Будучи активным наблюдателем и периодически участником так называемой «стартаперской тусовки», решил поделиться с вами наболевшим:

Миф №1: нужно обязательно ходить на все стартаперские тусовки, линчи, питчи, краш-тесты.

Во-первых, лучше продуктивно поработайте в этот день, вместо того чтобы протирать штаны в компании обывателей, которых непонятно зачем «на халяву» занесло на данное мероприятие, в лучшем случае там будет еще несколько таких же деятелей, как вы. Организаторы обещают, что на мероприятии будут «известные» инвесторы и главы больших компаний? Как же, даже если кого-то из них буквально туда затащат, он (она) туда придет вовсе не для того, чтобы купить ваш проект (а вы как думали?), а просто посидеть-расслабиться-потусоваться. Поэтому единственная выгода от таких мероприятий – это выгода для их организаторов, которые потом умудряются затаскивать доверчивых стартаперов на всякие супер полезные тренинги и семинары.

Миф №2: идея – самое главное в стартапе.

Самая распространенная ошибка начинающих стартаперов. Во-первых, идея сама по себе вообще ничего не стоит, какой бы на первый взгляд она ни была. Дорого стоит ее успешная реализация, и как показывает практика, успешная реализация спасает даже самые на первый взгляд банальные идеи. Зачем далеко ходить, посмотрите на ВКонтакте, Instagram, Facebook в конце концов, и еще много-много других примеров. К моменту создания данных проектов их конкуренты уже были широко известны, и тема была далеко не новая. Но тем не менее, успешная команда+эффективный менеджмент+вовремя подоспевшие партнеры (менторы, инвесторы) сделали свое дело, и теперь весь мир следит за успехами этих компаний, бывших когда-то начинающими стартапами. 

Миф №3: никому не рассказывайте про свою идею.

Как было сказано в предыдущем пункте, идея сама по себе не стоит НИ-ЧЕ-ГО. И если вы не будете постоянно проверять ее на прочность – ваш стартап обязательно окажется на свалке вечности. А проверять нужно со всеми – друзьями, родственниками, знакомыми, коллегами. Показывайте, рассказывайте, узнавайте их мнение. «А вы бы пользовались моим сервисом?» – они должны устать от ваших постоянных распросов. Они – ваша бесплатная фокус-группа, и если все в один голос говорят, что ваша уникальная услуга или продукт им совсем совсем неинтересна – это прямой повод задуматься, а стоит ли вам идти именно в этом направлении.

Миф №4: стартапер непременно должен работать сутками.

Давно уже заметил тренд, когда многие более-менее успешные предприниматели от мира IT, давая свое первое интервью кому-нибудь вроде Forbes, гордо заявляют, что работают по 12-14-16 (кто больше?) часов в сутки. И дескать, это отличает их от тех, кто не добивается такого успеха. Я хотел бы уточнить, что главное – это не сколько времени вы работаете, а насколько вы эффективны, когда работаете. Ведь если вы даже в тренажерном зале на беговой дорожке думаете про свои проекты и отвечаете на e-mail, отдыхая между подходами к тренажеру, то вы нисколько не проигрываете, а скорее всего даже выигрываете у тех, кто себя запирает в офисе на 12 часов, и скорее всего последние 6 часов из них страдает от скуки.

Миф №5: нужно делать все самому.

Как говорится, покажи мне своего бизнес-партнера, и я скажу тебе, кто ты. Зачастую, как в приведенных выше примерах (Facebook – спасибо Шону Паркеру), вовремя вошедший в дело партнер поворачивал проект в нужную сторону, и давал ему огромный толчок в развитии. Поэтому не бойтесь привлекать партнеров/инвесторов/менторов, главное, чтобы они были по-настоящему “smart”, и относитесь к их выбору максимально ответственно. Стартап-инкубаторы также можно воспринимать как партнеров, и, к счастью, это явление постепенно приходит и в Украину. Осенью мы запускаем стартап-инкубатор в Одессе, и ждем вас в гости!