Тема создания новых проектов “на продажу” и привлечения инвесторов к стартапам будоражит умы многих разработчиков и начинающих Интернет-предпринимателей, порождая с одной стороны – анекдоты о “стартаперах, выходящих на IPO”, а с другой стороны – ряд вполне рациональных вопросов от тех, у кого есть серьезная идея и желание создать новый сервис или контент-проект. Так ли велик рынок инвестиций для стартапов в Украине? Есть ли спрос на новые идеи? Чем привлечь инвестора? Редакция AIN.UA задала ряд вопросов экспертам, связанным с венчурным инвестированием и программами развития стартапов в Украине и СНГ, чтобы понять, какие проблемы и перспективы существуют сегодня для новых украинских проектов с точки зрения инвесторов:
- Как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке Интернет-проектов в Украине? (много ли достойных проектов, сколько продаж / инвестиций произошло по Вашим оценкам с начала года, о каких суммах обычно речь)
- Что мешает появлению и развитию новых украинских проектов, которые были бы интересны инвесторам?
- Какой критерий важен для инвестора в первую очередь: оригинальность идеи, степень готовности проекта или просто способность проекта “отбить деньги”, вложенные инвестором?
- Что бы Вы порекомендовали учесть тем, кто в этом году хочет запустить свой проект и рассчитывает привлечь внимание внутренних / зарубежных инвесторов?
Виктория Тигипко, соучредитель и управляющий директор венчурного фонда TA Venture
Проектов много, но тех, которые были интересны для венчурных инвесторов, по-прежнему недостаточно. Многие предприниматели все еще слабо представляют, какие стартапы могут заинтересовать потенциальных инвесторов, какими критериями оперируют инвесторы при оценке инвестпривлекательности интернет-идеи, как грамотно подготовить информацию (Executive Summary), как правильно презентовать свой проект, а также где искать нужного инвестора.
По-прежнему, большинство отечественных проектов — это копии их успешных западных коллег, сфокусированных, как правило, лишь на рынок Украины. Особенно их много в секторах социальных сетей и электронной коммерции. Оригинальных проектов, которые предлагали бы по-настоящему инновационный продукт или свежую бизнес-модель и были бы направлены на весь рынок СНГ или глобальные рынки крайне мало. А ведь именно такие стартапы наиболее интересны для венчурных фондов.
По нашим данным произошло несколько небольших «ангельских» инвестиций, но у нас нет информации о размерах вложений. Что касается венчурных инвестиций, наш фонд сейчас на завершающей стадии процесса инвестиции в проект, связанный с электронной коммерцией. Как только эта сделка будет завершена, мы о ней сообщим публично.
Появлению и развитию новых украинских проектов, которые были бы интересны инвесторам, мешает непонимание их создателями того, что главное не идея, а ее реализация, т.е. способность автора проекта превратить идею в масштабируемый бизнес. Многие по-прежнему зациклены на технологии, а не на построении успешной системы монетизации проекта.
Мешает также «неразвитость» экосистемы венчурного инвестирования, особенно таких ее составляющих как инкубаторы для стартапов и инвесторы-ангелы, которых крайне мало для динамично развивающейся украинской IT-индустрии . Именно поэтому наш фонд «TA Venture» стал Генеральным партнером инкубатора для стартапов “GrowthUP”, а также со-организатором конференции «Investor Day Central and Eastern Europe» (IDCEE), в этом году пройдет 25-26 октября.
Для инвестора важны все критерии – и оригинальность идеи, и степень готовности проекта, и способность окупиться. Они работают как слаженный механизм, и без одного успешным проект не будет. И я бы еще добавила один, фундаментальный: талантливая, энергичная, глубоко погруженная в тему команда. Если мы видим перспективность идеи, финансовую составляющую, нацеленность людей на результат и готовность работать, мы поможем усечь «шероховатости», правильно выбрать фокус, грамотно подготовить бизнес-план, вывести «сырой» проект в готовый продукт.
