В конце прошлой недели в Киеве прошли два семинара Антона Носика. В пятницу он рассказывал о блогах и их монетизации, в субботу же лекция была посвящена стартапам и инвестициям. Впрочем, нужно внести ясность. Тема-темой, но многие посетители шли просто на Носика. Узнать как можно заработать на блоге это одно, задать вопросы одному из самых известных менеджеров Рунета – совсем другое. Да и формат обоих выступлений был выстроен как раз под это – из 3,5 часов каждой лекции, сама лекция заняла лишь минут 15, остальное же время Носик отвечал на самые разнообразные вопросы слушателей.

Рынка нет

Вывод, который можно сделать по итогам двух выступлений – в Украине (тут и дальше – по мнению Носика) рынка нет. Его денежные показатели не вызывают никакого интереса. Если в России на одного пользователя приходится почти 35 долларов рекламных бюджетов в онлайне, то в Украине этот показатель раз в 15 меньше.

Причин тут сразу несколько. Это и изначальная не бизнес-направленность сегмента, когда многие проекты были запущены для чего угодно, но не для заработка денег. Это и структура всего рынка рекламы (не только интернет) в нашей стране – когда, условно говоря, пять человек занимаются дележем всех бюджетов, при этом смотрят не на эффективность, а на то, сколько денег в чемодане они унесут домой. Причиной тому и общие экономические и политически процессы в стране в последние несколько лет, когда потенциальным инвесторам четко давали понять, что они тут не нужны.

Самый популярный вопрос – доколе, или когда же наконец все изменится и то, что у нас принято называть рынком, станет им на самом деле. Носик озвучил два прогноза – пессимистичный (которого он старается придерживаться всегда) и оптимистичный (нельзя же совсем расстраивать аудиторию).

Первый – никогда. По всей видимости потому, что царьки на бюджетах не намерены ничего менять и, опять же, логикой “рынка” движут совсем не бизнес-процессы.

Второй – скоро. И изменения могут начаться буквально осенью. Носик, который, к слову, будет выступать и на IForum, подчеркнул, что на этой конференции ожидаются около 1500 человек, главное же событие Рунета КИБ+РИФ в прошлом году посетило в два раза меньше. Т.е. есть реальный интерес множества людей к тому, что происходит в украинском интернете. Бюджеты же крупнейших рекламодателей на самом деле распределяются совсем не в Украине. И рано или поздно настоящий менеджер из Москвы или Европы, отвечающий за сетевые бюджеты, приедет и наведет порядок. Еще один важный фактор – условное окончание кризиса, деньги у западных инвесторов появляются, а объектов для вложений не так и много. В Россию иностранцев вряд ли пустят – там уже или все распределено или и так есть свои деньги, в Америке и Европе рынок и так насыщен. Волей не волей прийдется заметить Украину. Ну и не последняя вещь – запланированное на конце весны открытие офиса Google в нашей стране о чем-то да говорит. Если корпорация, наконец, отнеслась к Украине не формально, а планирует заниматься тут бизнесом, то деньги, по всей видимости, будут.

Social Media Marketing

Не мало вопросов к Антону Носику были посвящены новым медиа и маркетингу в социальных сетях. Эксперт и тут был категоричен. Рынок Украины для этого не созрел, уровень использования сервисов – чрезвычайно низок. Соответственно эффективность данного инструментария для крупных компаний под большим вопросом. По словам Носика, по данным TNS, в Москве (и пригородах, по всей видимости) аудитория того же ЖЖ составляет 10 млн. Цифра говорит сама за себя. Именно поэтому там проводится множество активностей и они действительно оправданы.

При этом, далеко не во всех фигурируют сколь бы то ни было ощутимые бюджеты. Самому популярному блоггеру Рустему Адагамову (известен в жж как drugoi) дают на тесты различную технику и автомобили, приглашают в поездки, но о деньгах в абсолютном большинстве случаев речь не идет. Другой популярный блоггер – “Норвежский Лесной” так вообще провел несколько конкурсов с использованием популярных продуктов FMCG-компаний, при этом компании вообще не были в курсе. Носик говорит, что это были эксперименты и создание кейсов.

В то же время дизайнер Артемий Лебедев (к слову, присутствовавший в пятницу на семинаре) берет за платный пост у себя в блоге $5000 и публикует такие сообщения с завидной регулярностью. Носик даже пошутил, что скоро Теме больше денег будет приносить блог, чем студия:-)

Продолжение следует… В ближайшие дни на AIN.UA будет опубликована вторая часть материала, написанного по итогам семинаров Антона Носика в Киеве.