Мода на стартапы набирает обороты. В мире появляется большое количество инновационных проектов, которые благодаря венчурным деньгам становятся популярными сервисами. В Америке и Европе зерно перспективной идеи под пристальным взглядом инвесторов, экспертов и менторов, давно взращивается в специализированных инкубаторах и акселераторах. Украинский ІТ-рынок на очереди. Один из трех управляющих партнеров стартап-инкубатора EastLabs Эвелин Бучацкий любезно согласилась пообщаться с обозревателем AIN.UA и рассказать о целях инкубатора и его планах на будущее, деталях финансирования стартапов, и о том, почему украинскому ІТ-рынку пока не хватает интересных проектов.
У каждого проекта или бизнеса есть свой жизненный цикл. Насколько рассчитана работа стартап-инкубатора EastLabs?
Любой инвестиционный фонд понимает, что это очень длительный проект. Оценить результат можно через 5 – 7 лет. Нет смысла запускать такой масштабный проект как EastLabs, рассчитывая на отдачу через несколько лет. Когда мы начали работу над EastLabs, мы отдавали себе отчет, что будем заниматься стартап-инкубатором очень долго.
Какие цели поставлены перед стартап-инкубатором EastLabs?
Наша цель состоит в том, чтобы найти хороший стартап и получить от него определенную выгоду. Как известно EastLabs – это коммерческий проект. Но для того, чтобы добиться этой цели необходимо создавать экосистему. Мы должны делать гораздо больше, чем инвестиционные фонды в Силиконовой Долине, ведь у нас отсутствует инфраструктура. Для того чтобы получить коммерческий результат, необходимо много вкладывать в социальную сферу.
Подразумевает ли стартап-инкубатор, такое понятие, как окупаемость?
Мы все понимаем, что это проект с высокими рисками. Посмотрим, что из этого получиться. Фактически, конкретного плана касательно окупаемости EastLabs у нас нет.
Сколько денег было вложено в создание бизнес-инкубатора EastLabs?
С момента создания бизнес-инкубатора, мы уже приняли 4 команды. Еще 3 стартапа начнут этап обучения в ближайшее время. На каждый стартап мы выделяем не менее чем $20 тыс. Кроме того, мы несем постоянные затраты в виде аренды офиса в центре Киеве, зарплаты трем партнерам и координаторам. Таким образом, в бизнес-инкубатор EastLabs уже было инвестировано около $1 млн.
О каких стартапах идет речь?
Речь идет о видеоплатформе для знакомств Runfaces, сервисе в сфере подарков ActiveGift, платформе для онлайн образования findGuru и сервисе голосовой связи для MMO My Team Voice. До конца месяца они закончат процесс образования в EastLabs. Стартап findGuru переезжает в Бостон, где они уже нашли инвестора. Видеоплатформа для знакомств Runfaces находится на стадии подписания договора с инвестором и скорее всего стартап тоже переедет в Бостон. Инвестор для этих двух проектов был найден с помощью EastLabs. Что касается My Team Voice, то они еще не запустили собственный продукт. В августе будет открыт тестовый доступ к сервису, и только после этого стартап займется поиском инвесторов и запустит маркетинг. Сервис подарков ActiveGift находится в активной стадии поиска инвестора.
В дальнейшем планируете увеличивать количество стартапов и объем инвестиций?
Мы очень хотим видеть в EastLabs больше интересных стартапов. В идеале, мы бы хотели принимать 10 стартапов каждые 4 месяца. В год мы готовы инвестировать на развитие 30 стартапов. Однако пока с этим есть проблемы.
Вы ощущаете нехватку интересных стартапов?
По правде говоря, да. На это есть несколько причин: 1) о нас не знают; 2) люди не готовы заниматься своими интернет-проектами постоянно. Очень много людей днем работают на аутсорсинговые компании, а вечером или в свободное от основной работы время занимаются разработкой собственных проектов. Аутсорсинг – хорошая работа, которая позволяет зарабатывать хорошие деньги. Поэтому стартаперы пока не готовы отказаться от основной работы, и посвятить себя развитию собственных проектов. Кроме того, много кто просто не понимает, какую функцию несет в себе стартап-инкубатор. К нам поступает много заявок, в которых, к примеру, отсутствует команда или понимание конкуренции.
Какие критерии отбора вы ставите перед стартапом?
Первым критерием отбора проекта является наличие команды. Обязательно должен быть технический директор, отвечающий за программную часть продукта, а также коммерческий директор, умеющий продавать. Главное, конечно же, наличие амбиций и желание развиваться. Вторым критерием отбора является идея. Желательно, что бы идея была рассчитана на широкую аудиторию, например на США, но EastLabs так же принимает заявки с проектами ориентированными на украинского потребителя, но с возможность в дальнейшем масштабировать ее на глобальный рынок.
