Слухи о том, что рынок веб-дизайна переживает не лучшие времена ходили давно. Даже на конференциях, посвященных интернет-бизнесу, с каждым годом можно услышать все меньше докладов именно от веб-студий. В кулуарах, естественно, встречаются множество дизайнеров-фрилансеров, но компаний все меньше. Совпадение, или все же правы те, кто говорят, что бизнес исключительно на веб-дизайне в Украине построить практически нельзя. В рамках нашей традиционной рубрики блиц-опрос мы решили это выяснить, для чего задали экспертам следующие вопросы:
- Можно ли сегодня выстроить масштабируемый интернет-бизнес, предлагая клиентам только услугу веб-дизайна? При каких условиях?
- Не кажется ли вам, что будущее веб-дизайна – это одна из услуг по комплексному интернет-маркетингу?
- На каких услугах сейчас больше всего зарабатывают веб-студии? Дизайн сайтов, дизайн баннеров, сопровождение проектов, раскрутка?
- Как вы оцениваете объем украинского рынка веб-дизайна?
Александр Ольшанский, зампред. правления ИнАУ, экс-владелец веб-студии
Думаю, что возможно. Хотя надо понимать, что бизнес веб-дизайна довольно специфичен в силу пересечения в его рамках трех составляющих: технологий, дизайна и юзабилити — то есть приемлемости дизайна с коммерческой точки зрения. По своей специфике услуги веб-дизайна больше всего сходны с услугами по ремонту квартир или пошиву одежды. Поэтому мне кажется, что основным условием для развития такого бизнеса должна быть очень четкая процедура взаимодействия с заказчиком. Например, такая, как у строителей или у специалистов по пошиву одежды. То есть заранее оговоренные количество «примерок», СМЕТы, и сроки, когда принимаются и сдаются соответствующие макеты.
Не кажется. Сайтостроение и продвижение — это несколько разные вещи, хотя, конечно, и пересекающиеся в некоторых точках. В первую очередь, в точке юзабилити и так называемого пост-клик маркетинга. Но это все-таки пересечение, а не замена одного другим. Конечно, под слово «комплексное» можно подвести все что угодно, но мне кажется, что построение сайта и дизайн несут все-таки большую функциональную нагрузку, не связанную только с продвижением в Сети.
Во-первых, это зависит от веб-студии: разные веб студии зарабатывают на разном. Во-вторых, если говорить о раскрутке, то этот рынок сегодня с космической скоростью выходит из зоны «кустарщины» и растет до состояния индустриальных решений. А для индустриальных решений нужны технологии, программы и т. п. – что в масштабах неспециализированного предприятия нереализуемо. На продвижении веб-студии сегодня, может быть, и зарабатывают, но немного. Поскольку на самом деле это не их рынок. Я все-таки рассматриваю веб-дизайн и продвижение как два разных рынка. И мне кажется, что студии веб-дизайна должны все-таки зарабатывать на дизайне. Конечно, среди них может быть какая-то специализация – например, кто-то может больше зарабатывать, создавая проекты сложные технически, а кто-то – создавая проекты сложные дизайнерски. Но это все-таки веб-дизайн, а не иные сервисы. Так что я не вижу четкого слияния этих двух рынков. Я вижу пересечения в некоторых точках, но не более.
Этот рынок довольно большой и достаточно сложный для подсчетов. Ежегодно в Украине появляется примерно 15-20 тыс. сайтов. Понятно, что большая часть из них создана «на коленях», но, конечно, есть часть и технически, и дизайнерски сложных проектов, разработанных специализированными компаниями. С точки зрения количества, наверно, это часть небольшая, а вот с точки зрения денег – они сосредоточены именно там. Оценить рынок целиком очень тяжело. Кроме того, многие украинские студии работают на Запад. Это совершенно обычное явление, у нас достаточно дешевая рабочая сила, в связи с чем многие студии делают западные проекты. Поэтому рынок веб-дизайна сегодня оценить не так просто.
Лилия Сергиенко, руководитель проектов Студии Айкен
Зарабатывать только на веб-дизайне в Украине очень сложно и не выгодно. Клиентов, которые действительно понимают, что такое дизайн сайтов от А до Я, практически нет. Нам до сих пор задают вопросы, почему дизайн портала стоит 10 тыс. долларов, почему нельзя сделать все «на одном шаблоне».
