Вчера “ВКонтакте” заявили о планах создания черного списка рекламных агентств, которые обманывают клиентов и накручивают группы ботами. Заместитель генерального директора “ВКонтакте” Илья Перекопский пообещал, что возглавит его «НЛО Маркетинг».
По просьбе AIN.UA Федор Вирин, руководитель этого агентства, изложил свой взгляд на возникший конфликт.
Федор Вирин, “НЛО-Маркетинг”:
Мне очень неприятно то, что произошло на секции. Я впервые с таким сталкиваюсь. Честно признаться, больше всего я удивлен, но – ок. Оно так уже случилось.
Про события: Несколько месяцев назад Вконтакт удалил несколько сотен тысяч пользователей группы adidas, сказав, что это были боты. В группе прилично упала активность. Мы много раз пытались получить у Вконтакта объяснения, почему именно эти, а не другие пользователи были сочтены ботами, может быть мы бы посмотрели логи. Нам же тоже нужно это объяснить клиенту. Нам важно было (да и сейчас важно) разобраться. Причем аргументированно. Наша главная задача в любой ситуации – защита интересов клиента.
Вконтакт не ответил на наши запросы и не аргументировал своих действий. Ни на какие попытки обсудить ситуацию не пошел, то есть полностью закрылся. Ситуация длится уже несколько месяцев и больше похожа на личную месть (или показательный процесс), но не на деловые отношения. Что самое печальное – это происходит за счет клиентов, а не за счет агентства, что отрицательно влияет на весь рынок. Увидев такую ситуацию нормальный рекламодатель десять тысяч раз подумает, а делать ли вообще что-то в социальных медиа.
Боты – это проблема всеобщая, это проблема интернета и проблема каждой отдельной сети, которую нужно решать. У меня во вконтакте несколько сотен подписчиков/друзей (я не очень активен во вконтакте и мало туда пишу), несколько тысяч в fb, почему во вконтакте среди подписчиков есть значимая доля ботов (скорее взломанных), а в fb их нет? Я не знаю, но для меня важен ответ, и важно, как сделать так, чтобы их не было вообще в любой сети.
Нам боты не нужны, точно также как они не нужны Вконтакту или любому другому агентству. Мы строим долгосрочные стратегии, и наша отчетность перед клиентами чаще выражается не в лайках и постах, а во влиянии на бизнес того, что мы делаем (и да, это очень сложно измерить, но возможно). Наша (и моя) единственная задача сейчас – это разобраться (вообще, когда мы сталкиваемся с любой проблемой, мы должны разобраться и понять, как не допустить этой проблемы в будущем). Этого не получилось. Не получилось именно контакта со Вконтактом. Также, как это не получилось сейчас на конференции.
Задача – понять, каким образом мы можем защитить наших клиентов от неэффективных инвестиций и от появления ботов. Мне кажется, что это общая задача, а не головная боль только нашего агентства. Возможно, эту работу готов полностью взять на себя Вконтакт (и тогда они большие молодцы), возможно, сети нужна помощь (не знаю), но эту проблему нужно решать. Решения – это аналитика и обсуждения, мозговые штурмы, и еще раз аналитика, а не публичные разбирательства.
И, конечно, наша задача – это выстраивание рынка в целом, за счет появления прозрачных механизмов регуляции, за счет обучения клиентов, за счет аналитики – так, как это происходило и происходит на других рынках интернет-рекламы. Мы проводим очень большой объем обучения, как публичного, так и частного, объясняя, каким образом нужно развивать присутствие в социальных медиа, на какие показатели опираться, как достигать целей компании, как анализировать свое присутствие. В разрезе целей клиентов вообще не может идти речи о любом спаме социальных сетей будь то боты или скрытый маркетинг, поэтому обвинения, выдвинутые в нашу сторону выглядят для меня, мягко говоря, несколько несуразными. Эту работу по обучению мы проводим уже несколько лет и будем продолжать ее вне зависимости от каких-либо внешних событий.