В текущей работе национального домена Украины .UA существует серьезная проблема, позволяющая регистрировать домены второго уровня, которые требуют наличия торговой марки, обманным путем, обходя стороной владельца ТМ.
Сейчас на примере одного такого домена, одного регистратора и двух торговых марок вы увидите, как такое возможно.
Домен play.ua ранее принадлежавший ОАО «Виннифрут» освободился и стал доступен для свободной регистрации 05.06.2011. Через два дня, 7 июня 2011 года, он уже был зарегистрирован по ТМ «play» (номер свидетельства №64903) через регистратора Datacentr.com.ua. В административном (admin-c) и техническом (tech-c) контактах был прописан ник-хендл PMTH-UANIC на имя ООО «Плей Мобайл Технолоджи» — украинской компании, которая является официальными дистрибьютором компании «Астелит» (бренд Life:), предоставляет корпоративные мобильные решения (ранее у них был домен Playtech.com.ua).
Информация по торговой марке «play» (№64903):
На первый взгляд, выглядит как обычная, ничем не привлекательная регистрация домена. Название торговой марки совпадает со словом «play» для домена, владелец торговой марки соответствует данным ник-хендла. Как бы да, но нет. Все куда более интереснее.
Шло время. Домен play.ua с момента своей регистрации жил в «тихом» состоянии, какой-либо рабочий сайт на нем не размещался. Все было бы так и далее незаметным, если бы не одно произошедшее событие …
В один прекрасный день, 07.06.2012, в списке освобождающихся доменов я увидел play.ua. Решил подождать сутки, т.к. домены второго уровня делегируются как минимум в течении 24 часов с момента подачи заявки + чувствовал то, что его быстро «подберут». И не ошибся. На следующий день, 8 июня 2012 года, доменное имя приобрело нового хозяина:
Домен play.ua был уже делегирован по ТМ «PLAY!» (номер свидетельства №152383), владельцем которой стоит Савченко Ольга Георгиевна из Харькова. В административном и техническом контактах прописан ник-хендл физического лица со скрытыми персональными данными DJDJ-UANIC (скорее всего она там указана). Доменное имя снова было зарегистрировано через регистратора Datacentr.com.ua.
После того, как я увидел всю эту картину, я был на 99% уверен в том, что домен play.ua в итоге был заполучен обманным путем. Вы ничего подозрительного не заметили и не понимаете что-то тут «криминального»? Я вам приоткрою занавес пикантных фактов и подробностей того, как в национальном домене Украины .UA происходят некоторые интересные события.
Как ранее было сказано, регистратор через которого два раза домен play.ua был делегирован — Datacentr.com.ua — официальный регистратор в доменах ua, com.ua, kiev.ua (ua.datacentr, ФЛП Олейников Игорь Васильевич, г. Харьков). Один из многих украинских регистраторов, которые работают в основном «в закрытом режиме», ради своих каких-либо интересов, т.е. что-либо полезного для общества и для доменного рынка Украины не делают. Зайдите на их сайт и сами в этом убедитесь. Мрачный дизайн, множество лишнего текста, отсутствие информации о компании, в контактах нет ни адреса офиса, ни даже телефона службы поддержки, связаться можно только через скайп, в разделе «хостинг» пусто, быстро и удобно зарегистрировать свободный домен нельзя (после проверки домена на занятость, каких-либо дальнейших действий сайт не предлагает), данные о форме оплаты отсутствуют. Как видно, слово «регистратор» к нему трудно применить.
Так вот, данный регистратор делает следующие шаги, дабы в итоге официально заполучить доменом play.ua «черным методом»:
Далее в тексте под «Datacentr.com.ua» я буду подразумевать Олейникова И.В. и как минимум одного-двух людей, которые имеют непосредственное отношения к нижеописанным действиям.
Действие №1
После того, как 05.06.2011 домен play.ua стал свободным для регистрации, Datacentr.com.ua быстренько роется в базе Укрпатента и находит нужную торговую марку со словом «play» (возможно следили за состоянием домена и заранее ее нашли). Они выбирают вышеупомянутую ТМ компании «Плей Мобайл Технолоджи». При этом никакого законного отношения к этой торговой марки Datacentr.com.ua не имеет.