В данный момент вы предлагаете стартапу $20 тыс. за 15% акций компании. Эта цифра может быть пересмотрена в дальнейшем в сторону снижения или увеличения доли в проекте?
Мы экспериментируем, поэтому эти цифры могут быть пересмотрены. К примеру американский инкубатор TechStars предлагает стартапу $18 тыс и за это просят 6% – 8% долю в будущей компании. Почему так? Во-первых, они находятся в Америке, где капитализация компаний всегда выше, чем капитализация компаний в Украине. Во-вторых, риски в Украине гораздо выше, чем в США. Поэтому объемы инвестиций разнятся. В США вы много что получаете бесплатно. Молодым предпринимателям предлагается огромное количество семинаров, которые готовы работать со стартапом бесплатно. В Украине за это все придется платить. Так как мы инвестируем в создание экосистемы в Украине, общие инвестиции здесь выше, чем у наших американских коллег.
Каким образом происходит финансирование стартапа?
Стоит отметить, что когда мы инвестируем $20 тыс, мы не влияем на то, как стартап распоряжается этими деньгами. Максимум что мы можем сделать, это просим отправить финансовый прогноз на следующие 6 месяцев. Мы изучаем этот документ и видим, что если финансирование может быть направлено не в то русло, то даем совет, как можно изменить ситуацию. В договоре, который подразумевает обмен $20 тыс на 15% в будущей компании, есть план развития стартапа на ближайшее время. На банковский счет зарегистрированной компании сначала поступает $10 тыс. Остальные $10 тыс стартап может получить через 40 дней, если все идет более-менее нормально. Пока никаких проблем со стартапами у нас не было.
Существует ли вероятность того, что EastLabs может выступить в качестве инвестора после окончания инкубатора?
Да, конечно. Стартап-инкубатор EastLabs может участвовать во втором этапе финансирования. Мы ожидаем, что большинство проектов, которые закончат EastLabs, будут искать дополнительные инвестиции на маркетинг. Стартап определяет, какой объем инвестиций им необходим, а мы принимаем решение инвестировать или нет. Сюда могут входить затраты на маркетинг, инфраструктуру, сервис и т.д. Пока что мы еще работаем над моделью финансирования. Доля в компании, которая переходит в EastLabs, зависит от ее капитализации. Для стартапа, который закончит инкубатор, самой лучшей схемой финансирования является конвертируемые облигации. Инвестор дает деньги и взамен получает обещание, что когда стартап привлечет следующего инвестора, то деньги первого инвестора конвертируются на долю компании по капитализации на время заключения сделки со скидкой.
В украинском IT-комьюнити активно обсуждалась информация о том, что EastLabs планирует открыть офис в Бостоне. Вы можете подтвердить или опровергнуть эту информацию?
Я не могу подтвердить эту информацию, потому что процесс поиска еще не закончен. Мы еще выбираем между Бостоном, Нью-Йорком и Силиконовой Долиной. Пока Бостон является наиболее интересным вариантом, так мы работаем с тремя инвесторами из этого американского города. (По неофициальной информации, стратап-инкубатор через месяц должен определится с локацией – ред.).
Расскажите про менторов, которые призваны помогать стартапам в развитии. Каких экспертов вы уже пригласили, и каких планируете пригласить в ближайшее время?
Один из ключевых успехов стартап-инкубатора является наличие квалифицированных менторов. На сегодняшний день с нами сотрудничает 50 менторов. Это и предприниматели, и инвесторы, и эксперты. В нашем списке: руководитель проекта Zakaz.ua Егор Анчишкин, директор венчурного фонда TA Venture Виктория Тигипко, директор по дизайну Digital Ventures Павел Кондратенко. Я добавлю, что мы также работаем с иностранцами. К примеру, создатель Napster Джон Фанниг или известный предприниматель из Австралии Стив Кейл.
В начале этого года запустился EastLabs. До этого Денис Довгополый открыл стартап-инкубатор GrowthUp. Несколько недель назад начал работу бизнес-инкубатор Happy Farm. Вам не кажется, что стартап-инкубаторам через какое-то время банально не хватит проектов?
Нет, мне так не кажется, особенно если говорить об украинском рынке, где существует явный дефицит венчурного инвестирования. Что же касается инкубаторов, то каждый из них имеет разный подход к инвестированию и развитию стартапа. Инвестиции являются катализатором для создания проекта. Появление инкубаторов стимулирует многих людей с интересными идеями стать на путь предпринимателя. Следовательно, количество проектов должно расти с появлением инкубаторов.