Какие проекты готов сегодня покупать УМХ? Почему из KP Media ушли некоторые топ-менеджеры? На чем планирует зарабатывать крупнейший украинский медиахолдинг в будущем? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью AIN.UA рассказал новый руководитель интернет-активов УМХ Виталий Гордуз.

Виталий, расскажите, что вообще нового в компании?

Как вы знаете, в этом году мы стали лидерами Уанета по совокупной аудитории в ряде сегментов: порталы, спорт, новости. Также мы приобрели лидерство в медийной рекламе в уанете. Недавно мы объединили отделы интернет-продаж внутри UMH и выпустили совместные пакеты c другими игроками рынка, как Tochka.net.

В то же время, продолжаются организационные изменения в интернет-подразделении. Недавно ушел Андрей Борисевич. Его полномочия были разделены — российская часть теперь находится под контролем генерального директора холдинга Александра Страхова, а украинские интернет-активы курирую я.

Чем вызваны остальные, более ранние, кадровые перестановки?

UMH – это компания, которая постоянно развивается и растет. Растут, соответственно и требования к выполнению поставленных задач. Повышается спрос не только на специалистов в отдельных направлениях, но и людей, которые могут работать с портфелем проектов, нестандартными задачами, в высоком темпе. Кадровый вопрос по всем проектам пересматривался. С кем-то пришлось расстаться и по личным причинам. Такие вещи комментировать сложно. Ольга Сыч, например, давно здесь работала, привыкла к одним рамкам и правилам игры, зашел я и UMH, и правила немного поменялись. Возможно, ей стало некомфортно, или она решила попробовать себя в агентском бизнесе. У неё очень хорошо получается, и мы поддерживаем хорошие рабочие отношения.

А что собственно изменилось с приходом УМХ?

Изменился масштаб бизнеса и его динамика, определенная разновекторность проектов. UMH принес определенные интеграционные процессы между проектами, в разы увеличился инвентарь. Кроме того, бывшие конкуренты стали союзниками, а в некоторых случаях – начальниками. Изменился генеральный директор. Люди привыкли работать с Джедом Санденом, а мой стиль управления мог кому-то не понравиться.

Кстати, как движутся переговоры с I.UA?

Хорошо. Еще довольно давно, с момента покупки части проекта, мы вели переговоры об увеличении нашей доли. Теперь, как вы знаете, они активизировались. Мы не скрываем, что заинтересованы купить контрольный пакет, а в долгосрочной перспективе и весь проект.

УМХ удалось обойти СКМ при покупке KP Media. Сейчас вокруг I.UA наблюдается схожая ситуация. Как вы считаете, почему?

Для нас это стратегически важный вопрос – мы “уже там” и хотим нарастить присутствие. Что касается интересов и активов СКМ, то я за них не отвечаю и не комментирую.

Но ведь у СКМ денег однозначно больше…

Я чужие деньги не считаю. На днях прочитал классную вещь, в корпоративном календаре UMH, кстати: “Не всё в жизни решают деньги; но не забудьте обзавестись деньгами, прежде чем нести такую чушь”.

А Ukr.net не пробовали купить?

Мы даже не смотрели. Когда-то Михаил Комиссарук говорил о своих оценках компании, это были большие цифры, но сказал, что идет на IPO, и мы даже не пытались подходить с вопросом “сколько?”.

Но ведь это интересный объект для покупки?

Да, конечно. Один из лидеров локального интернета. Настоящий именно украинский проект.

Когда сделка по I.UA будет закрыта, то заявленная в начале года стратегия поглощений будет завершена?

Не совсем. Мы продолжаем смотреть проекты. Портальную нишу в Украине мы заняли. По новостям тоже лидеры. Сейчас нам интересны нишевые контентные ресурсы. Например, тот же “женский сегмент”.

Расскажите, как формируется цена на украинские проекты?

