Кабинет Министров планирует увеличить поступления в бюджет на счет рекламного рынка. Об этом свидетельствует проект изменений в Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах», которым, в частности предполагается повышение налога на рекламу с 0,1-0,5% объекта налогообложения до 2,5-3%, вводятся повышающие коэффициенты на данный налог для телевидения (7), печатных СМИ (5) и наружной рекламы (2), а также расширяется перечень видов рекламы, подлежащих налогообложению за счет “опубликования любым способом информации об имени (наименовании) спонсора, товарного знака и услуг спонсора”.
Представители рынка телевизионной рекламы и печатной прессы уже высказались категорически против данных изменений. А как повлияют предлагаемые изменения в налогообложении на рынок Интернет-рекламы?
Андрей Заблоцкий, исполнительный директор Украинской ассоциации Интернет рекламы (УАИР), отметил, что напрямую изменения в законодательстве не влияют на рынок Интернет-рекламы: «Удорожание за счет налоговых отчислений от рекламы на других носителях, конечно, повышает конкурентные преимущества Интернет, однако, в силу того, что рынок находится в постоянном росте, оценить конкретное влияние именно этого закона будет сложно».
Возможное повышения налога на рекламу неприятно, как и повышение любого другого налога, но не смертельно для отрасли Интернет-рекламы и вряд ли это приведет к каким-то заметным изменениям в ценовой политике, считает исполнительный директор Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ Ярослава Карыбина. «В предлагаемых изменениях в Декрет «О местных налогах и сборах» мне видится гораздо более критичным повышение налога на рекламу для ТВ и печатных СМИ. Учитывая повышающий коэффициент 7 и 5 соответственно, такие налоги окажутся просто неподъемными для отдельных телеканалов и печатных изданий, что повлечет либо снижение качества СМИ из-за необходимости сокращать затраты, либо появление нелегальных методов работы, либо перекладывание дополнительных затрат на потребителей, т.е. на нас с вами. Рассчитывать при введении таких налогов на перетекание рекламных бюджетов из ТВ и печати в Интернет я бы не стала. Поэтому для Интернет-рынка как отрасли вряд ли предлагаемые изменения на что-то повлияют, а для граждан страны как телезрителей, читателей прессы и потребителей товаров и услуг – вполне реальны негативные последствия», – отметила Ярослава Карыбина.
Поддерживает такое мнение и Евгений Шевченко, директор интернет-агентства UaMaster: «Негативных последствий для рынка интернет-рекламы после увеличения налога ожидать не стоит. Дополнительные 2,5% НнР на активность рекламодателей не повлияют. Зато отсутствие повышающего коэффициента на онлайн станет еще одним плюсом для интернет-рынка в борьбе за бюджеты с традиционными медиа. Если ТВ будет облагаться 21% налога, а Интернет – 3%, понятно, что рекламодатель будет учитывать этот факт при медиапланировании».
С другой стороны, Интернет выглядит наименее «пострадавшим» при налоговых изменениях только на первый взгляд. «Косвенно, повышение налога на рекламу для телевидения Интернету даже выгодно, но это только на первый взгляд. Интернет не может выступить полноценной заменой ТВ. Подорожает телевизионная реклама, и рекламодатель будет сокращать свои бюджеты на других носителях, чтобы направить их на телевидение», – считает Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции.
На данный момент игроки рынка планируют провести ряд мероприятий дискуссионного характера, направленных на обсуждение предложенных Кабмином изменений. Остается надеться на то, что рынок и государство найдут общий язык в этом вопросе и выработают условия, приемлемые для обоих сторон.
Материал предоставлен информационным агентством ЛIГАБiзнесIнформ.