Как и обещали организаторы, на двадцатом по счету Стартап Краш Тесте, состоявшемся в прошлую пятницу, была самая сильная экспертная панель за всю историю мероприятия. Ее представили Дмитрий Шоломко из Google, Дмитрий Шимкив из Microsoft, Юлия Марищук из Allegro Group, Павел Жданов из UMH и Сергей Петренко из Яндекса. По всей видимости анонс списка таких гостей и стал причиной аншлага в лекционном зале КПИ на 400 человек. Многим пришлось стоять или сидеть на ступеньках. Впрочем, отличился двадцатый СКТ, не только наплывом зрителей. Впервые мероприятию была оказана официальная спонсорская поддержка. Спонсором стала компания Microsoft, а точнее Internet Explorer 9.
Экспертная панель
Экспертам было предложено обсудить тренды в интернете. Ведущий панели – Максим Школьник – начал с вопроса о том, что является основным источником дохода компаний. Здесь стоит отметить реплику Шоломко, который после ответа Шимкива, упомянувшего Bing, начал свою речь словами “у нас тоже есть поиск…”, чем вызвал бурные аплодисменты зала. В остальном, ответы не выходили за рамки представлений о бизнесе поисковиков, зарабатывающих в основном на контекстной рекламе, Microsoft – в основном на Windows и Office, Украинского медиа холдинга продающего рекламные площади в изданиях и на сайтах, и Allegro Group, который кроме рекламы, продает еще и услуги продвижения объявлений на своих площадках.
Далее был вопрос про наиболее перспективные направления в бизнесах каждой из компаний. Дважды прозвучало “облачные вычисления”. По мнению Юлии Марищук, перспективы есть у простой, удобной и доступной массам, платежной системы. “Создание такой системы могло бы решить множество проблем”, – считает она.
Когда речь зашла о покупке стартапов, стало понятно, как по-разному все компании относятся к этому вопросу. Google например, разделяет философию русского поэта Льва Озерова, который сказал, что талантам надо помогать. Американская компания принципиально не покупает стартапы, но готова позаботиться о гениях, и помочь им раскрыть свой потенциал на благо корпорации. У Яндекса на этот счет более материалистические взгляды. Он скупает работающие проекты. Идеи, по мнению Петренко, не стоят ничего пока не сделаны первые шаги. В UMH имеют третью точку зрения: холдинг покупает только готовый бизнес. В качестве примера, Жданов привел покупку доли в I.UA. Похожей политики придерживается хозяин Allegro консервативный Naspers, имеющий столетний опыт в деле инвестирования. Впрочем, по словам Юлии Марищук, бывают исключения, к примеру Prom.ua был проинвестирован на стадии стартапа.
Далее эксперты обсудили собственно тренды. К ним причислили рост популярности геолокационных сервисов, развитие мобильного интернета, рост уровня проникновения в регионы и, как следствие, развитие региональных интернет-проектов. Участники рассказали о том, какими достижениями науки и техники им бы хотелось пользоваться через год. Юлия Марищук сказала, что мечатает об “интернете вещей” и ждет наступления времен, когда холодильники сами будут заказывать еду. Сергею Петренко хотелось бы, чтобы компьютер поскорее научился понимать голос человека. Дмитрий Шимкив ждет скорейшего объединения, разрозненных пока технологий, которые в реальном времени отслеживают физическое состояние организма и окружающей среды и подсказывают, как питаться, сколько спать и сколько заниматься спортом. На этой футуристической ноте и закончилась экспертная панель двадцатого Стартап краш теста.
Startup Crash Test
После круглого стола в зале стало попросторнее. Первым представленным на суд публики проектом была платформа для онлайн-консультаций Vteme. Суть проекта заключается в соединении людей желающих получить консультацию по той или иной теме и людей желающих эту консультацию предоставить. Собственно основная ценность и отличие Vteme от других платформ, предоставляющих услуги голосовой, видео или письменной связи заключается в том, что площадка гарантированно обеспечит консультанту оговоренную плату, а консультируемому – качественно оказанные услуги.
Предполагается, что недовольные предоставленной услугой могут пожаловаться модераторам, которые должны будут решать все аналогичные споры. Причем по идее консультантам лучше всеми возможными способами доказывать свою авторитетность, включая фотографии с собственными дипломами и прочие документы, подтверждающие ученость.
Услуга по обмену советов на деньги и денег на советы, с надежной защитой от обманщиков, и будет основным источником дохода портала. За каждую транзакцию сайт планирует брать 5-7%. Сейчас для начала полноценной работы Vteme нужно $50 тыс. На втором этапе, который предполагает, в частности, запуск мобильной версии – $100 тыс., и $600 тыс. на третьем этапе, предполагающем мировую экспансию.
Второй проект – magfashion.ru, является платформой для создания интерактивных глянцевых журналов. Проект уже действует, зарабатывает деньги, и даже отдает часть вырученных средств GreenPeace. Авторы проекта уверены, что электронные журналы лучше бумажных, хотя бы потому, что для их изготовления не требуется уничтожать деревья. Это, впрочем, не единственное преимущество magfashion.ru перед печатным глянцем и онлайн-конкурентами. Платформа позволяет человеку без специальных знаний по программированию и верстке, очень быстро создать из PDF-формата, электронный журнал, который еще можно дополнить флешем и видео. И все это, в отличие от конкурентов, за чисто символические деньги. Как признался автор, проект вполне работающий, приносит доход, у него уже есть клиенты и дистрибуторы в Испании, США и России. Основной же причиной выступления на SCT было желание найти новых заказчиков и партнеров. Для дальшейшего развития эксперт из зала посоветовал обзвонить всех существующих в Украине издателей и предложить им свои услуги. На этом дельные советы и конструктивная критика для magfashion.ru закончились. Было похоже, что искушенную публику SCT сбила с толку незамысловатость проекта.
Суть третьего стартапа, представленного на SCT, заключается в автоматизированной продаже билетов в кино и на концерты. Фактически это CRM-система, которая без непосредственного участия человека, контролирует распространение билетов через сеть платежных терминалов. Причем, автор уверен, что для реализации проекта, необходимо построить собственную сеть терминалов, так как с существующими в Украине, договориться практически невозможно. Владельцы сетей требуют слишком большую комиссию, и к тому же, не гарантируют возмещение убытков, в случае взлома автомата, что тоже случается. Именно поэтому вся система сделана с нуля. Для доведения ее до 100% работоспособности создателям проекта требуется $25 тыс. На строительство сети терминалов – $60 тыс. и $35 тыс. на маркетинг. В целом аудитория заинтересовалась проектом и пожалуй единственным вопросом, на который не смог ответить автор был вопрос о том, как проект собирается жить в стране, где нет законодательного определения “электронный билет”.
Фото (с) karpolan.livejournal.com