Лучше сразу убить хромую лошадь или как я продавал интернет-проект

Речь пойдет о недавно проданном www.unique-shopper.com

Странная история и такое же странное завершение. Хочу рассказать об опыте создания интернет проекта, и о выводах которые, надеюсь, будут интересны начинающим стартаперам.

Итак, я состоявшийся бизнесмен. У меня есть завод:). В 2008 году отошел от операционного бизнеса. Другими словами – есть деньги для создания новых интересных проектов.

Я захотел какого-то нового дела, чего-то инновационного. Еще, будучи в бизнесе я задумал проект, который, в первую очередь хотел создать для себя. Идея проекта в том чтобы создать on-line витрину, на которой в реальном режиме времени будут представлены все товары из категории одежды и обуви, находящихся в данный момент в реальных магазинах. Никогда не любил ходить по магазинам, но хотел хорошо одеваться. В интернете существуют агрегаторы товаров, но не для одежды и обуви…

Такая вот идея, которая еще не представлена в мировом интернете. Что мне и нужно. Не люблю заниматься клонами или проектами, просто, для зарабатывания денег.

Проект стартовал в марте 2009 года. Для меня это был первый опыт интернет проекта. Для начала я разработал концепцию и нанял в команду человека, который должен быть организовать создание самого ресурса. При этом в первую версию ресурса я старался засунуть ВСЁ и СРАЗУ.

Через 3 месяца работы, понял что дел не будет: нанятый человек, хоть и был предан проекту и был профессионалом, но не был менеджером проекта, не умел организовать процессы создания ресурса. После этого я нанял профессиональную команду разработчиков.

На этом этапе проявилась первые ошибки:

  1. я захотел сделать все и сразу. А нужно было вычленить основную уникальность проекта и ее развивать.
  2. если уж ты взялся за серьезный проект – нанимай команду профессионалов – хоть и стоимость профессионалов кажется выше, в конечном счете работа с профессионалами оказывается выгодней.

Дальше — хуже.

Хоть мы и отдали в профессиональные руки разработку ресурса – дизайн интерфейса оставили за собой. Мы создали ресурс и запустились в феврале 2010 года.

В этот момент я с головой ушел в другой, вновь созданный, инновационный проект. И потерял интерес, потерял желание развивать Unique Shopper – я стал просто инвестором…

Ошибка номер 3 – мне нельзя было ни в коем случае, на этом этапе оставлять проект, так как я был вдохновителем проекта и вносил туда энергию. Сейчас понимаю, что: нужно было либо продолжать быть лидером проекта, а не инвестором, либо закрывать проект и не тратить по напрасну силы людей и деньги…

Да, у нас получился уникальный, прикольный интерфейс, но люди не понимали, что это за ресурс, и не могли найти переходы между страницами. Мы поняли, что и здесь облажались – дизайн интерфейса – дело профессионалов.

Ошибка номер 4, она же ошибка 2 – работайте с профессионалами!

В июне 2010 года стартовала работа над редизайном проекта.

Обновленный ресурс была закончен в октябре 2010 года. Я только что приехал из мотопутешествия в Монголию, и посмотрел на проект новыми глазами.

Что мы имели: рост уникальных пользователей осуществлялся с помощью немаленького рекламного бюджета, ритейлеры, чьи товары находились на ресурсе, работали на бесплатной основе. И самое главное: ритейлеров и вещей было ничтожно мало, чтобы ресурс сам начал привлекать новых пользователей.

Я решил дождаться результатов работы обновленного ресурса. Да, сразу выросла глубина страниц, да сайт стал понятен пользователям. Но основная проблема – быстрое привлечение новых ритейлеров никуда не ушла.

31 декабря 2010 года я принял решение остановить проект.

Основная причина: инновационная идея обновления информации день в день не сработала. Я не смог сделать честную on-line витрину с размерами, ценами – информация менялась по хорошему – раз в неделю. А с таким подходом проект терял свою инновационность. Соответственно проект стал мне неинтересен.

Второе – проект смог бы зарабатывать какие то деньги, но до того, когда этот момент настанет, необходима финансовая подпитка проекта и не факт, что проект когда-то окупится.

Здесь остановлюсь на 5-й ошибке или 5-й составляющей неудачи:

Команда проекта должна в буквальном смысле ВЫЦАРАПЫВАТЬ каждый рубль. Если идут планомерные инвестиции, не жестко отслеживается результат – дел не будет. В нашем случае, были планомерные ежемесячные инвестиции, и когда наступил срок плановой окупаемости проекта – нашлись объективные причины, почему мы не достигли этого.

Сейчас, я часто вижу как стартаперы сначала пытаются найти деньги, а потом уже начинать развивать идею… Денег должно быть немного меньше, чем нужно для опробывания уникальности идеи.

Как только я принял решение о закрытии проекта — мне стало легче дышаться. Вроде я и не занимался проектом, но ощущение тяжести на спине постоянно напоминало о «хромой лошади»

Мы попытались продать проект хоть за какие то деньги. Но продажа сильно затянулась – с одной стороны хотелось найти компанию, которая могла бы достойно оценить проект и купить за ощутимые деньги, тысяч за 30 уе ( в проект было вложено 950000 грн) , а с другой стороны можно было продать проект за копейки как СЕО площадку.

Разослав инфу о продаже проекта IT компаниям — потенциальным покупателям, мы начали ждать. Глухо. В начале февраля мы заархивировали проект. Это значило – не получить ни копейки возврата с 2-годичной работы над проектом.

Мне стало жалко смотреть, как та работа, которую мы проделали просто умирает в архиве. Я решил ее подарить, подарить тому, кто захочет продолжать развивать проект дальше, а если вдруг будет больше желающих – устроить любительский аукцион. Это решение срослось с моим знакомством с Артуром, который быстро принял решение и разместил пост о проекте на AIN.

Я не ожидал такого ажиотажа вокруг проекта. Пост привлек внимание. На следующий день мы создали регистрацию на участие в аукционе. И в течении 3-х дней на него записалось 20 человек.

Через неделю после статьи мы провели на моем сайте аукцион. Это было быстрое и захватывающее действие. Торги продолжались в течении 30 минут. Начиная с 2000 уе покупатели начали шутить. Аукцион перерос в реалити-шоу.

Победителем вышел Николай Зык из Киева. Сумма продажи 4300 уе.

Конечно , это ни как не окупило тех усилий и денег, которые были вложены в проект, но:

  • Я отдал проект человеку, который попробует его развить
  • Неожиданно удалось пропиариться
  • Ну и получить какие-то финансы на будущее мотопутешествие в Австралию

Я уже не говорю о том опыте, который мы приобрели при создании интернет проекта…

Ровно два года мы развивали интернет проект. Мы много раз ошибались по пути. Ошибки разные и технические и проектные и ресурсные, но для меня, главный вывод истории – никогда не затягивай те проекты, которые уже не доставляют удовольствия, которые не возбуждают. Создание нового проекта с нуля – это дело требующее усилий и концентрации и духовных и физических сил, и если не будет драйва – все усилия пойдут прахом.

Так что не дожидайтесь, пока хромая лошадь сдохнет своей смертью.