Для того чтобы привлечь внимание венчурных инвесторов, у проекта должна быть сплоченная команда, «одержимая» идеей проекта, прекрасно разбирающаяся в технологии и целевом рынке проекта, а также инновационный продукт, решающий большую проблему на большом или быстрорастущем рынке. Такая команда должна быть социально активной, быть в «мейнстриме», участвовать в профессиональном нетворкинге, посещать или смотреть он-лайн наиболее значимые в мировой индустрии веб-конференции и интернет форумы: Le Web (Франция), The Next Web (Голландия), DLD (Германия), TechCrunch (США), IDCEE (Украина), Startup Crash Test (Украина, Россия).
Александр Ольшанский, заместитель председателя правления Интернет Асоциации Украины
Во-первых, этот рынок у нас очень не прозрачен, и прозрачен не будет, поскольку мы фактически говорим о рынке «утечки мозгов». Продажа происходит в виде перетекания соответствующей интеллектуальной собственности за границу. Поэтому такого рода сделки обычно не афишируются.
Во-вторых же, команд, которые в состоянии сделать качественный проект,в Украине сегодня не очень много. К тому же они активно «перетекают» за рубеж. При чем не важно, где они физически находятся: в Украине или уехали. Важно, что проекты, над которыми они работают, украинским фактически уже не являются. Да и поскольку процесс «утечки» имеет сейчас повальный характер — таких стоящих «условно украинских» проектов здесь не много и осталось. Их количество, может и не сокращается, но точно не растет.
Суммы инвестиций оценить нереально. Здесь же речь идет не о суммах, за которые их купили, а о суммах, которые будут инвестированы в проект. А эти суммы начинаются с небольших, первоначальных траншей, затем, когда проект развивается — идут следующие суммы инвестирования, потом — следующие… Тем не менее, подчеркну еще раз, что, в большинстве случаев, это инвестиции уже не в Украину.
На самом деле, не так уж легко придумать что-нибудь по-настоящему стоящее новое. Такие стоящие проекты — это бриллианты. А бриллиантов, как вы понимаете, много в принципе не бывает. А учитывая «особенности национального налогообложения и законодательства», и эти «бриллианты» «убегают» за рубеж. Как правило в США.
Осуществилась мечта Карла Маркса: средства производства находятся в головах у людей. И, следовательно, основная капитализация находится там же. Процесс же «утечки» приобретает необратимый характер. И если наша страна не сделает что-то с законодательством, мы скоро останемся без инновационной сферы. В мире существует переизбыток денег для инновационного инвестирования. И соответствующие фонды, как акулы, ищут по всему миру стоящие умы, забирают национальный интеллектуальный капитал, и таким образом банкротят будущее страны.
Сейчас в мире новый тренд: инвестирование не в идеи или проекты, а в людей. Смысл тренда в том, что идеи в Интернете очень быстро меняются и может оказаться, что за жизненный цикл проекта — 5-7 лет — идея может поменяться радикально, до неузнаваемости. И тут гораздо важнее квалификация людей, которые в состоянии реализовывать любую идею. Поэтому многие инвесторы обращают внимание прежде всего на команду. Но, конечно, неплохо было бы иметь какие-то работающие прототипы.
Девиз Гугла: «Будь хорошим» :-). Трудно очень дать какую-либо рекомендацию тем, кто только планирует запускать проект. Много работать. Попробовать сделать хотя бы прототип продукта. Но в первую очередь, инвестор сейчас смотрит на людей, поэтому нужно продемонстрировать способность произвести реальный продукт, а не инвестиционный план. И здесь как нельзя кстати работающие прототипы или, например, сервис, развернутый в одной отдельно взятой стране, такой как Украина.
