Давайте рассмотрим кратко основные приемы, которыми пользуются веб-дизайнеры и UI-специалисты, чтобы оптимизировать страницы ошибок в рамках веб-сайтов. При должной оптимизации даже 404-ая страница может стать посадочной, продавать продукт и привлекать посетителей. Позволю себе процитировать C.S. Lewis: “Ошибки – это указатели на дороге к успеху.” Это утверждение должно стать ключевым в работе веб-дизайнера над проектом.В данной публикации сосредоточимся на страницах ошибок и сервисных страницах сайта. Наша задача – оптимизировать трекинг, конверсию и юзабилити на таких страницах. Далее хочу представить вам ряд примеров, как применять дизайн и аналитические инструменты, чтобы повысить удобство этих страниц для пользователя. Начнем со страниц стандартных ошибок и того, как их оптимизировать. Чтобы преуспеть в оптимизации таких страниц, нужно ответить на ряд вопросов:
- Привлекает ли пресловутая “страница 404” пользователей, интересна ли она тем, кто уже почувствовал себя “не в своей тарелке”, после того, как не нашел на вашем сайте то, что искал?
- Как вы уменьшаете число тех, кто попадает именно на 404-ую страницу?
- Отслеживаете ли вы трафик на странице с 404-й ошибкой? Конвертируете ли этот трафик во что-то полезное?
Получив ответы на эти вопросы, можно перейти к обсуждению техник повышения конверсии (даже в момент проведения сервисных работ и обновлений на сайте). Тут также есть пару вопросов, на которые стоит ответить:
- Как правильно распределить периоды сервисных работ на сайте по времени?
- Как увеличить вовлеченность пользователей и их взаимодействие с веб-сайтом в период сервисного обслуживания?
Oптимизируем “страницу 404”
Вопрос оптимизации конверсии сообщений об ошибках и сервисных страниц отлично изучен и показан в книге “Defensive Design for the Web”, созданной командой 37signals. Они собрали порядка 40 руководств для пользователя, которые позволяют “избежать ошибок и защитить интересы клиентов в том случае, если произошел сбой.” В одной из глав этой книги они советуют переработать стандартные страницы с надписью “Page not found”, и рассматривают несколько собственных наработок относительно того, какими могут быть такие креативные “страницы 404”.
Толковый разработчик включит в свой сайт на 404-й странице:
-
Название вашей компании и ее логотип.
-
Объяснение, почему посетитель сайта оказался на данной странице.
-
Перечень наиболее типичных ошибок или причин, по которым пользователь видит данную страницу, а не то, что ожидал увидеть.
-
Ссылки, которые ведут обратно на главную страницу либо на релевантные страницы, отвечающие пользовательскому запросу.
-
Доступ к строке поиска, чтобы пользователь мог найти необходимую ему информацию.
-
Ссылку на email, позволяющую сообщить администрации проекта о проблеме, отсутствии контента, “битых” ссылках или других проблемах, из-за которых пользователь попал на данную страницу.
Не так давно я нашел отличные примеры таких страниц в рамках публикаций Smashing Magazine (часть 1, часть 2) и настолько вдохновился, что даже сделал собственную 404 страницу. Но поскольку не менее важно не просто создать такую страницу, но и понять и проанализировать поведения пользователей, попадающих сюда, то следующим шагом должна стать оптимизация и мониторинг траифка на 404-й странице (тем же, у кого еще нет настроенной страницы для 404-й ошибки, вот простое руководство, как сделать 404-ю страницу для сайта).
Mониторинг трафика на 404-й странице
Как часто вы проверяете, какой уровень пользовательского трафика приходится на 404-ую страницу вашего сайта? Большинство компаний и проектов этого не делают и даже не пытались начать. Хотя вряд ли стоит отдельно подчеркивать, насколько важно постоянно отслеживать такой трафик. К примеру, если посещаемый популярный блог ссылается на материал или страницу на вашем сайте, а ссылка будет “битой”, то пользовательский опыт при взаимодействии широкой аудитории с вашим сайом будет негативным (ведь читатели блога не найдут то, что ожидали), равно как негативным будет этот опыт и для поисковых роботов (краулинг не даст им того контента, на который ведет ссылка). Далее предлагаю вам несколько рекомендаций относительно трекинга таких страниц при помощи Google Analytics (все скриншоты взяты в процессе использования новой версии Google Analytics, которая всё ещё находится в бета-версии, поэтому у вас отображение данных может отличаться).