Действие №2
06.06.2011 (за сутки до делегирования домена) создается с нуля них-хендл PMTH-UANIC. При заполнение полей копируется информация с ТМ (название организации и адрес). При этом номер телефона +380 (44) 555-5555 указывается «от фонаря» (у «Плей Мобайл Технолоджи» другие городские номера), т.к. им не хотелось, чтобы вдруг чего, по указанному реальному телефонному номеру кто-то позвонил и поинтересовался насчет домена play.ua или другой информации, выйдя на связь с компанией через это доменное имя. Также специально создается электронный ящик [email protected], который фигурирует в поле «e-mail» ник-хендла.
Действие №3
06.06.2011 регистратор Datacentr.com.ua подает заявку на регистрацию домена play.ua, предоставляя администратору домена .UA компании «Хостмастер» информацию о торговой марке «play» (№64903) и ник-хендле PMTH-UANIC. Кто не знает, то в течении суток как минимум «Хостмастер» должен удовлетворить или отклонить поданные заявления на регистрацию доменов второго уровня. Эта процедура происходит в ручном режиме. Сидят два человека и тупо смотрят на соответствие присылаемого номера ТМ по базе Укрпатента на заявленное доменное имя + чтобы в ник-хендле стояли совпадающие данные с владельцем TM. Какие-либо бумажки в виде копии свидетельства на знак товаров и услуг «Хостмастер» не получает. Потому вот таким образом «вслепую» и регистрируются доменные имени. Это пробел в системе работе домена .UA, которым можно недобросовестно воспользоваться (в этой статье я еще остановлюсь на этом моменте). Так поступил и Datacentr.com.ua. 07.06.2011 домен play.ua делегируется.
Действие №4
Спустя 8 дней после этого, 15.06.2011 Datacentr.com.ua подает через одно киевское патентное агентство заявку в Украинский институт промышленной собственности на регистрацию торговой марки, текстового знака «PLAY!» по двум МКТУ 15 и 44. Делают это не спеша, без ускоренной процедуры регистрации ТМ за 2-3 месяца. Спустя 9 месяцев и 12 дней,27.02.2012, Укрпатент вносит в свой реестр ТМ «PLAY!» и присваивает ей №152383.
Примечание. Разница между свежесозданной торговой маркой и сроком окончания делегирования домена составляло на то время три с копейками месяца (четыре с учетом «холда»).
Действие №5
Datacentr.com.ua до 11:00 07.06.2012 вручную удаляет домен play.ua, который в этот же день должен был перейти в 30-ти дневный статус «холда» («OK-UNTIL 20120607111953»). Без вмешательств домен бы освободился 07.07.2012 (06.07.2012 + 30 дней «HOLD-SINCE»). Наверное регистратору не хотелось ждать еще тридцать дней и раньше времени приспичило заполучить домен, выбрав подходящий для этого момент, тем более с 100% вероятностью они знали, что получат таким образом домен (торговая марка для этого домена уже была подготовлена), а рисковать и ждать, когда освободится домен, не хотелось, вдруг кто-то еще подаст шустро заявку на это доменное имя и все, что делалось, пойдет к чертям.
Действие №6
Как было в начале сказано, 08.06.2012 домен play.ua регистрируется по ТМ «PLAY!» (№152383) через Datacentr.com.ua сразу на максимальный допустимый срок 2 года («OK-UNTIL 20140608125947»). Текущий whois.
ТЧК
Можете посмотреть на все эти действия с доменом глазами спайдера.
Факт +100500
Я связался с ООО «Плей Мобайл Технолоджи». На мой вопрос, имела ли их компания какое-либо отношение к домену play.ua за последний год, я получил ответ, что нет. Они с удивлением узнали об этой истории. На их имени «проехались» чужие люди.
Этот космический мир .UA
Вот таким вот образом в домене .UA можно делегировать нужные домены второго уровня поддавая на регистрацию данные, к которым ты не имеешь никакого отношения. Используя чужой знак для товаров и услуг, можно «бронировать» нужный домен, а потом разными способами переоформить его на нового, уже «официального» владельца ТМ, когда с печи Укрпатента выпечется свежая торговая марка и можно будет произвести замену ТМ и регистранта в доменном имени.