Денис Довгополый, президент GrowthUP Incubator, директор BayView Innovation, венчурный партнер фонда TA Ventures
Еще месяц назад я бы стал называть цифры. За этот месяц узнал о сделках и проектах, о которых не знал до того. Рынок непрозрачный. Многие сделки не анонсируются, как и интересные проекты. Более того, некоторые глобальные проекты вдруг растут из Киева. Но если говорить о динамике: Количество интересных проектов утраивается второй год. Если выкинуть из статистики крупные сделки, которые не репрезентативны, то количество ангельских инвестиций второй раз удваивается. По крупным сделкам анализ проводить трудно. Моя статистика по сделкам – 60% – $30-100 тыс., 30% – $100-200 тыс., 5-7% – $200+ тыс., единицы – от $500 тыс. Статистика не охватывает сделки M&A и внутренние инвестиции холдингов, а только прямые инвестиции от портфельных инвесторов
Есть несколько причин, почему так мало новых интересных для инвестора проектов:
- Отсутствие понимания что проект должен ЗАРАБАТЫВАТЬ деньги.
- Отсутствие предпринимательской культуры и опыта.
- Отсутствие понимания правил игры на этом рынке.
В первую очередь, инвестор интересуется мультипликатором: сколько долларов на каждый доллар инвестиций проект принесет в 3-5-тилетней перспективе. Второе: насколько реальна проблема пользователя, которую хочет решить стартап, готовы ли пользователи за это платить Третье: насколько большой рынок. Но до того оценивают команду: “может ли ЭТА команда построить ЭТОТ бизнес”.
Для того, чтобы успешно привлечь инвесторов к проекту, надо:
- Говорить сними на одном языке.
- Знать их в лицо (иметь знакомых, которые могут вас и ваш проект представить им).
- Говорить с ними о бизнесе, а не о проекте.
- Привлекать чужие деньги – как можно позже, тогда условия привлечения будут интереснее для вас. Оптимальный вариант – это получить стабильно растущий доход.
Денис Олейников, партнер компании “Олейников, Панчишин и партнеры”
Количественной оценкой – суммы, число сделок и т.д. – я не владею, для получения полной информации лучше обратиться к специализированным участникам рынка, например, венчурным фондам.
В целом ситуация на рынке инвестиций в отечественные интернет-проекты ухудшается, и это в первую очередь связано с общим снижением деловой активности в Украине, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Ведь инвестируемый проект – это не только биты и байты, но и в большинстве случаев физическая активность, будь то продажа рекламы, товара или взаимодействие с оффлайновыми бизнесами. Малый и средний бизнес в Украине – и интернет-стартапы в том числе – сейчас находится под таким прессингом, который сложно припомнить, наверное, со времен “бандитских 90-х”, только действующие лица пересели из “бумеров” в чиновничьи кабинеты.
А это приводит, в частности, к двум вещам: те, кто посмелее-порешительнее, пытаются выживать и барахтаться, но эффективность их действий снижается, ведь вместо развития бизнеса они занимаются борьбой с многочисленными “государевыми старателями”. Другая, и очень большая часть интернет-населения – программисты, кодеры, дизайнеры – вообще отказываются от создания новых проектов здесь и уходят работать в оффшор к богатому заморскому дядюшке.
Со стороны инвестора все выглядит похоже: большие деньги любят тишину, стабильность, предсказуемые правила игры… но все это, к сожалению, не про Украину.
Инвестору нужен возврат на инвестиции. Если не нужен – то это не инвестор, а меценат, и бывает он только в сказках. Исключение – политически нацеленные проекты, но мы их не рассматриваем в силу иррациональности.
Остальное все варьируется: проект может быть не готов, но инвестору внушит доверие команда, которая его реализует. Хотя, как правило, даже прототипа недостаточно – инвестиции лучше всего искать, когда есть результирующая бизнес-модель, в идеале – доход или даже прибыль, а деньги нужны для масштабирования успеха.
Рекомендую тем, кто только начинает, запускать проект “на свои”, не думая об инвесторах. Если ваш проект не может стартовать и жить сколь угодно долгое время на собственных ресурсах, без привлечения инвестиций – подумайте еще раз хорошенько, а стоит ли его вообще делать?