IForum в этом году запомнился не только рекордным количеством участников (около 2500 по словам организаторов), постоянно падающей из надписи Imena.UA буквой М, и возможностью потрогать и посмотреть оборудование для eye-tracking. Впечатлений хватило и от докладов, и от трансляции в твиттере, которое можно найти по тегу #iforum. Попасть одновременно на все 4 потока нереально, поэтому я сразу оккупировал в буквальном смысле тепленькое (на меня дул кулер проектора) местечко в первом ряду секции “Интернет реклама”, которая с подачи вашего покорного слуги получила свой собственный тег – #ifr.

(с) Фото – Андрей Турцевич.

Организаторы предусмотрительно разбросали все самое вкусное по всему дню, поэтому и рассказывать буду не по порядку (да и кому он нужен этот порядок) и не обо всем, вам достанутся только “сливки”. Приезжими “гвоздями” программы стали Дмитрий Сатин (Usability Lab) и Игорь Ашманов (Ашманов и партнеры), которые организовали вполне ожидаемый аншлаг.

Сатин в своей увлекающей манере указал на еще одну проблему современных сайтов – они аутичны и не вовлекают пользователя. У подавляющего большинства из них либо нет своего “информационного запаха”, либо это скорее запашок. Именно поэтому сайт, задача которого привлекать юзера, на самом деле является фильтром или, что еще хуже, барьером.

Был показан один из вариантов подобного вовлечения, который уже давно и эффективно работает на порноресурсах, но мы почему-то боимся перенять сам инструмент, – это реакция на движения курсора пользователя. Оказывается, что стоит сделать такую банальную вещь, как “выдвижение” ссылки (особенно на новостных сайтах, где ссылкой является практически весь текст) или картинки при наведении на нее курсора, как кликабельность повышается в разы. В целом, мысль конечно не новая, но то ли подзабытая, то ли потерявшаяся среди других хороших и не новых мыслей, поэтому остается только поблагодарить Дмитрия Сатина за яркое ее донесение до наших голов. Также отложилось еще три вещи:

  • Мышкой трогать ссылку, все равно что палкой, поэтому когда мир захватят touchscreen’ы интерфейсы должно измениться, и кто будет первый, тот и молодец.
  • Не надо платить юзеру за комментарии – дайте ему почувствовать себя молодцом и лучшим, он будет комментировать (делать нужные вам транзакции) сам.
  • Дизайн делают дизайнеры, тексты пишут копирайтеры, программирую программисты, а все вместе получается какашка, потому что страницы сайта не отвечают на вопросы юзера: “Где я? Что здесь можно делать? Зачем мне это делать?”.

Не менее простые (оттого и в достаточной степени гениальные) мысли поведал аудитории Игорь Ашманов, который рассказывал о настоящем и будущем поисковиков. Какими бы мы не были фанатами Google, Яндекс, Yahoo и т.д. (нужное подчеркнуть), сегодняшние поисковики представляют собой достаточно унылое зрелище. По сути это “тупые текстовые брокеры”, которые ничего не знают (ни смысла запроса, ни темы, ни его типа), и ничего своего не показывают, а сами страницы выдачи – плод труда “яйцеголовых” с бесконечной лентой результатов, нечитаемостью текста, и вообще полной кашей. Увы, до фантастического будущего поиска из кино, когда можно спросить в пустоту “Компьютер, а какова этимология слова трискаидекафобия?”, – и услышать точный ответ, нам еще далеко. Однако в обозримое время появятся вопросно-ответные машины, распределенный поиск (поисковая машина как торрент), поиск картинок и видео по смыслу (семантическая индексация изображений и звуков).

Плохие новости для SEO-шников: маленькие разорятся, большие станут полноценными агентствами, биржи ссылок закроются через 2-3 года, а рулить будут системы автоматического продвижения и симбиоз с поисковиками. Также была высказана мысль, что все венчурные деньги нынче ушли в соцсети (для которых, кстати, актуальна не рекламная монетизация, а приложения и игры), поэтому создавать новые поисковики не имеет смысла, не говоря уж о том, что барьер входа на рынок очень высок.

В общем, интересного была масса, кто не пришел на эти выступления сам себе злобный буратино, а мы перейдем к другим докладчикам.

Дмитрий Лысюк (Gemius) рассказал, что кризис закончился, и Уанет бодро растет (за прошедший год рост 19%), а самые активные – это отнюдь не малолетки, а публика постарше, правда vkontakte Gemius еще не охватил :).

Андрей Заблоцкий (УАИР) оценил объем украинского рекламного рынка в $160 млн., а по поводу пользователей сказал, что они стали меньше смотреть телевизор, а не пользуются интернетом всего 48% (в прошлом году 59%).

Локальные гуру поиска тоже поделились парочкой интересных мыслей. Дмитрий Шоломко (Google Украина) озвучил основные этапы, происходящей уже сейчас революции (технология – контент – пользователи – реклама), и спрогнозировал революцию будущую, связанную с мобильными сервисами. Сергей Петренко (Яндекс Украина) в свою очередь рассказал о вещах более приземленных: изменениях в Яндекс.Директ, которые заключаются в предоставлении удобных инструментов, как для мелких клиентов, так и для крупного бизнеса. Кстати, напоследок припугнул бедолаг сеошников такой вот фразой: “Мы сейчас думаем над одной штукой, которая сделает жизнь оптимизаторов в Украине интересной”, – и это не отмена ТиЦа, начинайте боятся и пить валидол.

Запомнился доклад ведущего секции – Евгения Шевченко (UAMASTER), посвященный тенденциям в баннерной рекламе и “выношенный 9 месяцев, как ребенок”. Хотите чтобы ваш баннер работал? Используйте 6 причин почему обращают внимание на баннер: выгода, смешно, котята, секс, насилие, зависть, лучше сразу 2-3 элемента вместе, а также будьте осторожны с пакетным размещением, потому что, например, в “женском” пакете женщин может быть всего 67%. А Юрий Высовень (из того же UaMaster) толково поведал о веб-аналитике и посоветовал пользоваться двумя системами статистики, определять граничную стоимость клиентов и не гнушаться проверкой работы менеджеров при помощи “тайных” покупкок.

Про SEO-секция могу сказать, что она не перестает удивлять вопросами из зала, которые из года в год одни и те же, типа где и как покупать ссылки, какой писать title, какая “тошнота” должна быть у странички etc. раз спрашивают, то это кому-нибудь нужно, но по-моему этот кто-то просто ленится почитать соответствующие форумы и поэкспериментировать самостоятельно.

Вот, собственно, и все, что отложилось в памяти,  иногда было очень интересно и мысли начинали обгонять друг друга, иногда хотелось заснуть. В целом же очень неплохое получилось мероприятие для желающих повариться в тусовке и услышать интересные вещи. К посещению рекомендуется.

Стас Рудый, интернет-маркетолог “Софткей-Украина“, [email protected]

Специально для AIN.UA