Знаете, что самое интересное? Что практически все участники доменного рынка Украины знают об этом проколе в работе домена .UA, включая самого администратора домена .UA компанию «Хостмастер», которая ничего сейчас не может поделать с этой ситуацией.
К сожалению, такого рода украинских регистраторов, как Datacentr.com.ua, у нас очень много. «Хостмастер» продолжает их «плодить» в больших количествах, которые в итоге работают исключительно для своих личных нужд и могут нести разрушительную функцию для рынка. Стать официальным регистратором можно придя «с улицы», много ума для ведения доменного бизнеса не надо, т.к. требования к регистраторам оставляют желать лучшего. Как по мне, вот здесь и зарыта собака. «Хостмастер» доверяет своим регистратором, но не проверяет, не требует от них предоставлять в обязательном порядке свидетельства (копии, оригиналы) на торговую марку при регистрации доменов второго уровня (заложено в договоре). А когда у нас в стране кто-то видит, что они имеют привилегии в виде доверия, могут злоупотреблять данной ситуацией и вести нечестным образом свою бизнес-деятельность.
В домене .UA не один десяток доменов, которые были «украдены» таким образом. Все делается исключительно для личного финансового обогащения, без каких-то «добрых» мыслей. Мы же живем в Украине, потому некоторые УКРАИНСКИЕ регистраторы не могут не пройти мимо этой уязвимости и обманным путем заработать себе на хлеб. И кто его знает, может даже крупные игроки доменного рынка иногда так поступают. Никто не знает и никто не хочет узнать.
Никаких штрафов, лишения аккредитации, проверки всех доменов второго уровня, которые были зарегистрированы по заявленным торговым маркам регистратором-нарушителем со стороны «Хостмастера» и речи не может идти, т.к. договорные отношения не позволяет вот так что-либо оперативно предпринять в этом направлении, если конечно не поступит десяток-другой жалоб на регистратора.
Сейчас проходят встречи рабочей группы между «Хостмастером» и регистраторами доменных имен по обсуждению нового регламента работы домена .UA, который в будущем возможно закроет эту «черную дыру», но пока этого еще не произошло, беспредел будет продолжаться далее.
Я попросил некоторых представителей доменного рынка Украины высказать свою точку зрения по этой ситуации.
Сергей Пименов, владелец AllDomains.com.ua, по совместительству юрист:
Преамбула
Правилами домена .UA определено, что для регистрации доменного имени второго уровня требуется наличие у регистранта зарегистрированной соответствующей торговой марки.
В свое время, для упрощения (для регистратора) и ускорения (для регистранта) процедуры регистрации доменов второго уровня была отменена обязательная отправка почтой копий документов по ТМ в офис «Хостмастер», при этом в договоре между «Хостмастер» и регистраторами было введено положение о том, что регистратор несет ответственность за достоверность такой информации. Регистратор, предоставляя услуги регистранту, проверяет информацию, предоставленную регистрантом для оказания услуги, и несет ответственность за достоверность такой информации перед «Хостмастером» по договору.
Начало
Тезис первый. Регистратор несет ответственность за достоверность информации, используемой при регистрации доменного имени второго уровня в домене .UA
Тезис второй. Не работая с регистрантом напрямую, «Хостмастер» не может утверждать 100%, что домен регистрируется по запросу «живого» клиента, а не регистратором для себя по чужой ТМ.
Тезис третий. Защита прав интеллектуальной собственности — дело рук владельца интеллектуальной собственности.
Действия и противодействия
Действия «Хостмастера». В данном конкретном случае, действовал исключительно в рамках своей компетенции. Он проверил соответствие admin-c данным ТМ и, руководствуясь тезисом №1, вытекающим из сути договорных отношений с регистратором, произвел регистрацию доменного имени.
Действия регистратора. Используя возможность не подтверждать документально ТМ и тем, что «Хостмастер» не может вмешиваться в его хозяйственную деятельность (например требовать предоставить договор между регистратором и регистрантом) и таким образом проверить действительность таких отношений, осуществил выше означенную процедуру.
