Развитие блогосферы диктовало моду и на корпоративные блоги. Многие компании тем или иным способом желают извлечь выгоду из общения с интернет-аудиторией. Правда, мало кто понимал как. В итоге завести блоги решились самые смелые. Остальные пока сомневаются в целесообразности этой затеи либо изучают опыт первопроходцев, чтобы учиться не на своих ошибках.

А в блогосфере компании ошибаются часто. Многим приходится менять свой подход к блогу уже в процессе его ведения. Многие просто отказываются обновлять блог, а то и просто закрывают его. К примеру, украинский филиал сетевого PR-агентства PRP от блога оставил только ссылку на своем сайте.

Одной из основных проблем компаний в ведении блогов оказалось отсутствие времени и желания сотрудников брать на себя новые обязанности. Тогда блогосферой вынужден заниматься инициатор – тот же руководитель фирмы. Хотя часто он и не доверяет эту миссию своим подопечным.

Например, корпоративный блог инвесткомпании «Кінто» ведет (почти год) президент Сергей Оксанич. По его словам, основной целью блога является просветительство – украинцы слишком мало знают об инвестиционных инструментах, а также их специфике в нашей стране. Последняя запись датирована 25 декабря, хотя ранее публикации появлялись почти еженедельно. И они привлекают 5-10 тыс. посетителей ежемесячно, говорит президент «Кінто».

Основной проблемой, с которой столкнулся автор блога в первые месяцы, было множество провокационных комментариев. Выходом стало игнорирование их. «Если на провокаторов не реагировать, то и им комментирование становится неинтересным» , – говорит Оксанич.

Для «ПриватБанка» корпоративный блог является единственным доступным способом постоянной коммуникации с клиентом, говорит Александр Витязь, руководитель центра электронного бизнеса компании. По его словам, это также и возможность топ-менеджеров банка проявить себя в блогосфере. Всего у компании 14 «ПриватБлоггеров» – менеджеров банка. Приблизительно раз в квартал публикует свои тексты председатель правления Александр Дубилет, хотя самым активным автором блога является все-таки его заместитель – Витязь. Специального штата для ведения блога нет, утверждает он.

По его словам, никаких разочарований в блогосфере компания не встретила – к таким явлениям, как тролли и флудеры там были готовы. Точное количество посещений блога Витязь затруднился назвать, оценив их сотнями в сутки.

При этом он утверждает, что ведение блога не отнимает у него много времени – обычно он делает это в дороге или дома. По словам Витязя, на большую часть комментариев он отвечает сам, хотя иногда обращается к коллегам, если вопрос касается не его компетенции. «Все жалобы из блога лично разбираю. Это очень помогает улучшить наши продукты – спасибо всем, кто жалуется», – говорит руководитель центра электронного бизнеса.

Блог компании «Простобанк  Консалтинг», которая занимается изучением рынка финансовых услуг и развитием собственных финансовых интернет-проектов, появился в 2007 году. Сейчас блог ведут 16 авторов – все сотрудники компании. Материалы публикуются на блоге раз в неделю, с републикацией самых интересных постов на известных социальных сервисах, например, www.blog.liga.net.

Вначале, по словам гендиректора компании Леонида Красавцева, присутствие  в блогосфере было обусловлено модой на корпоративный блоггинг. Однако в процессе развития компании блог стал выполнять более важные функции: продвижение и повышение узнаваемости компании и доверия к ней, формирование внутренней корпоративной культуры, а также развитие личного потенциала сотрудников компании.

Именно поэтому руководитель «Простобанк Консалтинг» сделал ведение блога обязательным для своих сотрудников, при приеме на работу их об этом предупреждают. Периодичность публикаций каждого из авторов – ежеквартальная, и за несвоевременную сдачу текстов в компании штрафуют. Зато за самую интересную публикацию премируют – в квартал на это компания тратит более тысячи гривен, говорит Красавцев.

Определяет призера  жюри «Простобанк Консалтинг», состоящая из трех человек. Это представители редакции интернет-проектов компании и генеральный директор. Кроме этого, редакция контролирует качество авторских текстов и дает разрешение на их публикацию. В том случае, если сотрудник подготовил интересный и полезный материал, редакция републикует его на интернет-проектах компании, тем самым сокращая расходы на подготовку уникального авторского контента.

«Конечно, внутри компании было сопротивление.  Далеко не все люди умеют писать и излагать свои мысли. Но как показала практика, это временная проблема. Если человеку оказать помощь и сделать правильные подсказки на начальном этапе, то со временем количество редакционных правок сводится к минимуму, авторы пишут все более интересные тексты», – рассказывает Красавцев. Зато, по его словам, благодаря своему корпоративному блогу «Простобанк Консалтинг» часто упоминают различные издания, на сайты компании появляется много интернет-ссылок. В результате набирается до 15 тыс. посетителей еженедельно, говорит гендиректор компании.

Музыкальный холдинг Lavina Music завел свой блог на сервисе LiveJournal полтора года назад. С его помощью компания пытается распространять новости о своих продуктах и артистах. «На блоге мы ставим много ссылок на наш сайт, все-таки в ЖЖ людям удобнее знакомиться с нашими новостями в своей френдленте», – говорит Марина Недашкивская, IT-менеджер подразделения Lavina Digital, которое курирует интернет-направление компании. Помимо блога, музыкальных холдинг пытается активно работать в социальных сетях, а сейчас еще осваивает Twitter.

