Поток «Интернет-бизнес» начался с секции «Инвестиции в электронный бизнес». Начал ее Антон Носик, шеф-редактор БМФ.РУ. Он напомнил присутствующим об экономической теории Адама Смита, постулаты которой не срабатывают в реальной жизни ввиду различного регулирования разных стран. Однако интернет является той средой, которая соответствует образу идеальной экономики. «Тут регулирование уже не работает», – сказал Носик и привел пример нововведения в правилах регистрации в доменной зоне .RU. Таковые, по мнению пионера Рунета, приводят к оттоку интернет-предприятий из «зон кидания», подобных России.

Увы, склонных к авторитаризму чиновников в зале было мало, а потому публика с нетерпением ждала следующих откровений одного из пионеров Рунета. Ими стали слова о том, что интернет-бизнес отличается от остальных видов коммерции. В связи с глобальностью, которую предоставляет всемирная паутина, «при правильной организации электронного бизнеса получаются самые низкие цены на все звенья цепочки – продавцы формируют цены на идеальном рынке», говорил публике Носик. Оживила аудиторию и самого Носика секция вопросов и ответов, которая чуть не превратилась в жаркую дискуссию.
«Запуская бизнес на стадии стартапа, надо помнить о том, что с ним делать. Каждое утро надо думать о том, как продать свою компанию», – на следующем выступлении рек Виктор Достов, руководящий проектом PayCash. По его словам, продавать лучше на стадии «расцвета». Помимо прописных истин Достов предоставил информацию и для аналитики: «Яндекс.Деньги» закончили год с ростом на 40% (по пессимистическим оценкам PayCash); рынок мобильных платежей в России за прошлый год вырос на 100%».

Доклад президента компании «Интернет-Инвест» Александра Ольшанского назывался «Куда стоит инвестировать?». По словам докладчика – в интернет, причем «уже. А еще лучше вчера». По его словам, сейчас создание хорошего онлайн-бизнеса в Украине обойдется в несколько сотен тысяч долларов. Покупка готового стоит в десятки раз дороже.  Ольшанский также представил график динамики роста украинского рынка доменов (объем – около 150 тыс.), доказывающий, что онлайн-коммерция все же связана с положением дел в оффлайн-бизнесе.  Во время круглого стола, завершающего первую секцию, президент «Интернет-Инвеста» предсказал появление в ближайшие два года отечественных инвестфондов с капиталом до $30 млн., вкладывающих в Уанет. Их конкурентным преимуществом будет знание местного рынка и его регулирования.

В секции «Старт-апы» первый выступающий Денис Довгополый еще раз напомнил стартаперам, что бизнес в конце концов должен быть продан. Управляющий партнер компании BayView Innovations обратил внимание слушателей, что помимо деловых и волевых качеств, авторы стартапа также нуждаются в везении. Испытать удачу присутствующие могли сами – организаторы под седушки стульев приклеили две купюры (10 грн. и 10 евро). Но свои стулья проверили далеко не все, и деньги никто не нашел. По крайней мере, никто об этом не сознался.

Опытом успешных начинания поделились Егор Анчишкин из Viewdle и Влад Воскресенский из InvisibleCRM, с которыми Довгополый пообщался в режиме интервью.
Далее блоггер Глеб Каплун представил презентацию о бутстреппинге – способе развивать компанию с минимальными инвестициями. Презентацию можно найти на его блоге. После своего выступления российский эксперт в области технологического предпринимательства и  социальных медиа повел разговор с инвест-консультантом из BayView Innovations Игорем Семеневым и Игорем Андрейчиным (стартап homemoney.com.ua) о том, как находят друг друга инвестор и стартапер.  По словам Семенова, инвесторы предпочитают вкладывать деньги в масштабируемый бизнес, на тех стадиях, когда у стартапа уже есть первые доходы, заказчики и пусть небольшая, но доля на рынке. Хотя он отметил, что иногда решение инвесторов зависит от общего впечатления от стартапа.

Затем в докладе Customer Development Семенов представил презентацию, вкратце излагающую содержание книги Стивена Блэнка о технологическом предпринимательстве «4 steps to the epiphany».

В панели «Как создать успешный продукт» модератором выступил Анчишкин, а его собеседниками – Влад Воскресенский и основатель компании I-Jet Алексей Костарев (который «счастливый фермер»). По словам представителя разработчика корпоративных систем InvisibleCRM, ориентироваться необходимо на интересы не непосредственного заказчика, а конечного потребителя. Для разработчиков массового продукта целесообразно адаптировать для того или иного рынка уже готовые в мире решения, сказал создатель «Веселого фермера» Костарев. По его словам, бум монетизации начнется через полгода в Китае.

Секцию «Онлайн для оффлайн» начал руководитель проекта mail.ua Алексей Мась с выступлением о нетрадиционных ходах бизнеса в интернете. Рассказчик привел несколько примеров вирусной рекламы и партизанского маркетинга. За ним следовал Владислав Флакс – директор компании OWOX, который быстро рассказал о секретах успеха (и провала) интернет-магазина. Его выступление было динамичным, поскольку организаторы ждали блоггера-политика Михаила Бродского, и, соответственно торопили выступающего.

Михаил Бродский не появился. По словам Мася, этот блоггер, недавно получивший должность при новом правительстве, заболел. Хотя организаторов IForum об отмене своего выступления не предупредил. Благодаря этому больше времени осталось гендиректору Brandflight Сергею Митрофанову. В костюме и галстуке он рассказал о том, что бизнес в интернете необходимо делать «без костюма», поскольку в онлайн-среде потребитель и компания являются равноправными субъектами общения. В связи с этим, по словам Митрофанова, для маркетологов и пиарщиков наступают нелегкие времена – планирование работы необходимо проводить в онлайн-режиме. Презентацию докладчика можно увидеть здесь.
Доклад владельца Maniaco.ru Кирилла Готовцева назывался «интернет и бизнес: как не проебать все». Российский рекламщик в своем выступлении пытался эпатировать не менее, чем его презентация. Если вкратце, то смысл доклада сводился к тому, что в интернет инвестируют, в основном, идиоты, которые надеются без проблем получить много выгод. Попытки Готовцева спровоцировать интернет-бизнесменов на жаркую дискуссию (вопросами «почему вы до сих пор не заработали миллион долларов?», «кто через неделю готов открыть 3D-сайт»?) не удались: разговор свелся к репликам об интернет-порнографии.

В завершающем поток круглом столе Ольшанский спрогнозировал, что украинское правительство будет пытаться внедрить цензуру в Уанете.

Автор статьи – Виталий Жданов

Фото – Андрей Турцевич