Рынок разработки мобильных приложений – один из наиболее быстрорастущих ІТ-рынков. По подсчетам экспертов, в данный момент в Украине работает около 40 продуктовых компаний, которые специализируются на разработке мобильного ПО. При этом объем рынка ежегодно оценивается в $10 млн. Из первой части публикации на AIN.UA вы могли узнать, что представляет собой украинский аутсорсинг мобильной разработки, и почему у локального рынка пока мало перспектив. Теперь редакция AIN.UA решила выяснить насколько перспективно и рентабельно заниматься разработкой собственных продуктов, какую роль играет географическое расположение компании и когда волна на разработку мобильных приложений сойдет на нет.
«Это была чистая случайность», – объясняет причины интервью с журналистом и блогером телеканала CNN Ричардом Квестом в Лондоне Никита Луценко. Одесскому разработчику, который начинал делать первые шаги в мобильной разработке во время работы в аутсорсинговой компании Elephant Head Software, действительно повезло. Сначала в 2008 году он решил параллельно с аутсорсингом заняться разработкой клиента под Google документы GoDocs, а потом и вовсе пошел на смелый шаг – отказаться от основной работы и полностью посвятить себя продуктовой разработке. И не прогадал. В пиковые месяцы 2009 года пользователи загружали мобильное приложение GoDocs от 30 до 40 раз в день. И это при цене в $5. Этих денег было больше чем достаточно, для того чтобы покрывать текущие расходы и задуматься об открытии собственной компании.
Решили попробовать
Однажды на электронную почту Никиты Луценко пришло письмо с вопросами по технической поддержке от некоего Ричарда Квеста. Слово за слово и Квест уже расспрашивал Луценко о том, действительно ли он украинец и согласен ли он на интервью в прайм-тайм на телеканале CNN. После интервью, к Никите Луценко начали поступать предложения о работе. Также был ряд предложений об инвестициях, одно из которых он принял. «На меня вышел международный инвестиционный фонд, который владеет активами в Укриане, Италии и Америке и в основном занимается банками и недвижимостью», – вспоминает Луценко. В итоге, была основана компания Lightroomapps, 49% которой в сентябре 2009 года были выкуплены инвестфондом, название которого Никита Луценко назвать отказался.
Четыре месяца назад решил открыть игровую студию Mokus Games, которая занимается разработкой игр для мобильных платформ и Максим Грынив. В конце 2011 года украинский разработчик мобильных игр получил престижную премию от Apple за игру Contre Jour в номинации iPad Game of the Year и теперь созрел для того, чтобы запустить собственную студию. «На данный момент в команде работает 4 человека и в разработке находится одна игра», – говорит Грынив. Пока что игра находится на стадии прототипа и прошла уже 20 концептов, поэтому на 100% неизвестно что это будет за игра. По словам основателя студии Mokus Games невозможно делать одновременно два продукта и уделять им достаточное внимание. Если будет два продукта – будет две команды и соответственно два руководителя. А он привык быть единственным лидером в команде. Возможно, подобная философия является неотъемлемой частью индии-разработчика, к которым, несмотря на открытие компании, себя приписывает и Грынив. По словам разработчика, когда игровой студии предлагают разработать, к примеру, сделать игру по фильму, то в таком случае студия отвечает только за качество, а творческая составляющая просто минимизируется. В тоже время индии-разработчик отталкивается от продукта, а не от маркетингового бюджета или от таргет-аудитории.
Максим Грынив продает свои мобильные игры в Северную Америку и Европу. «Меня нет на украинском рынке, потому что сейчас в Украине нет рынка компьютерных игр», – парирует Грынив. По его подсчетам с запуском украинского AppStore продажи игры Contre Jour, которая вскоре выйдет на таких платформах как Android, PlayStation Vita, Windows Phone и Windows 8, в Украине будут составлять несколько десятых долей процента. С похожей ситуацией столкнулась компания LightRoomapps, в портфеле которой в данный момент находится 5 продуктов. Никита Луценко рассказывает, что за все время существования компании, оборот которой превысил $100 тыс в год, не удалось продать ни одного мобильного приложения на территории Украины. «Мы не рассматриваем рынок Украины и рынки СНГ ввиду отсутствия там денег», – объясняет Луценко. Всему виной – нежелание украинских пользователей платить за софт.
С противоположной ситуацией сталкивается основатель компании и одноименного проекта KitApps Артем Яремчук. Он и его партнер Майкл Белясный увидели огромный потенциал в мобильных приложениях и в 2011 году вложили $10 тыс. в создание онлайн-конструктора мобильных приложений KitApps. Это сервис, который помогает компаниям за $249 в год получить мобильное приложение для iOS и Android. Среди клиентов KitApps уже значатся такие компании как Cisco Systems, Ассоциация выставочной индустрии UFI, «Одесский Кинофестиваль», выставка REX, Конференция 8Р и другие. Деньги, вложенные основателями в KitApps еще не окупились. «Мы планируем выйти на окупаемость до конца этого года. Прототип сервиса была разработана за 3 месяца, после чего мы нашли украинского инвестора, дополнили команду разработчиков и начали писать полноценную платную версию. Первый год мы строили продукт, сейчас мы строим продажи», – говорит Артем Яремчук.
