Вдумайтесь на секунду, как один клочок земли размером 30х30 км стал центром инноваций планеты? Почему именно Кремниевая Долина дает шанс для развития бизнеса, и ее механизмы работы наследуют в других странах? Этот вопрос волнует не только профессоров Стенфорда, но и предпринимателей со всего мира. Чтобы разгадать сложный механизм Кремниевой долины, узнать его секреты, познакомиться с лучшими практиками ведущих компаний мира, и найти возможности для сотрудничества, группа инновационных руководителей из СНГ посетила Кремниевую Долину в рамках менеджмент-тура компании FastForward и решила поделиться своими открытиями с читателями AIN.UA.

Каждый из участников представлял себе Кремниевую Долину по-своему. Например, Ирина Береговая, генеральный директор ООО «Микснет», ехала в колыбель ИТ-технологий: «В Силиконовой долине я собиралась подробнее изучить ИТ-бизнес, ознакомиться с деятельностью стартапов от нуля до воплощения в жизнь их продуктов».

За новыми идеями и ощущениями отправился в тур Андрей Тимощук, первый заместитель председателя Правления «Банкомсвязь»: «Я ехал за новыми впечатлениями, чтобы немного отвлечься от стандартных вещей и взглянуть на бизнес с другой точки зрения. Ведь Силиконовая долина – это стихийное образование, которое само по себе органичным образом развивается с фокусом на программном обеспечении. Получается некая площадка, где работают и венчурные капиталисты, и молодые таланты. Здесь они, образно говоря, либо «женятся», либо нет».

Единая экосистема

Не смотря на различные образы Силиконовой долины, ожидания таки не подвели наших участников. Долина – это действительно отдельная уникальная эко-система, главными игроками которой являются университеты, поставляющие лучшие головы (Stanford, Berkeley), технопарки и инкубаторы, сервис провайдеры (юристы, рекрутеры), венчурные фонды и ангелы, «голосующие» за стартапы живым долларом, и конечно, яркие компании, создающие прорывные инновации.

Жизненный цикл идеи обычно проходит следующие этапы: генерируется мысль в умах инженеров (или еще студентов), предпринимателей, затем она проходит проверку коммерциализацией или технологическим трансфером, получает финансирование от ангелов или венчурных фондов, и компания-разработчик развивается до момента выхода на IPO или поглощения гигантом (M&A).

Условно можно представить схему, в которой активно взаимодействует талант и научные разработки с заинтересованным капиталом в условиях гибкого рынка. В Силиконовой долине сильные исследовательские центры и лаборатории, представительства транснациональных технологичных корпораций, лидирующих в своей отрасли, относительно низкие барьеры для входа на рынок новых институтов, низкие операционные издержки, высокая ликвидность, сильный капитал и рынок труда, что способствует развитию, как талантов, так и инвестиций.
Естественно, это – далеко не полная схема, но именно в ней можно проследить связь всех игроков долины. Университеты (Stanford, Berkeley) учат и готовят благодатную «питательную» среду в виде студентов, инкубаторы дают возможность сделать первые шаги в бизнесе, венчурные фонды и ангелы отбирают и инвестируют в проекты, сервис провайдеры (юристы, рекрутеры) помогают бизнесу развиваться правильно и динамично. Уберите один из элементов системы – и идея умрет, в мире не появится, возможно, новый Google, Facebook, Zynga и т.д.

Ирина Береговая смогла выделить главный элемент уникального механизма Силиконовой долины: «Я уверенна, что главное звено всей системы – это идея. Естественно, все элементы тесно связаны между собой, но именно идея дает им жизнь и общую цель. А хорошие идеи есть и у нас. Сейчас, например, некоторые венчурные фонды уже активно взаимодействую с компаниями в России, открыты к предложениям и от украинских компаний».

С другой стороны, особая магия Долины происходит именно в продуктивной связи всех элементов системы. Свобода создает впечатление некой хаотичности Долины, но этот хаос при более подробном рассмотрении оказывается еще как структурированным. «Все игроки Силиконовой долины тесно связаны между собой, как печень, легкие и сердце в организме человека, – важны в равной мере. Силиконовая долина – это действительно единый живой организм, – считает Андрей Тимощук, – Лично меня поразил университет – эта та недосягаемая высота, которая с самого начала задает тон эффективному сочетанию в первую очередь человеческого потенциала с финансовым капиталом».