Веб-дизайн сам по себе никому не нужен. Дело в том, что понятие «веб-студия» давно выжило себя, а компании, которые себя так называли, становятся интернет агентствами или интернет компаниями. Агентства специализируются на баннерах, контексте, PR и других рекламно-маркетинговых услугах в интернете. Интернет компании (или web engineering company) создают и развивают инструменты для тех же агентств (площадки для рекламы и маркетинговых исследований, разнообразный инструментарий и т. д.). В итоге, веб-дизайн будет предлагать и первый и второй тип компаний. Только не отдельно, а в комплексе своих услуг.
Интернет компании больше всего зарабатывают на разработке и поддержке крупных порталов и сложных веб/интранет систем с богатым функционалом, на продаже своих площадок и платных веб-сервисов, на создании приложений для мобильных платформ, на продаже своих стартапов. Интернет агентства зарабатывают на рекламных кампаниях и продвижении товаров и услуг.
Рынок веб-дизайна я бы выделять не стала. Компаниям нужен комплекс услуг в интернете, начиная от веб-дизайна и разработки, заканчивая рекламой и продвижением. Такой интернет рынок можно оценить в 120-150 миллионов долларов.
Дмитрий Федоренко, Директор креативного интернет-агентства Студио7, Партнер интернет-агентства полного цикла Peppermint interactive
На сегодняшний день термин “веб-дизайн” давно уже изжил себя в бизнес лексике, уступая место термину “интернет-разработка”. Учитывая то, что компания Студио7 пошла по пути создания медийно-стратегической надстройки Peppermint interactive, то я бы мог утверждать, что этот путь тупиковый. Но это было бы абсолютно не верно, так как мы видим примеры успешного существования производственных компаний на всех развитых рынках с более структурированным предложением. На украинском же рынке, сохраняется желание клиентов покупать все “из одних рук”, тем самым задавая временный мощный тренд. С развитием рынка, произойдет его четкая сегментация и каждый профессионал займет свою нишу.
Не думаю, что в будущем веб-дизайн станет лишь одной из услуг по комплексному интернет-маркетингу. Довольно часто встречается ситуация, когда клиент имеет качественную маркетинговую стратегию и сильную команду менеджеров-исполнителей. В данном случае вступают в игру компании-подрядчики со своими производственными мощностями и ноу хау.
Это вопрос из разряда частных и имеющий свои определенные атрибуты. Больше всего заработка находится в комплексных решениях с качественным проджект-менеджментом, оптимизированной производственной базой, эффективными медийными решениями и звонкой стратегией.
Если идти по устоявшейся формуле, что стоимость продакшена в маркетинговом бюджете не должна превышать 20%, то исходя из заявленного экспертами объема рынка интернет-медиа $40-$50 млн. на счетах производственных компаний осядет порядка $8-$10 млн. Формула грубая, но вполне имеет право на существование.
Юлия Юркевич, директор студии “Аванпорт-дизайн”
Компания которая будет предлагать только веб-дизайн не выживет, нужен полный комплекс услуг. Причем первая ступень должна быть не создание веб-сайта, а консалтинг. Так же нужно понимать, что современный сайт зачастую требует интеграции с внутренними системами клиента, а разработчики не упоминают об этом, так как не имеют необходимых специалистов. Вот и получается что клиент делает сайт, а через время узнает что можно было автоматизировать некоторые процессы, но это не учли сразу и теперь нужно переделывать сайт.
Да конечно. Любая компания хотела бы получить полный комплекс услуг, найти надежного партнера, который поможет им успешно существовать в интернет пространстве, который будет подсказывать что им нужно делать, что бы успешно конкурировать.
Одним из самых интересных направлений на данный момент является раскрутка сайтов. Ведь по суть веб-сайт является только началом длинного пути для заказчика. Так же студиям стоит обратить свое внимание на техническую поддержку клиента, сделать акцент на вторую продажу. Очень мало клиентов, которые могут поддерживать свой сайт своими силами, но разработчики после того как заканчивают работу по созданию веб-сайта теряют интерес к клиенту и клиент вынужден искать себе других разработчиков для поддержки своего сайта.
Очень сложно дать оценку рынку, это в первую очередь связано с непрозрачностью рынка, во вторую, с больших количеством мелких игроков, в том числе фрилансеров.