Исходя из качества проекта, его финансовых показателей, аудитории. Нет такого, что взял коэффициент, перемножил и получил цифру. В любом случае, это предмет переговоров: мы не покупаем число хостов и хитов, мы покупаем команду разработчиков, позицию на рынке, доходы и т.п.

Каким должен быть проект, чтобы его купил УМХ?

Сайт должен иметь, как минимум, 10 тыс. посетителей в день. Причем, качественного трафика, без “генераторов”, с вменяемым ядром, которое приходит туда не только по поисковикам – просто хорошо оптимизированный сайт нам мало интересен. Должен уже быть стабильный доход. Крайне желательно иметь прибыль или приближаться к точке безубыточности. Ну и чтобы входил в ТОП-5 в своём сегменте.

Нам также важно, чтобы мы смогли интегрировать проект в себя. Платить деньги за отдельное развитие сайта нам не интересно. Обязательное условие – на входе мы должны получить 51% и команда должна остаться на 2-3 года.

Сколько стоят подобные проекты?

Зачастую, когда это касается действительно хороших проектов, то речь идет о сотнях тысяч долларов.

За контент-проекты?

Да. Там, конечно, может быть сервисная составляющая, но главное, что я не говорю сейчас об электронной коммерции или порталах.

А есть ли подобные проекты, которые стоят миллионы?

Я думаю, десятка полтора таких проектов в Украине есть. Буквально пару недель назад нам предлагали один такой.

А мелкие, за условные десятки тысяч долларов вам интересны?

Скорее всего, нет. Как правило, это стартапы. Мы в это не играем.

Кстати, почему в отличие от печатной прессы в интернет-портфеле УМХ нет сильных с точки зрения классической журналистики проектов?

В Украине это пока нереально окупить. Условные расследования по 3 года, поездки на суд Абрамовича, – если говорить про бизнес, то это даже не в среднесрочной перспективе. Украинский интернет к этому пока не готов.

А как же “Украинская Правда”? Кстати, в УМХ не пробовали купить этот проект?

Это очень специфический ресурс. Интересный. Но специфический. Он уникален. Его не то, что повторить. В него зайти сложно. Без Притулы, Лещенко, Наема его сложно развивать, если вообще реально. А с точки зрения бизнеса, такая зависимость – огромный риск.

А недавнее начало продажи рекламы, совместно с конкурентами, разве не риск? Чем, кстати, был вызван этот шаг?

Нам нужен большой охват аудитории. Не секрет, что российские игроки все более агрессивны, можно сказать, что некоторые из них демпингуют. Чтобы отвечать – нужно собирать пул сильных партнеров. Думаю, украинский рынок уже достаточно повзрослел, и его пора консолидировать. Это и эксперимент, и временное решение.

Т.е. вы ориентируетесь исключительно на доходы от медийной рекламы?

Да, сейчас она составляет 90% наших доходов. Есть еще сервисные платежи у Бигмира, есть партнерские программы и продажа трафика. Но, согласно нашей стратегии, именно медийная реклама будет нашим основным источником дохода.

В тоже время, мы стараемся диверсифицировать и расширять свое присутствие в сфере мелкого и среднего украинского бизнеса. Мы чувствуем, что для них реклама становится слишком дорогой и ищем подходящее решение – например, система «Медиатрафик» от I.UA

Продавать рекламу по CPA-модели, генерируя лиды, не планируете?

Как показала наша практика, для нас в этом нет денег. К сожалению, ни цены, ни рынок не позволяют нам экономически обосновать расчет по таким показателям.

Но мы понимаем, что просто покупать тысячи показов может быть не всем интересно. Потому, например, мы делаем большой упор на продажи различных спецпроектов на сайтах и их доля в доходах медийной рекламы уже составляет почти 20%. Это интересно и нам, и аудитории и рекламодателю.

А много у вас прямых продаж?

Практически нет. Мы работаем через агентства, и даже когда к нам приходит крупный клиент, мы его отправляем к партнерам. Каждый должен заниматься своим делом – тогда в украинском интернете все будет хорошо.