По данным ВРК объем интернет рекламы в 2010 году составил 280 млн грн. Из них 165 млн – медиа, 115 млн – контекстная. Мы решили узнать у участников рынка насколько они согласны с такими оценками и выяснить насколько точной они считают существующую методологию оценки объемов рынка. Кроме того, эксперты поделились своими прогнозами об основных факторах роста в 2011 году и рассказали, какой вид рекламы – контекстная или медийная – будет расти большими темпами.
Роман Гавриш, директор агентства Brainberry
Загалом згоден. За нашими оцінками медійна реклама склала навіть трохи більше – близько 200 млн грн. Оцінити контекст ми нажаль не можемо, оскільки навідміну від медійної реклами основна маса ринку формується не основними рекламодавцями, а середнім та малим бізнесом.
Методологія заснована на опитуванні учасників ринку. Тобто це експертна оцінка. Така методологія має дуже багато хиб в принципі.
Наприклад огріх в оцінці контекстної реклами може складати і 100%. Допоки всі гравці ринку (агенції, рекламодавці та майданчики) не будуть оприлюднювати свої фінпоказники по цих напрямках (документально підтверджені), то оцінити реальний обсяг ринку доволі важко.
Основні драйвери не змінилися – це ріст аудиторії Інтернет + порівняно вища ефективність комунікації.
Якщо брати до уваги світові тенденції – то повинна б рости контекстна. Проте з огляду на те, що оцінювати обсяг контекстної реклами в Україні без офіційних даних від Google та Yandex фактично неможливо – то сказати доволі важко. Проте зрештою думаю у нас вирівняється ситуація і контекстна буде займати більшу частку ринку протягом кількох років.
Андрей Заблоцкий, исполнительный директор УАИР
Существующая методология базируется на методах косвенных подсчетов баннеропоказов, стоимости тысячи показов, существующих скидок, объемов недопродаж, а также корректируются методом экспертных опросов участников рынка. К сожалению на современном этапе развития рынка интернет рекламы в Украине – это единственный метод. Я надеюсь что с развитием рынка и увеличением его прозрачности данные будут получаться технометрическими методами, но пока это вопрос будущего.
Общий прирост аудитории, все большая заинтересованность крупных рекламодателей в интернет как медия а так же все большая заинтересованность мелкого и среднего бизнеса в интернет как в бизнес инструменте – это пожалуй основные источники прироста рынка. Когда прирост аудитории стабилизируется – и замедлится, источниками прироста будут расширение инструментария, новые возможности общения с аудиторией и т.д. Все эти факторы присутствуют и сейчас, например такие как бурный интерес к рекламе в социальных сетях. Однако основной прирост рынка пока происходит за счет увеличения доли интернет в бюджетах крупных рекламодателей и прироста аудитории интернет.
Я думаю прирост как медийной так и контекстной рекламы в 2011 году будет примерно одинаков, ожидаем активный рост инструментов социального маркетинга и нестандартных решений.
Максим Макаренко, экс-директор Digitas
По моим субъективным подсчётам, совпадающим с мнением других крупных медийных игроков, в 2010 году только медийной рекламы было размещено не менее 170 млн гривен. Все немедийные проявления, исключая контекст, весят ещё 25-30 млн (по информации, заявленные цифры в оборотах агентств несколько завышены). Рынок контекстной рекламы (всей) в Украине находится в диапазоне 400-450 млн и традиционно больше медийки в 2,5-3 раза. Итого, получится около 600 млн гривен за всё.
Методологии нет в принципе, поэтому говорить о том, хороша она или плоха – не совсем корректно.
Если ещё можно собраться с основными игроками и оценить медийную рекламу как-то субъективно, в формате “верю/не верю”, то контекстная реклама и другая “немедийка” не мониторится и сформировать даже субъективное мнение по всем участикам рынка невозможно. Поэтому придется принимать биллинги digital-агентств на веру.
Сопоставляя бюджеты, которые расходовались в 2010 году на кросс-медийные проекты, долю социальных медиа в них, а так же понимая неготовность клиентов инвестировать в этот инструмент наравне с медийными кампаниями, сложилось ощущение, что digital агентства умножили свои биллинги минимум на 2.
Относительно 2011 года. Малый и средний бизнес (если выживет 🙂 будет драйвить рынок контекстной рекламы. Крупные игроки рекламного рынка (FMCG, банки, автомобили) простимулируют категорию медийной рекламы и видео-рекламы. Видео-реклама увеличит свою долю в рекламных инструментах.
Контекст уже в два раза больше всей медийной рекламы и этот отрыв будет увеличиваться, сколько бы денег ни пришло в медийную рекламу.
Александр Тисменецкий, руководитель направления активных продаж компании «Яндекс.Украина»
На мой взгляд, оценка слегка завышена, хотя некоторая погрешность тут вполне допустима. Я не знаком с методологией, так что комментировать ее не могу.
В ближайший год для контекстной рекламы драйверами будут постоянно растущая активность малого и среднего бизнеса в интернете, а также стабильный рост активных пользователей интернета в Украине. Для медийной рекламы, помимо роста интернет-аудитории, драйверами будут показатели охвата аудитории у крупнейших порталов (например, в ноябре 2010, по данным Gemius, Яндекс в Украине посетили более 6 млн человек – это 55% пользователей Уанета) и зрелость интернет-агентств.
Вероятно, продолжится тенденция синхронного роста объемов контекстной и медийной рекламы, поскольку оба формата еще сильно недооценены рекламодателями.
Приглашаем других участников рынка высказать свое мнение в комментариях к этой записи относительно объема рынка интернет-рекламы в Украине в 2010 году.