Наблюдаю, как коллеги подводят итоги 2010 года. Вижу парадоксальную ситуацию. С одной стороны, на сегодняшний день есть все предпосылки для бурного развития рынка. Это и рост аудитории, и появление новых инструментов продвижения брендов в Сети. Да и сами клиенты начинают понимать, что эта аудитория важна для них.

Но при всем количестве существующих на рынке предложений, клиент не чувствует себя уверенно в онлайне. Для клиента интернет – как экзотическая страна для взыскательного туриста: ему туда уже хочется, но неизвестность еще пугает. Вдруг там могут забанить за неосторожную френд-политику в отношении местных девушек! А туристические компании (читай «диджитал-агентства») вместо того, чтобы растолковать клиенту местные обычаи, только напускают тумана, набивая себе цену. В итоге наш «турист» голосует кровно заработанным долларом в пользу хорошо известных ему «курортов» – традиционных каналов коммуникаций. Fail!

Сформулируем основные тренды, которые сдерживают развитие рынка интернет-коммуникаций.

  • Клиенты все еще не понимают, как работает интернет и как в нем коммуницирует их аудитория. Особенно его смущает обилие малопонятной терминологии.
  • Далеко не все агентства, а тем более клиенты, готовы осваивать «новые инструменты», не говоря уж о том, чтобы отвечать за их эффективность.
  • На рынке преобладают не обдуманные, подкрепленные экспертизой, решения о том, как использовать интернет, а мифы, мода и принцип «нравится – не нравится».
  • Отсутствуют единые, принятые как агентствами, так и клиентами, правила игры и системы измерения результатов.
  • Многие агентства и специалисты (так называемые) живут одним днем и думают только о том, как бы сейчас «откусить» побольше денег. Вместо того, чтобы сделать интернет как инструмент прозрачным и понятным для клиента, они предпочитают играть роль адептов некоего могущественного масонского ордена.

Сводя воедино все здравые мысли – свои и коллег – я определил для себя и World Web Studio следующие принципы, которые, надеюсь, помогут клиенту и вам, партнеры по цеху, освоиться в цифровом пространстве.

Первый: адекватно обозначать роль интернета в общей системе маркетинговых коммуникаций. Не делать из него культа, но констатировать факт: сегодня интернет в медиамиксе из инструмента остаточного и дополняющего постепенно перемещается на позицию инструмента, который объединяет все каналы коммуникации и играет интеграционную роль.

Второй: четко и конкретно планировать результаты каждой кампании и отвечать за решение маркетинговых задач клиента. Научится находить прозрачную и простую количественную методику измерения эффективности коммуникаций.

Третий: прогнозировать и открыто излагать клиенту факторы успеха или риска на каждом этапе кампании.

Ну и четвертый: говорить на понятном языке. Изживать из своего лексикона неизвестные клиенту, зачастую иностранные термины. Профессиональный сленг только мешает общению.

Считаю, что диджитал – это гораздо проще, чем многим кажется. И 2011 год должен стать годом простых и эффективных решений. Годом, в котором наши клиенты наконец-то почувствуют себя уверенно в Сети и поверят в те возможности, которые предоставляет им digital. Интерактивному маркетингу давно пора «выйти из сумрака».