Накануне сразу нескольких конференций, которые пройдут в октябре в Киеве и Харькове, редакция AIN.UA решила поинтересоваться у организаторов отраслевых мероприятий в области онлайн-рекламы и digital-маркетинга, насколько выгодно организовывать конференции для Уанета и какая отдача идет от них. На наши вопросы отвечали топ-менеджеры компаний Promodo, Imena.UA, OWOX, UaMaster:
- Расскажите о том, как Вы начали организовывать конференции и каким стимулом руководствовались тогда и руководствуетесь сейчас?
- Как Вы анализируете эффективность мероприятий? Насколько вообще эффективна Ваша конференция и для кого?
- Организация такого мероприятия – прибыльное это дело или убыточное?
- Какие достойные мероприятия, кроме Вашего, можете порекомендовать читателям?
Александр Колб, генеральный директор Promodo
Наш опыт проведения конференций начинался с проведения бесплатных семинаров по интернет-маркетингу. На них мы начали «пробовать почву» в организации событий, приглашении спикеров и изучили тонкости организации.
3 года назад мы создали первую конференцию – Optimization.com.ua. Руководствовались лишь своим желанием развивать рынок, на котором мы работаем. В добавок ко всему узкоспециализированной конференции, освещающей вопросы поисковой оптимизации и контекстной рекламы в Украине не было. Для нас главное – понимать аудиторию, потребности слушателей и дать им ответы на решение насущных вопросов в виде: нужных спикеров, правильной программы, качественного формата мероприятия, атмосферы для общения и обмена опытом. Стимул проводить конференции не исчезает. Для нашей компании – это один из важных источников заказов на услуги компании: проведение успешных мероприятий дает еще и мощное PR-подкрепление.
Помимо сбора отзывов в Интернете, мы также ведем финансовую статистику мероприятий, главное для нас – уложиться в прогнозируемые рамки затрат и увидеть ожидаемое количество участников. Если по итогам проведенного события прогнозируемое количество участников, затраченный бюджет, ожидаемая успешность события (по отзывам, анкетированию) совпадают – мы ставим задачу проводить данное событие регулярно. С уверенностью могу сказать, что два прошедших события (SEMcamp.ua и SMM.ua) станут регулярными, как и Optimization.com.ua.
Для Optimization мы также измеряем соотношение зарегистрировавшихся участников к оплатившим, у нас этот показатель очень высок, что говорит о доверии пользователей к полезности события. Показатель постоянных участников также хорош, и наша задача удерживать его и растить ядро активных слушателей.
Вопрос возврата вложенных инвестиций в событие на самом деле вопрос времени, хоть и не такой быстрый, как многим может показаться. Тут важно понимать, зачем это нужно вам. Эта активность также должна совпадать с позиционированием вашей компании на растущем рынке.
Не могу припомнить ни одного события в Украине, которое проводила бы компания не из IT-отрасли, и которое при этом можно назвать успешным. Вспомните прошлогоднее событие под названием «Удиви». Одна из причин проблемности, которую вижу я, – желание заработать с мероприятия уже в первый год.
Интернет-тусовки – дело неблагодарное в качестве заработка и весьма сложное. IT-шники любят хорошо кушать, быстрый Интернет, положительно и привычно относятся к приглашениям на пивные посиделки – все это требует финансовых вложений. Исходя из всего вышесказанного достаточно рискованно проводить мероприятие впервые и ставить целью заработок. С развитием интернет- коммуникаций при попытке где-то сэкономить бюджет и урезать расходы вы можете не то что не собрать аудиторию, но и весьма подпортить карму своей компании. Поэтому цель “заработать на событии” мы не ставим, и если проводить чистую выборку “потратили / заработали на регистрации, спонсорах”, то для нас эта цифра ниже 0. Уточню, что для нас это затраты на маркетинг, поэтому даже если в будущем мы не выйдем в положительный баланс, это нас не сильно расстроит. Важно, как я уже сказал выше, чтобы величина “минусового” баланса совпадала с нашими прогнозами. Однако, мы сейчас очень близки с конференцией Optimization.com.ua, чтобы немного выйти в плюс. Для нас намного важнее удовлетворенность слушателей, нежели заработать. Знаю, с точки зрения бизнеса это неправильно, но положительных эмоций не купишь за деньги.
Любое событие полезно, если по окончанию у вас остается 2-3 заметки “to do”. Для меня важно общение, поэтому я бы рекомендовал посещать все мероприятия, на которых собирается интересная вам аудитория: это такой себе нетворкинг. Что мог бы посоветовать из своего опыта работы, так это регулярно посещать понравившиеся вам события. Я считаю, нет смысла метаться от события к событию в поисках нужного общения, полезной информации. Например, я посещаю Optimization.ru в этом году уже 8-й раз без перерыва. Образуется своего рода “тусовка” бывалых с необходимыми атрибутами доверия, общения и обмена опытом. Я слышал много негативных отзывов от участников, всего один раз посещавших те или иные событие, и сказал бы им одно: “мероприятия нужно уметь посещать”.
