icq-1Порталы раздают кобрендированный ICQ-клиент

На прошлой неделе компания “Яндекс” предложила своим пользователям специальную версию ICQ – кобрендированный клиент “ICQ со вкусом Яндекса“. Эта программа представляет собой то же, что и украинская Bigmir-ICQ: в программу добавлен удобный доступ к ряду сервисов компании “Яндекс”: поиску, афише, погоде.

Само по себе это событие заслуживает не более чем упоминания в качестве новости. Однако с учетом реалий российского рынка IM-приложений и борьбы порталов за пользователей системы ICQ, запуск “Яндекс-аськи” может привести к изменениям на рынке IM-программ в Рунете.

Для начала возникает вопрос – зачем “Яндексу” была нужна такая программа? Особенно с учетом того, что у компании уже есть свой мессенджер  Я.Онлайн? Ближайшее изучение возможностей программы и протоколов, которые доступны в “Я.Онлайн”, позволяют сделать ряд предположений.

Например, при установке “Яндекс ICQ” пользователям предлагается инсталлировать дополнительно панель инструментов “Яндекс.Бар”, а также сделать поисковик от “Яндекса” поиском в браузере пользователя по умолчанию. Таким образом “Яндекс-ICQ” может стать не только способом продвижения онлайновых сервисов и поиска компании, но и способом распространения  панели инструментов от “Яндекса”.

Распараллеливание ICQ-клиентов, предложенное Яндексом, то есть существование отдельных приложений – “Я.Онлайн”, не поддерживающего протокол ICQ, и “Яндекс-ICQ”, позволяет компании увеличить аудиторию пользователей IM-приложений. “Я.Онлайн” работает с множеством протоколов, но не с ICQ, однако поддерживает jabber – протокол, набирающий все большую популярность среди продвинутых пользователей. Поэтому аудиторией “Я.Онлайн” станут техно-гики, отказавшиеся от привычной “аськи”. А вот “Яндекс-ICQ” – это специальное предложение для обычных неопытных пользователей, предпочитающих “аську”. Которых, кстати, гораздо больше – протокол ICQ в России (да и в Украине) остается самым популярным IM-протоколом. В то же время компания “Яндекс” не могла включить в свой “Я.Онлайн” поддержку протокола ICQ – для этого необходимо быть партнером AOL-а. Вот компания и оформила партнерство таким образом, выпустив специальный клиент.

Сложно сейчас судить о перспективах этой версии ICQ. С одной стороны, потенциальная аудитория у приложения довольно велика – по причине популярности протокола ICQ среди пользователей Рунета. В то же время эта программа не лишена традиционных недостатков “родного” клиента от ICQ – огромного количества рекламы.

Пользователи Рунета могут сейчас буквально купаться в IM-приложениях: ведущие порталы предлагают им приложения для общения на любой вкус. Кроме “Я.Онлайн” и “Яндекс-ICQ” общаться можно с помощью Агента@Mail.ru или же коммуникационных приложений от “Рамблера”. Именно “Рамблер” стал первым российским партнером компании AOL (владельца ICQ) и задолго до “Яндекса” выпустил свою сборку ICQ. А недавно Рамблер представил еще один инструмент общения – программу Virtus.

Итак, у двух из трех компаний, представляющих “большую тройку Рунета”, есть по два мессенджера: один – с поддержкой протокола ICQ, другой – более универсальный, а у всех трех (включая Mail.Ru) есть свои приложения для общения.

“Яндекс” последний из всех решил побороться за место на рынке IM-программ. Интерес компаний к протоколу ICQ очевиден, все же в Рунете этот протокол лидирует по сравнению с другими. В то же время его закрытость не способствует его популяризации. С учетом периодических изменений протокола, которые вызывают отключение сторонних клиентов, все больше пользователей склоняются в сторону открытых протоколов, например, jabber.

Компания “Яндекс”, несмотря на сравнительно поздние попытки начать борьбу за пользователей IM-программ, побеспокоилась о диверсификации своей аудитории, предложив ей и оригинальный ICQ-клиент, и программу с поддержкой jabber (“Я.Онлайн”). “Рамблер” фактически пошел по тому же пути своей комбинацией “Рамблер-ICQ” и Virtus.

Запуск “Яндекс-ICQ” еще интересен тем, что в ближайшее время компания AOL планирует подписать новое соглашение с “Рамблером” о  продвижении мессенджера ICQ в России. Главным его отличием станет то, что Rambler Media больше не будет эксклюзивным партнером AOL в России. Что, собственно, уже подтверждается запуском клиента от “Яндекса”.

В обсуждениях перспектив IM-приложений в Рунете часто забывают о другом популярном игроке этого рынка – мессенджере QIP, несколько лет назад приобретенным компанией РБК. QIP лишен многих недостатков традиционных ICQ-клиентов, например, в нем нет такого количества рекламы, он гораздо “легче” и может работать без установки на компьютер. А специальная версия QIP Infinum является мультипротокольной программой, поддерживающей основные IM-протоколы, среди которых есть и jabber. С учетом проблем у компании РБК, QIP может стать лакомым кусочком, который в данный момент можно заполучить за сравнительно небольшую цену. И та компания, которая купит QIP, сможет побороться с компаниями “большой тройки” Рунета за рынок IM.

Автор – Андрей Петрюк