Создаем оповещение (Alert) в Google Analytics
Как вы можете видеть на скриншоте, размещенном ниже, вы можете создать оповещение в Google Analytics, которое будет постоянно предупреждать вас каждый раз, когда уровень трафика на 404-й странице будет достигать определенного уровня. Таким способом, проделав работу всего 1 раз, вы сможете постоянно оставаться в курсе возникновения возможных повторяющихся проблем на вашем сайте.
Так выглядит процесс создания оповещений для трафика на 404-й странице.
Отслеживание трафика на 404-й странице как цели развития проекта (Goal)
Определение перехода пользователей на 404-ую страницу в качестве цели развития проекта, позволит вам при помощи Google Analytics отслеживать последние три действия пользователей, которые привели к попаданию на 404-ую страницу, а также ряд других данных (в частности, источники переходов по “битым” ссылкам).
Cоздаем цель для отслеживания просмотров 404-й страницы.
Добавляем отчет по контенту и трафику с 404-й страницы в общую панель управления
Каждый из отчетов, которые формируются в Google Analytics, может быть добавлен в Панель управления. Если вы добавляете туда отчет по активности на 404-й странице, то сможете постоянно отслеживать активность пользователей на данной странице и тенденции к спаду / возрастанию трафика на страницу ошибок.
Добавляем отчет по 404-й странице в Панель управления.
Проверяем общий отчет по навигации на сайте (navigation summary report)
Это поможет вам понять, что делают пользователи, покидая страницу 404-й ошибки; это важно для оптимизации трафика на сайте и уменьшения показателя отказов.
Общий отчет по навигации для 404-й страницы.
Отслеживаем переходы внутреннего поиска с данной страницы
Если на вашей 404-й странице нет поисковой формы, вам следует обязательно ее туда добавить. Из поисковых запросов, которые будут осуществляться прямо с 404-й страницы, вы можете понять, что именно ожидали увидеть пользователи, прежде чем увидели уведомление о том, что произошла ошибка. И это даст вам понимание того, какие ссылки стоит добавить на данную страницы. Ниже – несколько метрик, которые можно измерить при помощи данной опции:
- Общее число уникальных поисковых запросов: число случаев, когда люди начинали поиск с 404-й страницы. Здесь надо исключить дублированные поисковые запросы за время 1 визита.
- Просмотры страницы с результатами поиска после поискового запроса: среднее количество просмотров страницы с результатами поиска после того, как был задан поисковый запрос.
- Показатель отказов в процентном выражении (search exits): число поисковых запросов, которые привели к немедленному выходу пользователя (пользователь покинул ваш сайт).
- Процент уточнения поисковых запросов: число поисковых запросов, которые привели к новому поисковому запросу с другим поисковым термином.
- Время, которое проведено на странице после поискового запроса: средняя продолжительность пребывания на сайте после осуществления поиска.
- Глубина поиска: среднее число страниц, просмотренных пользователем после осуществления поиска.
Уменьшаем число сбоев (правка “битых” ссылок)
Помимо мониторинга 404-й страницы, важным является также ряд ответных шагов в зависимости от полученных результатов. Принять меры в данном случае необходимо в 2 направлениях: уменьшить число тех, кто сталкивается с ошибками и попадает на 404-ую страницу; и улучшить взаимодействие для тех, кто всё-таки увидел страницу 404. Вот несколько рекомендаций относительно того, как найти и устранить как внутренние, так и внешние “битые” ссылки.
Проверьте отчет навигации пользователей по сайту
Это позволит вам увидеть путь, по которому пользователи попадают на страницу с ошибкой (и так вы увидите, какие именно внутренние ссылки стали “битыми”). Вы увидите процентное соотношение пользователей, которые попали на 404-ую страницу по внутренним ссылкам, и тех, кто пришел сюда со внешних ресурсов.
Проверьте источники трафика, ведущие на страницу 404
Они смогут вам точно показать, на каких сайтах размещены “битые” ссылки, ведущие на материалы на вашем сайте. С этим список вы сможете либо связаться с администраторами этих веб-сайтов и устранить устаревшие ссылки, либо настроить 301-й редирект на актуальные ссылки.
Источники трафика вашего сайта на 404-ую страницу.
