
Как думаете, повлияет ли эта сделка на то, что инвесторы больше заинтересуются украинским IT-рынком?
Думаю, да. Частично в этом и была наша миссия: привлекать деньги в страну. За 13 лет работы мы втащили сюда миллиарды гривен, и ничего не вывели. Отчасти наша миссия — создать инфраструктуру продуктового IT. Показать, что инвесторы могут вкладывать в украинский продукт и без проблем заходить и выходить из таких компаний. Так работает здоровая экономика. Больше выходов — больше инвестиций, больше рабочих мест и выше зарплаты.
Планируете куда-то еще вкладывать деньги, возможно, заниматься ангельскими инвестициями?
Когда у тебя появляется какой-то кеш, с ним сложно: много кеша никому никогда пользы не приносило, его нужно куда-то вкладывать. Я не сижу на этом кульке денег и уже все реинвестировал. Отчасти — в свой новый бизнес. И инвестирую в Cimpress, потому что в них верю.
Я также всегда смотрю на новые проекты. И если есть что-то — всегда стучитесь. Всегда.