Эксперты говорят, что оборот средней локальной компании составляет $300 тыс. С учетом того, что на украинском рынке работает 30-40 игроков, его оборот можно оценить в $10 млн. Украинские разработчики делают ставку на платформу iOS потому что она более популярна среди пользователей чем Android. К примеру, Lightroomapps не разрабатывает приложения под Android. «Это мертвая платформа, которая никогда не будет настолько хороша и настолько качественна как iOS», – говорит Луценко. По его словам, компания Apple потратила в разы больше денег на AppStore, чем Google потратила на Google Play.
Комиссия за транзакцию мобильного приложения или игры как в AppStore, так и Google Play составляет 30%. Если разработчик продает свою игру на AppStore с помощью издателя, то здесь также стоит рассчитывать на комиссию в 20%. Издатель выступает буфером между разработчиком и магазином и берет на себя финансовые вопросы. AppStore выдвигает достаточно жесткие правила: разработчик должен предоставить большое количество справок и пройти несколько банковских проверок. По словам Максима Грынива, ему удалось найти компанию Chillingo, которая выступила издателей игры Contre Jour, за несколько дней. В данный момент Грынив продает свою игру за $0,99. За $2,99 можно купить HD-версию мобильной игры Contre Jour.
Монетизация мобильных приложений зависит от многих факторов, будь то тип приложения, ОС или регион. Генерировать доход можно с помощью встроенной рекламы. Сначала пользователь загружает lite-версию приложения с рекламными блоками, а потом ему за определенную сумму предлагают перейти на полную версию приложения. По подсчетам аналитической компании Flurry 71% пользователей покупают мобильное приложение стоимостью до $10, 16% пользователей покупают мобильные приложения стоимостью от $10 до $20, а 13% – больше $20. При этом, больше всего прибыли генерирует сегмент покупок более $20. Средний платеж внутри игры составляет $14. В последнее время, широкой популярности достигла модель фримиум. В компании Flurry подсчитали, что фримиум игры приносят больше всего дохода разработчикам. Покупатели предпочитают приобретать бесплатную игру, а затем тратить деньги на дополнения, чем сразу платить те же $2,99. По подсчетам исследовательской фирмы IHS, в 2015 году покупки внутри приложений составят $5,6 млрд или 64% всего рынка. Тем не менее, украинские разработчики по-прежнему предпочитают использовать премиум модель.
Пионеры мобильных рисков
Каждая из перечисленных компаний, впрочем, как и любая другая локальная компания, работающая на украинском рынке мобильной разработки, сталкивается с рядом серьезных рисков, которые иногда могут поставить под сомнение целесообразность ведения такого рода бизнеса. Стоит отдавать себе отчет, что это венчурный бизнес, в котором нет гарантированной прибыли. По мнению Максима Грынива, это бизнес с большими рисками и который является нерентабельным. «В среднем продукты, которые выходят в Appstore не зарабатывают вообще ничего. В тоже время есть 5% продуктов, которые зарабатывают 95% прибыли», – рассказывает Грынив. К тому же, игру делать достаточно сложно, а проект и вовсе может появиться на свет после нескольких лет разработки.
Разработчики собственных мобильных приложений сильно зависят от компании Apple. Сегодня твое мобильное приложение может занимать топовые позиции в AppStore, а завтра потерять десятки позиций и скатиться вниз, ведь количество новых приложений увеличивается с каждым днем. Для того, чтобы попасть в AppStore порой нужно проделать колоссальную работу. Никита Луценко из Lightroomapps прочувствовал это на себе. «Последние полгода мы находимся в постоянных баталиях с компанией Apple касательно двух новых продуктов, один из которых никогда не увидит мир, а второй в данный момент находится на рассмотрении у Apple», – рассказывает Луценко. По его словам, на разработку приложения Cloud Files, которое позволяет работать и обмениваться файлами через iCloud, было потрачено 3 месяца и несколько десятков тысяч долларов. В итоге – одесский разработчик получил отказ. Компания Apple мотивировала это тем, что она хочет давать пользователям возможность прямой работы с файлами. Таким образом, если компания Apple не захочет увидеть то или иное приложение на своей платформе, они никогда там не появится. С выпуском ОС Mountain Lion, контроль станет еще жестче, говорят эксперты. Оптимизма не добавляет и государственная поддержка, вернее полное ее отсутствие. К примеру, юристы инвестиционного фонда, который купил 49% акций компании Lightroomaps потратили 6 месяцев для того, чтобы зарегистрировать компанию в Европейском Союзе, а в Украине открыть лишь дочернее предприятие. Всему виной – отсутствие реальной схемы работы электронной подписи для юридических лиц.