Рекомендации юзабилити-специалиста по оптимизации вовлечения пользователей
В основном, практика юзабилити-оптимизации в случае страниц ошибок на сайте не особо отличается от методик юзабилити-оптимизации для сайтов в целом. Далее – несколько подсказок относительно увеличения конверсии для 404-й страницы. Для наших целей важным показателем конверсии будет CTR, поскольку наша основная задача – выяснить, что конкретно ищут пользователи, прежде чем попадут на страницу с ошибкой:
- Простота и сфокусированность на основном: Графика и оригинальный дизайн – важные составляющие, но сфокусированность на контенте и основных задачах сайта – важнее. Пользователь уже сбит с толку тем, что оказался на какой-то странице, которую он никак не ожидал увидеть. Так что облечите им жизнь и просто предложите конкретный перечень действий.
- Знайте тех, кто пришел на эту страницу: Многие страницы с ошибкой 404 используют элементы юмора (в т.ч. – юмора для гиков). Не забывайте, что на самом деле эта страница – не для вас, а для тех, кто посещает ваш сайт. И не все из этих людей – гики. Так что используйте юмор в пределах разумного и пользуйтесь шутками, которые понятны широкой аудитории.
- Предоставьте пользователю право решить, что делать дальше: Как уже шла речь в “Web Analytics Process”: “Клиенты должны говорить нам, что надо делать, а не консультанты, друзья или наши ощущения; обработка информации и онлайн-опросы – это источники, в которых стоит искать ответы на запросы клиентов.” Самый лучший способ понять, что “работает” для посетителя сайта – это представить несколько версий одной и той же страницы и потом выбрать ту, которая пользуется наибольшей популярностью среди клиентов (для справки – обратитесь к методике A/B тестирования, предложенной Paras Chopra).
Oптимизация сервисных страниц
Недавно я работал над веб-сайтом, который еженедельно был недоступен в связи срегламентными работами, которые велись час или пару часов каждую неделю. Для проведения регламентных работ собственники проекта выбирали день, в который обычно у них наименьший объем трафика. Но мне кажется, они не до конца понимали, как недоступность сайта для пользователя влияла на популярность проекта, а тем более – как они могли бы оптимизировать это время в интересах пользователя и получить конкурентное преимущество даже во время обычных регламентных работ. В своей публикации для Smashing Magazine хороший список действий представил Cameron Chapman. В нем речь шла о том, как разработать эффективные сервисные страницы на случай работ на сайте:
- Сервисная страница должна быть простой и полезной.
- Надо понимать, что регламентные работы – это неудобство для пользователей в любом случае.
- Не бойтесь отнестись к созданию такой страницы с юмором.
- Сервисная страница должна сохранять единство дизайна и стиля с остальными разделами и страницами сайта.
- Уведомите посетителей веб-сайта о том, когда проект вновь станет доступен и возобновит свою работу.
- Рекомендуйте определенный контент на то время, пока на вашем веб-сайте ведутся работы.
- Пригласите пользователей вернуться тогда, когда ваш сайт снова заработает.
- Информируйте посетителей о том, как продвигаются сервисные работы на сайте.
Разумное планирование времени сервисных работ на сайте
В общепринятой практике сервисные работы на сайте проводятся в то время дня или недели, когда уровень трафика является наименьшим. Но при этому упущен важный момент: задачей оптимизации является рост производительности сайта, а не уменьшение потерь по трафику. Если оптимизировать исключительно в моменты, когда вы теряете меньше всего посетителей, то в конечном итоге вы оптимизацию проводите ради трафика, а не ради роста прибыльности. Куда разумнее отследить в почасовом режиме конверсию трафика и выбрать то время суток или тот день недели, когда конверсия будет самой низкой, а не когда наименьшее число посетителей.
Рост вовлеченности пользователей при помощи сервисных страниц
Как это: увеличение вовлеченности пользователей при том, что сайт закрыт на регламентные работы? Да, вы всё верно поняли. Пока сайт закрыт на регламентные работы, у вас появляется отличная возможность задействовать маркетинговые инструменты и другие каналы продаж продукта или услуг: оффлайн-магазины, страницы вашего бренда или бизнеса на Facebook, перевести просмотры в сторону аккаунтов вашей компании на YouTube и в Twitter и т.д.
Сервисная страница проекта Online Behavior