Государственная компания уже давно является лидером по количеству абонентов широкополосного доступа в интернет (ШПД). В середине апреля исследовательская компания iKS-Consulting обнародовала свой рейтинг бродбенд-провайдеров за 2009 год, в котором «Укртелеком» занимает первое место с 883 тыс. пользователей фиксированного ШПД. В конце марта председатель правления компании Георгий Дзекон объявил о том, что в этом году госоператор сосредоточится на развитии доступа в интернет. Подробнее о планах и развитии этой услуги АИНу рассказала директор департамента маркетинга ОАО «Укртелеком» Светлана Каткова.
Светлана, сколько сейчас в вашей компании интернет-пользователей?
Количество пользователей ШПД у нас на середину апреля составляло более 950 тыс. Еще около 400 тыс. человек пользовалось мобильным скоростным доступом в интернет. И количество интернет-пользователей у нас продолжает расти. На данный момент можно уверенно говорить об 1,4 млн. абонентов нашей услуги «ОГО!», а в мае у нас появится миллионный абонент широкополосного проводного ОГО!. И наша главная цель на этот год – укрепление лидерских позиций на рынке скоростного доступа в интернет.
«Укртелеком» лидирует в основном в регионах. Будете соревноваться за столичный рынок?
Мы предоставляем услуги по всей стране. Но мы не считаем, что нам стоит играть исключительно на региональных рынках. Для нас важен и Киев, и остальные регионы. В столице есть одно отличие – здесь самый конкурентный рынок. Пока мы тут уступаем «Воле» – они гораздо раньше начали.
Интернет-провайдеры предпочитают покрывать многоэтажки. «Укртелеком» будет подключать частный сектор?
Мы, как и другие провайдеры, считаем деньги. Но мы не ориентируемся исключительно на новостройки, а на спрос и окупаемость. Если у абонента есть линия «Укртелекома», то у нас нет проблем дать ему услуги ШПД, особенно в Киеве. Хотя ситуация в регионах, конечно, отличается от города к городу.
Поэтому многим по-прежнему приходится пользоваться dial-up-доступом. Кстати, еще много пользователей этой услуги?
Да, у нас по-прежнему есть пользователи dial-up, хотя их количество в 2009 году уменьшилось вдвое. На начало этого года их у нас было около 67 тыс. Но процесс сокращения продолжается. Причин тому несколько – мы практически во всех городах предлагаем услугу «ОГО!». В конце 2008 года мы проинформировали всех dial-up-пользователей о том, что у нас есть комфортные тарифы на скоростной интернет. И большинство из них перешли на услугу «ОГО!».
Услугу dial-up мы сохраняем и поддерживаем, и потому там, где мы не можем предоставить скоростной интернет, любой может получить доступ благодаря dial-up-соединению. Для этого у нас есть единый для всей Украины телефонный номер дозвона. Причем, для этой услуги не нужно заключать договор, доступ к ней открыт – счет пользователь получает в конце месяца. Хотя для оплаты сервиса можно воспользоваться нашей конвергентной карточкой «ВСЕсвіт плюс». С ее помощью можно оплатить также услуги IP-телефонии и доступ в наших wifi-зонах.
И многие воспользовались этими карточками?
В последнее время, особенно в феврале, их продажи выросли в три раза. У нас была акция, согласно которой звонки в Россию предоставлялись по выгодным ценам (85 коп./мин). Оказалось, что это востребовано.
Сейчас у «Укртелекома» около 2000 WiFi-хотспотов, и ваша компания в этом году собирается запустить еще 1000. Насколько востребован этот вид интернет-доступа, и почему вы считаете этот проект целесообразным?
WiFi-доступом у нас в прошлом месяце воспользовались около 12 тыс. человек. Для развития этого направления у нас есть достаточно большая техническая база и определенный уровень компетентности. Так почему бы нам не развивать WiFi-покрытие? В курортных зонах вроде Крыма или Карпат эта услуга очень удобна: отдыхающие всегда могут воспользоваться нашим WiFi-интернетом.
В WiFi-покрытии «Укртелеком» сотрудничает с сетями общепита вроде McDonald’s. Количество хотспотов и пользователей учитывает такие партнерские проекты?
Количество установленных точек доступа включает такие проекты. А пользователями нашей услуги мы считаем тех, кто воспользовался карточкой «ВСЕсвіт плюс», то есть, заплатили непосредственно «Укртелекому». Доход с WiFi, правда, не сопоставим с другими ШПД-услугами, но этот сервис мы позиционируем как дополнительный. Например, для абонентов услуги «ОГО!» мы готовим возможность бесплатного пользования любой нашей wi-fi-точкой (с помощью логина и пароля).
Но это не единственный сервис, в котором мы собираемся использовать WiFi. В этом году мы своим ШПД-абонентам на льготных условиях собираемся выдавать модемы с WiFi-роутером. Потому что у многих дома уже не один компьютер, и для них WiFi-роутер будет весьма кстати. Причем такие «WiFi-модемы» будут дистанционно управляемы: в случае возникновения у абонента проблем, наш контакт-центр по его звонку удаленно сможет перезагрузить устройство, залить новые настройки.
Вам осталось только получить доступ к компьютерам…
(Смеется) Для этого мы планируем ввести удаленную сервисную поддержку. Это тоже один из партнерских проектов, который пока находится на стадии обсуждения. Мы хотим внедрить удаленную консультацию на случай возникновения у абонентов проблем с компьютером или программным обеспечением. А абоненты Киева также смогут вызывать специалиста на дом.