Насколько присутствие в LiveJournal помогает музыкальному холдингу, в компании не могут оценить. В ней также затруднились сказать, сколько людей посещают ее блог. Правда, по словам Недашкивской, именно благодаря интернету Lavina Music смог раскрутить группу «KAMON!!!».

Brandcom ведет блог в основном для развития своих сотрудников, говорит руководитель PR-компании Артем Зеленый. «Для работника PR-агентства это задает определенный стандарт как для работы с клиентом, так и для поддержания своих профессиональных навыков: ведение блога заставляет человека думать, правильно излагать мысли и общаться», – говорит он. По его мнению, блог также дает возможность поменять традиционную модель поведения автора, а значит – способствовать развитию креативности. Хотя руководитель Brandcom не отрицает – корпоративный блог играет весомую роль в продвижении компании, помогая ей быть более узнаваемой.

Значительным подспорьем для блога Brandcom оказался наработанный опыт Зеленого в блогосфере в том числе и на сервисе LiveJournal. Первый же опыт корпоративного блогинга пиарщик получил четыре года назад. В то время это было экспериментом, и не все шло так успешно, как он рассчитывал, признает Зеленый. Уже тогда ему пришлось решать такие вопросы, как «кому писать», «что писать» и «как часто». «Зато тогда я понял, что если мне есть что сказать, то и у компании найдется», – вспоминает он. В конце 2008 года, придя в Brandcom, Зеленый решил вводить в блогосферу и эту компанию, на этот раз – с помощью WordPress.

Сейчас блог Brandcom пополняют четыре человека. По словам Зеленого, это является неофициальной обязанностью сотрудников, для этого у каждого в органайзере есть напоминание. После испытательного срока работник компании получает доступ к блогу и проходит соответствующий инструктаж. Периодичность публикаций у Brandcom – неделя-две, а тематика не определяется. Хотя Зеленый признает, что с момента запуска пришлось ограничить круг тем, чтобы публикации все-таки касались работы. Также пришлось решать проблему спама – для этого один сотрудник тратил некоторое время на «чистку» комментариев, но впоследствии был использован инструмент Captcha.

Всего у Зеленого на блог уходит два часа в неделю: час на написание публикации и час – на комментарии. В дальнейшем Brandcom планирует в своем блоге чаще использовать видео. Сейчас компания публикует чужие ролики, но со временем начнет создавать свои собственные, делится планами ее руководитель.

life:) блог появился недавно – в октябре прошлого года. Сотовый оператор ставил перед ним несколько целей, говорит начальник департамента внешних и корпоративных связей компании Оксана Рудюк. «Во-первых, это – еще одна площадка для общения с нашими абонентами, потенциальными клиентами, партнерами, коллегами по рынку, представителями СМИ, со всеми, кому интересен такой формат общения.  Во-вторых, это возможность делиться информацией, которая не умещается в формат пресс-релизов и официального сайта. Например, возможность высказать позицию по какому-то важному и актуальному для всех вопросу. В-третьих, это возможность получать обратную связь от наших абонентов, например, по поводу наших новых продуктов. И наконец, мы рассчитываем на повышение лояльности к нам – ведь на блоге посетители могут увидеть, что за нашей работой стоят живые люди».

Блог создавали специалисты  собственного отдела е-маркетинга компании и PR отдел. А его управлением занимается отдельный человек, для которого это – одна из обязанностей. Из топ-менеджеров большую часть времени корпоративному блогу уделяет Юрий Курмаз, директор по корпоративным отношениям life:).

Пока life:) блог работает в «пробном» режиме – компания только набирается опыта работы в блогосфере. С некоторыми вещами команде life:) приходилось знакомиться уже в процессе ведения блога. «Мы не ожидали, что наши посты будут настолько активно комментировать. Вопросов, комментариев, просьб оказалось гораздо больше, чем мы предполагали увидеть. Секция, посвященная благотворительной программе социальной ответственности «Помочь так легко», оказалась менее посещаемой, чем мы ожидали. Наибольшей популярностью пользуются все-таки публикации на тему сервисов. В последнее время набирает популярности рубрика программы для студентов «Прыжок в жизнь:)» – говорит Рудюк. – По статистике уже сейчас, в тестовом режиме, наш блог часто посещают, даже появились постоянные читатели. За последний месяц на life:) блог зашли 4500 уникальных посетителей и зафиксировано около 6000 посещений. По сравнению, раздел, посвященный благотворительности, за последние полтора месяца просмотрели около 2000 уникальных посетителей».

Но скоро блог будет изменяться и расширяться, заверяет она: «Мы планируем сделать изменения в структуре, привлечь в команду авторов как сотрудников компании, так и активных посетителей блога, сделать блог более интерактивным».

Наличие успешно реализованных проектов по корпоративному блоггингу дает основание утверждать, что свои блоги заведут и другие компании. Правда, в открытую о своих планах в блогосфере никто не говорит. Исключением может служить гендиректор «Майкрософт Украина» Дмитрий Шимкив. Он обещает со дня на день открыть свой личный блог, который пока работает в тестовом, закрытом режиме. Правда, тематика не будет касаться работы Microsoft, говорит Шимкив. Тем не менее, его блог можно будет считать еще одним веб-представительством компании в Украине.