Популярный сервис для совместной работы “Мегаплан” возник фактически случайно. Несколько лет назад его основатель просто не нашел подходящего на рынке решения для совместной работы. О том, как за это время внезапная идея превратилась в компанию с 12 тыс. клиентов и представительствами в трех странах Михаил Смолянов рассказал в интервью AIN.UA .

Михаил, расскажите, как появилась идея проекта?

В 2006 году мы с Михаилом Уколовым (владельцем Ютинет – одного из крупнейших на данный момент ecommerce-проектов в России) искали подходящий софт для организации совместной работы в Ютинете. Подходящего решения не нашлось, а сам процесс поисков и проведенный анализ рынка показал, что в России просто нет продуктов для организации совместной работы – полноценных ССС-сервисов (Content, Communications, Collaboration).

Так и появилась идея разработать собственный продукт для организации проектной деятельности и совместной работы внутри компаний малого и среднего бизнеса, заточенный под российский менталитет и реалии ведения бизнеса.

Поскольку мы планировали сделать действительно массовый продукт, а не очередное громоздкое коробочное решение/корпоративный портал, нуждающийся в долгой доработке и внедрении клиентом, было принято решение использовать SaaS-модель (Software as a Service – ПО в аренду) и делать Мегаплан настоящим облачным сервисом. В 2008 году мы запустились и стали, по сути, одними из первопроходцев российского SaaS-рынка.

Какие шаги были предприняты для того, чтобы идея превратилась в работающий сервис?

Идея сама по себе мало что значит, важно довести ее до реализации. Мы вложили собственные средства, собрали команду квалифицированных сотрудников, обратились в Студию Лебедева для проектирования интерфейсов – и в 2008 году выпустили первый продукт Мегаплана на рынок.

Как вы привлекали первых пользователей?

Первыми шагами для продвижения продукта стали анонс на сайте Хабрахабр и анонс продукта на сайте Студии Лебедева, посты на других отраслевых блогах. Поскольку мы хорошо знали интернет-рынок и «профессиональную тусовку», проблем с охватом этой аудитории не возникло. Именно поэтому нашими первыми клиентами стали высокотехнологичные компании из IT-сегмента – веб-студии, интернет-агентства, стартапы, интернет-магазины и т.п., что позволило получить обратную связь от пользователей, зачастую имеющих хорошую компетенцию в вопросах автоматизации бизнес-процессов и технологичных сервисов. Это, несомненно, был абсолютно правильный шаг с точки зрения развития Мегаплана. Практически с самого запуска мы принимали активное участие во всех крупных профильных конференциях, выступали с докладами, раздавали материалы, продвигали и сам продукт, и новую для российского рынка SaaS-идеологию.

Сейчас наши продукты ориентированы на самую широкую целевую аудиторию – практически все компании сегмента СМБ. Продукт стал действительно массовым, и с точки зрения маркетинга мы используем почти все доступные каналы коммуникации с потребителем. При этом основной упор делается, по-прежнему, на онлайн-каналы и активное участие во всех заметных мероприятиях/конференциях/выставках.

Что сегодня из себя представляет компания?

Мы не раскрываем конкретную структуру собственников компании, но ситуация довольно стандартная – доли распределены между основателями компании и инвестиционным фондом.

Мы быстро растем и развиваемся. В 2011 году Мегаплан вырос по выручке в 4 раза. Штат увеличился вдвое до 80 человек. Наша активная клиентская база составила более 12 000 компаний (примерно 2 500 клиентов на платных продуктах и около 10 000 на бесплатных). Был запущен новый CRM-продукт: Мегаплан: Клиенты и Продажи. Мы открыли три представительства в Украине, Беларуси и Казахстане.

Кто ваши основные конкуренты и, как вы считаете, в чем ваше основное отличие от них?

Мегаплан – это простой сервис для управления процессами. Наша целевая аудитория – малый и средний бизнес.

