По сравнению со звездным двадцатым SCT, публики на “Неудачах” было намного меньше, а зря. Мероприятие оказалось действительно интересным. В самом начале организаторы показали интервью гуру венчурного инвестирования Эстер Дайсон. Она рассказала о своих провалах, без которых, по ее глубокому убеждению, успеха не бывает. Тему раскрыли участники экспертной панели: бывший контрабандист, а ныне честный бизнесмен Павел Богаччи, IT-эксперт, с впечатляющим стажем в бизнесе Владимир Билодид, и съевший собаку на стартапах Денис Довгополый.
Эксперты
Павел Богаччи занялся интернет-бизнесом, когда eBay пришел в Италию. Заработать на этом не получилось, но интерес к электронной коммерции появился и он открыл свой интернет-магазин, который оказался успешным. Это вдохновило на новые проекты. Одним из последних стал скандинавский аукцион, на который возлагались особые надежды, поэтому основатель не поскупился на дизайн сайта и заказал его у Лебедева. Проект был запущен осенью 2008 года, как раз в самом начале экономического кризиса. К январю 2009 года любителей азартных игр заметно убавилось и проект пришлось закрыть. Тем не менее, в первые четыре месяца своей жизни, аукцион приносил хорошие деньги, что позволило отбить половину вложенных средств. Учитывая свой опыт, Богаччи акцентировал внимание на том, что начиная стартап очень важно понимать рынок. От этого зависит 70% процентов успеха.
Владимир Билодид занимается IT-бизнесом с 80-го года, за это время он получил глубокие знания о факторах риска для стартапов. Для наглядности Владимир иллюстрировал свое выступление слайдом собственного изготовления под названием Startup Failure Tree. По каждой ветке Владимир дал подробный комментарий.
С полной версией этой весьма познавательной лекции можно ознакомиться на видео (начиная с тридцатой минуты ролика).
Денис Довгополый был участником, по меньшей мере, 40 проектов, 20 из которых умерли, а это неплохой показатель, учитывая, что по статистике, 99% стартапов банкротятся на первом году жизни. В Силиконовой долине он узнал, что в стартапе самыми важными являются два момента: люди и методологии для быстрого выхода на рынок. На своем опыте он убедился, что 90% всех неудач связаны с человеческим фактором. В стартап, по его мнению, нужно брать людей, которые уже имели опыт совместной работы. Часто даже самые лучшие специалисты не могут работать вместе.
В завершении панели, эксперты ответили на вопрос, как найти в себе силы вернуться в бизнес после провала. Богаччи посоветовал сначала вдоволь насладиться депрессией, причем, ее желательно усугубить любым способом, чтобы хватило надолго. После такой разрядки вдохновение вернется. Билодид перефразировал старинную пословицу «за одного битого, двух небитых дают». Слово «небитых» он заменил на «удачливых» и посоветовал помнить, что печальный опыт, важнее удачливости. Поистине мудрые слова произнес Довгополый. «Надо вырасти и научиться принимать свои ошибки», – сказал он.
Краш тест
Проект Gallerum, по идее автора, должен решить проблему многих пользователей социальных сетей и фотохостингов, которые вынуждены заливать одни и те же фотографии на разные ресурсы, чтобы их смогли увидеть все друзья. Gallerum станет агрегатором изображений из всех популярных платформ и даст возможность пользователю управлять фотографиями через единое окно. Зарабатывать проект будет на собственном хостинге, инструментах для редактирования фото и других дополнительных сервисах. Для запуска базовой версии, которая предполагает 100 тыс. пользователей, основателю нужно $50 тыс.
Citytone – намерен заработать на пользователях WAP-порталов, предложив им альтернативный ресурс с качественным контентом. Сегодня, по данным основателей проекта, на WAP-сайты ежедневно заходят не менее 10 млн человек из стран СНГ. При этом сайты ничего не зарабатывают на рекламе, так как заслужили репутацию мошеннических, а рекламодатели не хотят себя дискредитировать. Суть проекта заключается в создании файлообменной сети, объединяющей потребителей и генераторов контента. Это должно увеличить трафик мобильных операторов, а соответственно и их доходы. Половина сгенерированной сетью выручки и станет основным доходом Citytone. Для доработки сайта и привлечения базовой аудитории, проекту необходимо $40 тыс.
Firestalk – решение для емейл-маркетинга. По данным основателя, каждый день в мире отсылается порядка 230 млрд писем и 90% из них – спам. Это проблема для больших компаний, которые рассылают более 10 тыс. писем. В огромном потоке спама большая часть их сообщений теряется. Firestalk может существенно повысить результат рассылок. Для этого система использует IP-адреса с хорошей репутацией, что позволяет обойти большинство спам-фильтров. При этом компания будет требовать у клиентов подтверждения законности баз данных. Кроме того, сервис имеет несколько полезных функций, в частности, возможность оценить письма основными спам-фильтрами и позволяет увидеть еще до рассылки, как будет выглядеть полученное письмо во всех почтовых клиентах. Сейчас проект уже на стадии бета, получил нескольких клиентов и инвестируется за счет учредителей.