Прошло уже больше месяца после событий, связанных с визитом налоговой в Rozetka.UA – крупнейший интернет-магазин Уанета, а также обысками в Sokol.ua, входящем в первую пятерку по интернет-торговле. Редакция AIN.UA спросила интернет-экспертов о краткосрочных и долгосрочных эффектах от такого внимания госструктур к украинскому интернет-бизнесу. Артем Афян («Юскутум», представляет EX.UA), Денис Олейников (бывший владелец ProstoPrint, выехал из Украины в прошлом году в связи с делом ProstoPrint) и Денис Довгополый (GrowthUp) отвечали на вопросы:

  • Как вы оцениваете деятельность украинских налоговых и силовых структур в апреле? Чем обернется такого рода «активность» в долгосрочной перспективе для электронной коммерции в Украине?
  • Есть ли легальные инструменты, позволяющие предотвратить подобное внезапное вмешательство в работу интернет-проектов в сфере онлайн-ритейла?
  • Что можно рекомендовать владельцам украинских интернет-магазинов в связи с этими событиями? Стоит ли в обязательном порядке выносить сайты за рубеж или это не защитит компанию от рисков?

Артем Афян, управляющий партнер «Юскутум», юридический представитель EX.UA

Украинские налоговые и силовые структуры всегда вели достаточно жесткую деятельность по отношению к бизнесу. Только сегмент интернет столкнулся с этим совсем недавно. И в долгосрочной перспективе для украинского сегмента  электронной коммерции такие действия не сулят ничего хорошего. Интернет – это очень чувствительная к давлению среда.  Неосторожные действия могут привести к тому, что темпы развития онлайн-коммерции замедлятся. Это безусловно отразится на поступлениях в бюджет, и в итоге государство недополучит намного больше налогов, чем сможем сейчас собрать, мобилизируя правоохранительные ресурсы.

Не стоит выделять сферу онлайн-ритейла из общего сектора ритейла. Интернет в равной мере является частью бизнеса во всех сферах экономики. Только для кого-то – это среда распространения информации о себе посредством сайта-визитки, а для интернет-магазина – основная витрина. И тогда зависимость от онлайн-составляющей намного выше.

Проблема состоит в том, что на сегодняшний день в украинском законодательстве нет положений, к которым можно напрямую апеллировать при защите этой части бизнеса. Пока еще нет запрета на блокирование доменов без решения суда или положений о снятии информации с компьютеров вместо их изъятия. Даже несмотря на явную неэффективность этих действий для следствия и губительность для бизнеса, законодательство пока еще не квалифицирует такие действия как явно противозаконные. Но, участвуя в рабочей группе при МВД, где ведется наработка новых концепций и законодательных инициатив, мы прилагаем усилия, чтобы эта ситуация вскоре изменилась.

Следует помнить, что вынесение серверов и хостинга за пределы Украины защитит лишь интернет-составляющую бизнеса, но не бизнес в целом. Есть еще сотрудники, финансовые потоки, связи с клиентами, активы. Важно комплексно продумывать структуру построения бизнеса так, чтобы деятельность нельзя было трактовать как противоправную. Это комплексное решение, в рамках которого и можно делать вывод о целесообразности смены страны размещения серверов или хостинга. Этот шаг, действительно, способен снять ряд очевидных проблем, но он же может породить и другие.

Денис Довгополый, управляющий директор BayView Innovations, основатель инкубатора GrowthUp

Оцениваю деятельность наших силовиков как нормальную. Они не сделали ничего такого, что не делали до того и не будут делать позже. Просто под раздачу попали интернет-компании. В нашей стране опасно делать бизнес, и интернет в этом случае  – не исключение.

В долгосрочной перспективе есть несколько аспектов.

  •  Зарубежные инвесторы напуганы. Они были неготовы. Вероятнее всего, иностранные инвестиции в украинские интернет-проекты, которые и до этого времени не были масштабными, поиссякнут. Локальные инвесторы, кто понимает риски – будут инвестировать, но меньше и осторожнее. Но вероятнее всего, они тоже будут искать сферу приложения денег в другом месте.
  • Предпринимательские активности. Украинские предприниматели будут уменьшать свои риски, выводя активы из страны, работая из офшоров, от этого пострадают хостинговые компании. Конечно, это скажется на получении инвестиций (финансирование украинских проектов будет идти через финансирование иностранных компаний), прибыль будет получаться за рубежом, что скажется на налоговых поступлениях от отрасли.
  • Логистика. Сейчас многие e-commerce-компании рассматривают возможность отправлять товары из соседних стран почтой, что позволяет обезопасить логистическую структуру от недружественных действий силовиков.

Не могу ничего сказать об инструментах, позволяющих предотвратить подобное внезапное вмешательство силовиков в работу проектов. Нужно защищать бизнес комплексно. Вынос сайта за рубеж – один из элементов.

Денис Олейников, бывший владелец ProstoPrint, ProstoBook

При декларируемых борьбе с коррупцией, дерегуляции и послаблениях для бизнеса на самом деле значительно выросла коррупционная составляющая. В 99 случаев из 100 сотрудники налоговой, милиции, прокуратуры зарабатывают себе на «Порши», изредка выдавая «на-гора» какое-нибудь резонансное дело для высокого начальства.

Существуют легальные инструменты – юридическая защита, собственные службы охраны с привлечением экс-сотрудников МВД, но они весьма слабо работают, поскольку не существует паритетных взаимоотношений между государством и налогоплательщиком. То есть исповедуется принцип, озвученный еще в середине 90-х шансонье Владимиром Асмоловым: «Но коль уж удосужил, себя ты обнаружил, то мы тебя обслужим, раз пришли». А придраться в нашей стране можно и к телеграфному столбу – реалии законодательства и нормативной базы таковы, что полностью им не может соответствовать ни один реально работающий малый и средний бизнес.

Но главное – за все впоследствии заплатит потребитель в цене товара. И за юристов, и за секьюрити, и за отступные силовикам. Большинство потребительских товаров, продающихся в украинских интернет-магазинах, значительно дороже, чем в Европе и уж тем более, в США. Виной тому не наши пошлины и НДС, они не выше европейских. И не жадность наших бизнесменов. А именно колоссальная коррупционная составляющая в цене товара.

Чтобы избежать подобного, магазину нужно нспользовать свои интернет-преимущества. Максимально легализовать деятельность – обязательно. Но, кроме того, отказаться от открытых офисов, витрин и т.д., использовать аутсорсинг для доставки товаров, внешние пункты выдачи. Реальность такова, что чем меньше вы будете доступны в оффлайне – тем лучше для бизнеса. И – обязательно выносить сайты за пределы Украины, прежде всего для защиты персональных данных ваших пользователей и вашей коммерческой информации.