Александр Ольшанский, генеральный директор Imena.UA
Я много раз рассказывал, что идея организовать IForum родилась из нашей с Алексеем Масем домашней идеи «собрать всех на кофе». Когда мы поняли, что интернет-«междусобойчик» перерастает свой формат, решили собрать конференцию. Что из этого выросло — судите сами. В сентябре Национальный реестр рекордов Украины признал iForum самой большой отечественной конференцией. Напомню, что в этом году конференция собрала 3743 участников.
iForum — феноменальное явление. Это самоорганизующаяся система: конференция организовывается интернетчиками для интернетчиков. И ценность для участников состоит в двух вещах: во-первых, они знакомятся с последними тенденциями в Интернете. Мы очень ревностно относимся к качеству контента и доклады, как правило, очень актуальны, мы их предварительно слушаем и тщательно отбираем. А во-вторых — это живое общение между собой. Очень ценное свойство iForum’а – это демократичность и площадка для общения. Пообщаться можно как с теми людьми, у которых уже есть много достижений, так и с новичками – зачастую и новички приносят очень свежие мысли. А об эффективности iForum свидетельствует геометрическая прогрессия ежегодного роста его участников
iForum — мероприятие изначально бесприбыльное. Как я уже много раз говорил, у нас никогда не было цели заработать на этом. iForum делается группой энтузиастов, то есть нет никакой специальной компании, которая делает этот форум и зарабатывает на этом деньги.
Я не знаю могу ли заниматься рекламой, но могу сказать, что кроме iForum я стабильно посещаю три мероприятия. Одно из них посвящено маркетингу, и имеет достаточно широкий охват проблем этой сферы — Интернет Маркетинг Украины (ИМУ). И два узкоотраслевых — конференция, посвященная оптимизации и продвижению сайтов в Харькове – Optimization.com.ua и конференция посвященная интернет-коммерции и электронным магазинам – OWOX.
Владислав Флакс, директор OWOX
Раз это блиц-опрос, позволю себе блиц-ответы. Мы стремимся дать участникам рынка максимум ценной информации (27 уникальных докладов, 3 круглых стола) за минимум времени (конференция проходит в Киеве в центре города в течение одного дня). Стимул не изменился: мы стараемся развивать рынок, на котором работаем.
Прибыльность определяем также, как и для других проектов: формируем KPI, в которые входят удовлетворенность аудитории (на основе пост-анкетирования) и финансовые показатели.
75% участников конференции — это владельцы интернет-магазинов и руководители компаний. Согласно пост-опросу больше 80% участников нашей конференции готовы ее рекомендовать знакомым. В итоге конференцию посещают люди, от которых напрямую зависит принятие окончательных решений в компаниях, которые они представляют. Именно для них мы считаем участие в конференции эффективным и полезным.
Проведение мероприятия для нас прибыльное (если не включать в баланс моральные затраты).
Из других конференций могу рекомендовать iforum.ua, optimization.com.ua, imu.org.ua.
Евгений Шевченко, генеральный директор интернет-агентства UaMaster
Агентство UaMaster проводит конференцию «Интернет-маркетинг в Украине» (ИМУ) с 2005 года. Ключевой стимул для нас на протяжении всего времени – повышение уровня знания среди рекламодателей об инструментах и возможностях интернет-рекламы. Подробнее об истории возникновения конференции можно прочесть в интервью.
Еще мы провели более десятка открытых коммерческих тематических семинаров («Контекстная реклама», «Интернет-реклама для недвижимости» и пр.), были организатором первого семинара Яндекса в Киеве еще в 2005 году (до того, как они открыли украинский офис). На данный момент от открытых коммерческих семинаров временно отказались. Проводим корпоративные тренинги; бесплатные мероприятия для своих клиентов и партнеров; активно принимаем участие в учебных программах различных школ, курсов и ВУЗов; помогаем организаторам других отраслевых мероприятий; готовимся к следующей конференции ИМУ.
Для понимания реакции слушателей проводим анкетирование участников, общаемся с ними, читаем отзывы в “интернетах”. Ключевым моментом является программа и уровень докладов, также оцениваем «бытовые» моменты (зал, питание, интернет).
Если говорить об ИМУ, то мы для себя разграничиваем отзывы в зависимости от их авторства на 6 групп: рекламодатели – большой, средний и малый бизнес; агентства и площадки; люди, которые не являются частью рынка. Уровень знаний и потребности у всех разные, мы в первую очередь нацелены на удовлетворение информационного “голода” рекламодателей. Они (рекламодатели) остаются довольны, многие приходят на конференцию второй, третий, четвертый раз. Для них 1-2 тыс. грн. за участие в ИМУ возвращаются в виде дополнительной прибыли уже на первом рекламном бюджете.
В 2011 г. сделали специальный «день для агентств и площадок»: оказалось, что большинство из них не готовы вкладывать деньги в обучение своих сотрудников на конференциях. Сейчас думаем, что делать в 2012 году: повторить эксперимент или написать на сайте ИМУ «Только для рекламодателей. Агентствам и площадкам вход воспрещен».
Еще один важный момент: заранее дать понять слушателям при чтении программы, на кого рассчитан доклад. Очень помогают маркеры «для новичков», «для опытных» и пр. – в таком случае нет обманутых ожиданий.
Прибыльность конференции зависит от амбиций и целей организатора, приходится выбирать между «сделать хорошо» и «заработать». Мы всегда пытаемся сделать хорошо, поэтому «касса» обычно не покрывает расходную часть ИМУ. Раньше мы покрывали разницу за счет агентства. В последние годы у конференции есть спонсоры, благодаря которым мы “не в минусе”.
Сейчас в Украине проводится масса интересных и разноплановых конференций и семинаров. Многие из них – действительно достойные. Главное для слушателей – понимать, какая информация им будет нужна и полезна, выбрать мероприятие по программе исходя из личных потребностей.
В публикации использовано фото из блога ace.kiev.ua