В ближайшие дни крупнейший украинский сотовый оператор Киевстар запустит услуги фиксированного интернета. По крайней мере, об этом в начале марта сообщил Виктор Фролов, гендиректор интернет-провайдера «Фринет» – будущего конкурента компании. «Киевстар» давно готовится предоставлять проводной доступ в интернет, но точную дату запуска сервиса не сообщает. Сейчас, в ожидании возможного слияния с «Вымпелкомом», компания еще меньше говорит о своих планах, в том числе – и о развитии своего нового проекта.

Все же директор по управлению и развитию продуктов «Киевстар» Виталий Ворожбит в интервью АИН поделился своим видением того, как развивается и будет развиваться интернет-доступ в Украине:

Виталий, какой, по-Вашему, основной фактор роста интернет-доступа в Украине?

Это – удовлетворение им все больше потребностей людей в общении, развлечении, получении информации и так далее за счет виртуализации контента. Все, что раньше должно было иметь материальные носители, постепенно становится набором байтов.

И мы говорим не только о возможностях технологий, но и привычках людей. Еще десять лет назад интернет был частью жизни небольшого количества фанатов технологий. Теперь он становится неотъемлемой частью жизни остальных украинцев, их привычки меняются, и рост количества интернет-пользователей в Украине тому свидетельство. Проникновение интернета у нас все еще низкое, однако это позволяет утверждать, что интернет из забавы техноманьяков уже превратился в массовый продукт.

Поэтому «Киевстару» сейчас недостаточно быть самым большим украинским сотовым оператором?

Если наш абонент сможет перемещаться между сетями без проблем, для него это будет идеальным пользовательским опытом. Мы видим, что грань между проводным и беспроводным интернетом стирается, и в таких условиях оператору нужно быть готовым ко всем вариантам развития рынка.

А сейчас рынок фиксированного интернета еще очень фрагментирован. В Украине все еще много локальных игроков. Причем, многие крупные интернет-провайдеры работают в нескольких городах, мелкие не выходят за черту своего города или даже района. Операторов национального масштаба, помимо “Укртелекома”, нет. Для нас это хорошо – мы видим на рынке большой потенциал, который может реализовать крупный системный оператор. Поэтому мы и внедряем этот проект.

Интернет-провайдеры в Украине будут только предоставлять доступ в интернет или уже все же попытаются продавать что-то еще?

Возможность пользователей получать самые разные сервисы отличает multiplay-оператора от узкоспециализированного. Поэтому интернет-провайдеры могут и должны работать над дополнительными сервисами. Но пока особо значимых шагов в Украине в этом направлении не сделано.

Хотя зарубежные телеком-провайдеры сейчас активно внедряют IPTV. Но эта услуга очень требовательна к качеству сетей, особенно если речь идет об HD-контенте. Для этого необходимо обеспечить гарантированную скорость в несколько мегабит в секунду. В Украине далеко не все сети готовы к этому.

Техническое состояние сетей – единственное, что мешает нашим операторам внедрять допуслуги?

Еще один немаловажный вызов перед телеком-рынком – это вопрос защиты интеллектуальной собственности. Когда информация переходит в цифровой формат, ее проще скопировать и распространить. Это большая головная боль для правообладателей. У нас с ними хорошие связи, и поверьте мне – они очень хорошо понимают проблему и активно работают над тем, как удовлетворить новые потребности людей в новых условиях.

Увы, в мире, а тем более в Украине, еще никто не смог найти идеальную модель. Для интернет-операторов работа с правообладателями является еще одним барьером на пути к заработку с помощью дополнительных сервисов. Это умение достаточно ресурсоемкое, не у всех оно есть, и его не так просто получить.

У «Киевстара» такая компетенция есть?

В ходе работ с правообладателями для мобильного контента мы постигли эту науку, и имеем в компании соответствующую структуру, которая уже может работать и уже работает с правообладателями.

Как будут развиваться голосовые услуги с наступлением IP-технологий?

Постепенный переход на IP существенно изменит отношение людей к голосовым услугам. В обычной телефонии все было гораздо проще – там тарифицируются минуты, которые человечество уже давно умеет считать. Считать мегабайты людям гораздо сложнее.
В связи с этим наблюдается тенденция продажи не количества данных, а канала, по которым они передаются. Его ширина и будет определять качество пользования: чем больше полоса, тем лучше передается информация.

Но многие сотовые операторы стараются оградить своих абонентов от IP.  Например, не пуская Skype в свои сети…

Если кто-то считает, что одним и тем же способом можно делать бизнес долгое время, он ошибается. Оператор должен быть готов к тому, что мир вокруг меняется. То, что вчера было звонком, сегодня становится выходом в IP-сеть.

Подход «не пускать в сеть» в нынешнем мире достаточно неконструктивный. Гораздо целесообразнее сделать совместный бизнес-проект. И такое развитие логично. В английском языке даже появилось новое слово coopetition (производное от cooperation – сотрудничество и competition – состязание), обозначающее стремление подходить к некоторым вещам как к объекту совместных проектов, нежели военных действий.

Если компания готова к изменениям, то попытается использовать их в свою пользу, например, телеком-оператор примет участие в развитии интернета. «Киевстар» это делает. Наши абоненты могут соединиться посредством Skype, и они будут платить за интернет-трафик.

По-Вашему, операторы будут внедрять свои VoIP-программы?

Зависит от того, как они ответят на вопрос, что для них является основным бизнесом и компетенцией, а что – дополнительным. К этому вопросу нужно подходить взвешенно. Можно разработать свою поисковую машину и вполне успешно конкурировать с Google, но вопрос – надо ли?

Открытость интернет-модели работает как на, так и против интернет-провайдеров. Здесь единственная выигрышная стратегия – продавать продукты, которые будут лучше удовлетворять потребности пользователей.

В беспроводном интернете «Киевстар» делает ставку на пользование смартфонами или компьютерами?

Любой модем Киевстара генерирует в десятки, если не сотни раз больше трафика, чем телефон. Но удобство пользования телефоном в некоторых случаях гораздо выше, чем компьютером. Например, по дороге на работу я читаю новости. На компьютере я бы этого не делал.

Пока для легкого браузинга (например, узнать новости) достаточно и смартфона, а если нужно будет загружать или отдавать «тяжелые» файлы, то требуется проводное подключение. Поэтому то, что мы называем small-screen (устройство с небольшим экраном), для нас является очень большим и хорошим сегментом.

Сейчас мобильные операторы рассматривают возможности внедрения технологии LTE. А что она может дать пользователю такого, что не дает 3G? Голографические изображения?

По моему мнению, сейчас потребителю достаточно качественного изображения на экране. Хотя я могу и ошибаться.
LTE способен еще больше улучшить пользовательский опыт и сильнее размыть границу между фиксированной и проводной связью. Вопрос в том, когда пользовательские устройства, поддерживающие эту технологию, станут доступны для массового потребителя. Учитывая последствия мирового финансового кризиса, можно предположить, что 3G долго будет самой популярной технологией.