Кто в этом проекте выступает партнером?
Пока ведем переговоры, не могу сказать.
Как вы планируете развивать уже существующие дополнительные услуги?
Будем расширять количество предлагаемых антивирусных программ. Уже ведем переговоры с правообладателями.
На какой стадии у вас внедрение IPTV?
У нас уже готова вся платформа, хорошо проходит тестовая эксплуатация. Но, как и у многих крупных провайдеров, у нас есть проблемы с получением лицензии. Надеемся, что уже в ближайшее время нам удастся получить лицензию, и тогда сразу же IPTV и запустим.
IPTV от «Укртелекома» будет с цифровыми услугами, вроде видео-по-запросу, тайм-шифтинга?
На первом этапе тайм-шифтинг в функционал не заложен, он будет позже. Но уже сейчас есть широкий выбор цифровых программ, EPG (Electronic Program Guide), виртуальный кинозал, включая HD-канал, родительский контроль, напоминание о выбранной передаче – для начала весь набор основных услуг IPTV. В настоящий момент заканчивается тестирование дополнительной платформы – теперь сможем принимать до 150 каналов.
Какая посещаемость у вашего развлекательного портала MyPlace?
Его посещают около 150 тыс. геймеров по всей Украине, им воспользовалось около 3 тыс. абонентов «Укртелекома». Из них 1,5 тыс. пользуются на постоянной основе. Мы им обеспечиваем преимущество – гарантированную скорость доступа к играм (всего более 60 онлайн-игр). В основном пользователей интересует именно это предложение, хотя там есть множество других: музыка, чат, библиотека, форум, тотализаторы, блоги, социальная сеть, онлайн-ТВ.
В дальнейшем мы планируем продолжать акции по привлечению к нему абонентов. Например, пользователям тарифного плана «Ультра» будут предложены льготные предложения по доступу к порталу.
Что «Укртелеком» получает от MyPlace?
В определенной степени это – коммерческий проект. Помимо акционных предложений он предусматривает плату – 1 грн. в сутки. Но мы рассматриваем его как дополнительную услугу: MyPlace не столько приносит доход, сколько помогает удерживать клиентов, давать им дополнительные возможности.
В этом проекте нашим партнером выступает компания SysCon. Она отвечает за наполнение портала, чтобы представленный там контент соответствовал требованиям законодательства.
В прошлом году SysCon обвинили в нелегальном использовании контента. Чем закончился скандал?
У нас нет информации о нелегальном использовании контента. SysCon полностью дала ответы на все наши вопросы, и мы не знаем, чтобы эта компания где-то не смогла предоставить необходимых документов. Поэтому говорить о скандале не вижу смысла… Скорее всего, проблема надумана.
Как «Укртелеком» продвигает себя в Сети?
Безусловно, телевизионная реклама дает самый большой охват нашей целевой аудитории, поскольку мы работаем по всей Украине. Тем не менее, как инновационная компания, мы рассматриваем интернет как один из основных каналов. Интернет мы используем в каждой рекламной кампании. Кроме стандартной баннерной рекламы мы используем контекстную. Из новинок мы используем интерактивные баннеры, pop-up-баннеры, front-line-баннеры. Сейчас наполняем интерактивный квиз (в котором пользователь участвует, собирает баллы и получает приз).
Доля интернет-рекламы в структуре маркетингового бюджета изменилась?
Конечно, она увеличивается, но ненамного. Все-таки интернет нам помогает экономить рекламный бюджет. Тем более, что мы часто используем ресурсы партнеров для размещения наших баннеров или взаимного обмена баннерами. Среди них, например, производители антивирусов, McDonald’s, Microsoft, клиенты региональных филиалов.
Мы также начали обновлять свой веб-сайт с целью оптимизации и повышения usability. Поскольку у нас есть много региональных филиалов, у нас накопилось много (интернет-)ресурсов. Сейчас принят и утвержден проект об их централизации – будет единый веб-сайт, разрабатывается его новая структура. Сейчас мы уже включили в него контент веб-сайта Utel, чтобы абонеты могли видеть на одном ресурсе все виды подключений к ШПД: фиксированный, мобильный, WiFi.
Кто из партнеров занимается этим?
Переделываем собственными силами. У нас для этого есть своя достаточно сильная команда.
Что сейчас больше всего интересует абонентов «Укртелекома» в Сети?
У нас профиль потребления абонентов приблизительно одинаков по Украине. Он отличается от такового в США и Европе. Если там, в основном, пользуются поиском и Facebook, то у нас – загрузкой файлов и почтой, и лишь затем – поиском информации. Из самых популярных среди абонентов ресурсов социальных сетей, по нашим данным, является VKontakte – он генерирует самый большой объем трафика. Растет объем трафика в Twitter – за последнее время у нас он увеличился вдвое.
Интересно, что средний возраст интернет-пользователей меняется. На таких ресурсах, как «Одноклассники», появляются люди до 80 лет. И они также все чаще пользуются Skype. В целом, средний возраст пользователей растет.
Что предпочитаете Вы?
Лично я сама пользуюсь Facebook. Часто захожу на YouTube с помощью нашего мобильного интернета.
Виталий Жданов специально для AIN