Примечание
Даже в случае, если бы было требование предоставлять все выше упомянутые документы, и регистраторы это делали, был бы % мошеннических регистраций. Увы, таковы реалии. Пока те, чьи права нарушаются, не будут их отстаивать и наказывать виновных, либо в случае, когда «виновными» будут признаваться компании предоставляющие услуги, а не сам нарушитель, только лишь потому, что эти компании легче найти, до тех пор будут находить возможность нарушить договоренности сторон.
Кто виноват
Если регистратор повел себя именно таким образом как написано, то тут можно однозначно говорить о нарушении с его стороны в части подлога документов (статья 358 УПК Украины), нарушения условий договора между ним и администратором домена .UA, нарушением прав интеллектуальной собственности правообладателя ТМ, номер которой использовался при регистрации.
Что делать
Инициатором каких либо действий в отношении недобросовестного регистратора в данном случае, на мой взгляд должен выступать правообладатель ТМ, данные которой использовались при регистрации доменного имени. Он должен подавать иск в суд или он может обратиться в прокуратуру с просьбой провести расследование.
Почему «Хостмастер» не может подать в суд
Наверное потому, что у него нет для этого оснований, он со своей стороны выполнил условия договора между ним и регистратором.
Итог
До тех пор пока правообладатели не будут сами защищать свои права, до тех пор, будут вот такие прецеденты. Возможно в некоторой степени решению подобных вопросов способствовало бы принятие нового Положения о домене .UA, которое «Хостмастер» презентовал в августе-сентябре прошлого года и которое определяет и закрепляет права и обязанности сторон-участников доменного рынка. Тогда напомню регистраторы не изъявили желание его не то что бы рассматривать, но и читать.
Евгений Шерман, директор Freehost.ua:
В договоре между регистратором и администратором зоны .UA компанией «Хостмастер» присутствуют следующие положения:
- 3.8. Делегування приватного доменного імені другого рівня відбувається виключно за умови надання реєстрантом реєстратору, у правовідносинах між якими діє угода на реєстрацію доменного імені, таких документів:
- 3.8.1. для доменного імені, яке повністю, або його компонент другого рівня (до знака «.», але не включаючи цей знак), за написанням співпадає із Знаком, який охороняється на території України відповідно до Мадридської угоди про міжнародну реєстрацію знаків — засвідченої центральним органом виконавчої влади з питань правової охорони інтелектуальної власності виписки з Офіційного бюлетеня Міжнародного бюро Всесвітньої організації інтелектуальної власності, яка підтверджує факт міжнародної реєстрації Знака та факт його правової охорони на території України;
- 3.8.2. для доменного імені, яке повністю, або його компонент другого рівня (до знака «.», але не включаючи цей знак), за написанням співпадає із Знаком, на який центральним органом виконавчої влади з питань правової охорони інтелектуальної власності видане свідоцтво України на знак для товарів та послуг — належним чином засвідченої копії такого свідоцтва;
- 3.8.3. в разі, якщо безпосередньо реєстрант приватного доменного імені другого рівня не є власником прав на використання Знака на території України — належним чином засвідченої копії договору про передачу власником Знака реєстранту доменного імені прав на використання цього Знака на території України, або ліцензійної угоди;
Поскольку владелец торговой марки не предоставлял для регистратора Datacentr.com.ua подобных документов, и вообще скорей всего не имел никаких взаимоотношений с данным регистратором, действия регистратора являются нарушением договора по делегированию прав регистратора.
К сожалению пока договор не предусматривает никаких штрафных санкций по отношению к подобного рода мошенничествам.
Единственный способ этому противостоять это штрафы за подобные нарушения, вплоть до расторжения договора, а так же усложнение процедуры становления регистратором.
Андрей Хветкевич, директор Nic.ua:
Подобный прием регистрации домена в .UA не новый. Нам известны случаи, когда он использовался даже в качестве защиты от «патентных троллей», которые были особенно активны несколько лет назад: недобросовестные патентные поверенные отслеживали подаваемые заявки на торговые марки, регистрировали такие же марки на себя по ускоренной процедуре, и таким образом уводили домены, «обгоняя» честных клиентов.