Принципы выживания

Профессор Стэндфордского университета Бартон Ли (Dr. Burton Lee PhD MBA) сделал для участников тура доклад о «прошлом и настоящем» долины, объясняя особенности, различия и нюансы работы данной уникальной экосистемы. Его советы особенно полезны тем компаниям, которые только открывают свое дело в Долине. Это перечень топ ошибок, которые обычно делают «новоприбывшие» предприниматели:

  • Низкое понимание важности отношений в Силиконовой долине, репутации, которая строиться на отношениях.
  • Низкое понимание социальных медиа, как способа заводить и поддерживать температуру отношений.
  • Низкое уважение ко времени других людей. Не подготовленность ко встречам, особенно ко встречам с инвесторами. Один раз с вами встретятся, но вот второй – далеко не факт.
  • Игнорирование юридических вопросов при защите технологий компании. Ох, сколько таких горе компаний пошло на дно только потому, что вовремя не закрыли юридические вопросы.
  • Галстук. Да, именно он. Его здесь не носят. Хотите надеть? Можно, ну только если вы не агент ФБРI или сотрудник администрации президента США. Это не шутка.
  • Плохое знание английского языка. Тут без комментариев.
  • Недостаток любознательности и открытости к новым подходам и идеям.
  • Любые комплексы или предвзятое отношение на почве возраста, пола, цвета кожи, количества денег в кармане собеседника.
  • При правильном соблюдении главных принципов работы в Кремниевой Долине, эффект для стартапов может быть ошеломляющим. Попадая сюда, открывая офис, компания получает возможность за год вырасти из «никому не известно» до стремительно развивающейся с миллиардным оборотом.

    Еще один момент, который нельзя пускать, – это актуальность. В Силиконовой долине уже давно не считают «горячими» такие темы, как: производство, логистика, нано-технологии (да-да, привет всем кто в это еще верит в России). Сейчас актуальными скорее являются geo&social сервисы, cloud-computing, мобильные технологии, big-data, open-source и video сервисы. Здешние компании обладают возможностью первыми узнавать о новинках, и практически девизом Долины звучит слово «faster» – быстрее выводить компании на глобальный уровень, быстрее создавать рабочие места, быстрее реализовывать идеи, при этом не теряя в качестве и эффективности.

    Особый дух Силиконовой долины отмечают многие, Ирина Береговая считает, что и в наших компаниях уже тоже давно не носят костюмы каждый день: «ИТ-бизнес – это отдельный разговор в нашей стране, и его законы отличаются от остальных. Сотрудники свободны в своих стилистических предпочтениях, и костюмы одевают скорее только на деловые встречи. А вот что меня действительно впечатлило, так это офис компании Google – ни один видео ролик не передает по-настоящему то, что там происходит».

    Силиконовая Долина “по-нашему”?

    Андрей Тимощук тоже уверен, что потенциал у украинских компаний очень даже хороший. В его компании сейчас найти заказчика гораздо легче, чем программиста, потому что в качестве работы украинских компаний многие зарубежные клиенты не сомневаются. А вот проекты по созданию аналогов Силиконовой долины в СНГ все же чаще вызывают сарказм и иронию, чем надежду на создание нового центра инноваций.

    В 2010 году был подписан закон «Об инновационном центре „Сколково“» – российской «Кремниевой долине», которая расположилась в восточной части Одинцовского района Московской области, в 2 км к западу от МКАД, но основная программа строительства будет выполнена только в 2015 году.

    В Украине тоже стараются сделать нечто подобное Силиконовой долине. В стране есть свои венчурные фонды, но ни один из них не специализируется на финансировании стартапов в сфере инноваций. А чиновники видят в организации «Кремниевой Долины по-украински» свой специфический интерес, но толку пока мало.

    Настоящая Кремниевая Долина по-прежнему важна для Украины и России, поскольку дает доступ к самым последним технологиям и передовым подходам в области ИТ, быстро позволяет масштабировать и увеличивать капитализацию компаний, развивать собственных специалистов и привлекать лучшие умы со всего мира. Компании, работающие в Долине, совершенно открыто говорят об Украине как о мощном аутсорсинговом центре, на ряду с Индией и Китаем, признавая потенциал таланта. Возможно, в скором будущем, у нас таки будет возможность развить потенциал и других составляющих инновационной экосистемы.

    «Самое главное, что я поняла в Силиконовой долине – можно жить лучше и это – реально. Силиконовая долина кардинально отличается от того же Нью-Йорка, люди живут по-другому, – делится впечатлениями Ирина Береговая, – Такой тур – это отличная возможность для развития, поиска новых идеи и небольшого отдыха».

    Материал подготовлен компанией FastForward по итогам менеджмент-тура в Силиконовую долину. Если вам интересна данная тема, свои вопросы вы можете задавать по адресу [email protected]

    Открыт набор на тур в Кремниевую Долину 27 Февраля – 4 Марта 2012 года: узнать подробности и условия.