С точки зрения решений для коллаборации (ведение проектов и задач, организация совместной работы) у нас практически нет серьезных конкурентов. По сути, мы сами сформировали эту нишу в России. Конечно, мы внимательно изучаем ход развития и ключевых игроков на западном рынке (можно выделить продукты Basecamp, ), но в России и СНГ эти решения имеют пока невысокий уровень проникновения.

Что касается CRM-рынка, то здесь идет более острая конкурентная борьба. Среди наших потенциальных конкурентов я могу назвать продукты HighRise, SalesForce, Terrasoft, а так же ряд других.

Клиенты часто сравнивают наш продукт с тяжелыми промышленными «коробками», громоздкими корпоративными порталами, которые требуют долго периода внедрения, доработки, развертывания на собственных серверах клиента. Почти всегда в подобных сравнениях наш продукт оказывается более удобным, легким и быстрым с точки зрения старта использования.

Исключение оставляют очень крупные компании по специфическими процессами, которым действительно нужны тяжелые промышленные решения от таких вендоров как Microsoft, SAP, Oracle. Это другой рынок, и мы не планируем конкурировать с такими продуктами. Мегаплан останется массовым и легким для внедрения продуктом.

Наши основные преимущества – это удобный и простой интерфейс, разработанный специально для клиентов из России/СНГ, SaaS-модель реализации продуктов, быстрое развитие и доработки сервисов с учетом пожеланий наших клиентов.

Много ли компаний «не доверяют» данные российским SaaS-сервисам, боясь утечки информации?

Мы сталкиваемся с подобного рода опасениями, но обычно можем убедить клиента в безопасности данных, хранящихся у нас. Защита данных является для нас профильным и ключевым направлением деятельности, поэтому клиентские данные будут защищены в гораздо большей степени, если сравнивать с вариантом размещения системы на собственных серверах клиента, для которого эта деятельность является совершенно не профильной.

Мы прикладываем значительные усилия в продвижение самой идеологии облачных сервисов, и это дает свои плоды – уровень доверия пользователей к SaaS-сервисам неуклонно повышается.

Какие страны для вас наиболее приоритетны после России? Зачем открыли представительство в Украине? Какие его первые результаты работы?

Мы ориентируемся на страны, где менталитет и принципы ведения бизнеса похожи на Россию. Прежде всего, это страны бывшего СССР и Восточной Европы. Украинский рынок является для нас одним из ключевых, и мы приложим все усилия для продвижения и адаптации наших решений с учетом реалий ведения бизнеса в Украине.

Официальное представительство Мегаплана в Украине было открыто в апреле 2011 года и за период его работы количество украинских клиентов выросло в 4 раза — от 100 до 400 компаний. При этом узнаваемость бренда выросла в 10 раз по результатам опросов и маркетинговых исследований. Участие компании в основных профильных мероприятиях в Украине — рекламных выставках и конференциях позволили уверенно занять свою нишу на украинском рынке, понять потребности клиентов и предложить им готовые решения для реализации поставленных задач. Нашими клиентами и партнерами стали как малые и еще никому не известные, так и крупные и популярные компании, такие как Brainberry, Nic.ua, Turbo SMS, Business People и многие другие. Таким образом, уже за 10 месяцев существования представительства Мегаплана в Украине достигнуты высокие результаты.

Отсутствие мобильных приложений – это отсутствие спроса или временное явление?

Это временное явление, приложения под Andoid и iOS уже находятся в разработке, мы планируем их запуск на второй квартал 2012 года. В течение года будут также выпущены решения и под все остальные популярные платформы.

Как вы планируете развивать сервис и компанию в ближайшие пару лет?

Наша задача – наиболее полный охват всех сфер деятельности, нуждающихся в автоматизации на сегменте СМБ. В ближайшее время основной упор развития Мегаплана будет сделан на развитие CRM-направления, управления продажами. При этом мы постоянно дорабатываем и развиваем уже существующий функционал наших продуктов.