Но как бы не использовался этот способ — «во зло» либо «во благо», — в любом случае, это нарушение прав реального владельца торговой марки, лазейка, которой пользуются из-за неидеальных правил домена .UA. Сейчас торговая марка для регистрации домена второго уровня из инструмента защиты превратилась в более изощренный способ киберсквоттинга.
Александр Лобода, директор Ukrnames.com:
На мой взгляд, правило регистраций .UA доменов «для избранных» только вредит украинскому интернет-пространству нежели реально защищает права владельцев ТМ.
«Хостмастер» придумал и применяет правила, которые все это время являются тормозом развития домена. Реализованное в недавнее время «смягчение» правил, фактически лишь создало благодатную почву для возможности злоупотреблений с чужими ТМ. При существующей системе зарегистрировать домен в обход правил может как регистратор, так и регистрант. Ведь придя сегодня с нужным номером чужой ТМ к регистратору, ты можешь с высокой вероятностью получить заветный домен. Более придирчивый регистратор сможет отфильтровать такую заявку, однако уверен, что так поступят немногие. С другой стороны, получить статус регистратора в .UA не самая сложная процедура, пройдя которую, не нужно обращаться к регистратору для регистрации домена на чужую ТМ.
«Хостмастер» закрывает глаза на подобные злоупотребления, по сути, не имея реальных рычагов влиять на ситуацию. Проблема не только в неэффективных правилах, но и в самих регистраторах, которых он «аккредитовал» фантастическое количество. В погоне за клиентом домены регистрируются как попало и кому попало, в придачу это все подкреплено действующими правилами не имеющими аналогов в доменной отрасли, при этом речь идет не о коммерческом домене, а о кантри-коде нашей страны.
Хотелось бы чтобы «Хостмастер» принял то, что Sunrise-период у домена давно прошел и пора бы уже открыть его для людей. Первый пришел — первый получил домен, на мой взгляд, самый справедливый принцип регистраций, который благополучно работает во всем мире. Но пока продаются домены .com.ua вряд ли стоит ожидать реальных сдвигов с .UA.
Разъяснения компании “Хостмастер” относительно использования ТМ
Законодательство Украины недвусмысленно определяет, что владелец знака для товаров и услуг (далее по тексту – ТМ) имеет исключительные полномочия по защите своих прав. Если собственник ТМ не защищает свои права, то никто другой за него сделать это не может.
Время от времени к нам обращаются правообладатели, которые полагают, что их права могли быть нарушены при регистрации доменного имени. Не спасало даже наличие нотариально заверенных копий (“Хостмастер” требовал предоставления копий до июня 2011 года). Мы предоставляем им консультации и готовы оказать иное содействие в том случае, если они решат отстаивать свои права в судебном порядке. Мы считаем, что создание прецедента позволило бы исключить подобные случаи, а “Хостмастер”, получив решение суда, мог бы расторгнуть договора с нерадивыми регистраторами. Но пока что нам не известны случаи, когда отечественные правообладатели законным путем защитили свои права и наказали нарушителя.
Требование предоставления нотариально заверенных копий рассматривалось на рабочих группах по реформированию правил в домене .UA. Тогда регистраторы предложили передать им полномочия и ответственность по работе с правообладателями. В том числе и требование документального подтверждения наличия ТМ. Поэтому в июне 2011 года “Хостмастер” перестал требовать нотариально заверенные копии. Теперь это делают регистраторы. Заметим, что это упростило работу в первую очередь добропорядочным регистраторам. А правообладатели, желающие добиться справедливости, как и прежде, могут обращаться в суды и рассчитывать на нашу поддержку.
Но ни один метод защиты не будет работать, если сам “подзащитный” этого не желает.
В то же время мы не исключаем изменения правил в домене .UA. В настоящий момент реформы разрабатывает рабочая группа, в которую входят участники доменного рынка. Рабочая группа открыта для свежих идей и для новых участников.
Данный материал является рерайтом с дополнениями оригинальной статьи, размещенной в моем блоге Zezya.com