С начала августа компания “Хостмастер” объявила 50%-ные скидки для регистраторов в зоне KIEV.UA. Но при условии, что компании-регистраторы, в свою очередь, дадут 20%-ную скидку своим клиентам. Чем вызвала критику и возмущение со стороны регистраторов – эмоциональные обсуждения акции продолжаются в рассылке регистраторов, в группе на Facebook, в блогах. Крупнейший регистратор, компания Imena.UA решила довести акцию до абсурда и объявила “домены в KIEV.UA по 9 грн” – по цене меньше закупочной. 

Регистраторы возмущены такой “диктовкой цены”: фактически, никто не заставляет компании покупать в августе домены по этому условию, но тогда каждый домен будет стоить вдвое больше. Нельзя сказать, чтобы сама зона была особенно популярной, здесь дело в прецеденте, считает президент Imena.ua Александр Ольшанский. По его мнению, “Хостмастер” нарушил закон и в следующий раз Imena.ua обратятся сразу в суд. Другие регистраторы настроены не так радикально, но критикуют акцию “Хостмастера”. Условия акции можно расценивать как нарушение закона о защите от недобросовестной конкуренции, говорит директор Nic.ua Андрей Хветкевич.

В свою очередь, в “Хостмастере” особой проблемы здесь не видят. “Критика и претензии о разрушении рынка выглядят натянутыми…Ясно одно – акция получила поддержку большого числа компаний”, – заметил Дмитрий Кохманюк, администратор домена .UA. В компании считают, что сезонное снижение цены – адекватный ответ на летнее уменьшение регистрации. Такие акции часто проводятся в доменах верхнего уровня, в общих (например, в INFO). В акции участвует 36 регистраторов – значит, рынок ее поддержал.

Редакция AIN.UA собрала мнения сторон дискуссии по поводу самой акции и ее последствий для доменного рынка:

Максим Благонравин, заместитель директора по связям с общественностью компании “Хостмастер”

Ежегодно в конце лета мы наблюдаем небольшое уменьшение количества доменных имен в публичном домене KIEV.UA. В этом году мы совместно с регистраторами решили провести акцию, в рамках которой регистраторы предоставляют своим клиентам скидку не менее 20%. Уже за первую неделю действия льготных условий количество доменных имен выросло на 700 штук.

Условия акции одинаковы для всех регистраторов и предельно просты: для них снижена ставка возмещения при условии, что регистраторы предоставят свои клиентам скидку не менее 20% при регистрации новых доменных имен. Никаких эксклюзивных договоренностей с кем-либо из регистраторов у нас нет.

С условиями акции в KIEV.UA согласились 36 регистраторов, их список есть на сайте компании “Хостмастер”. Некоторые регистраторы анонсировали минимальную скидку 20%, другие – 50%, две компании вообще объявили о снижении стоимости интернет-адреса до 9 гривен. Кто-то сформировал “пакеты”, в которых скидка растет при увеличении количества новых доменных имен, часть компаний предоставляют скидку не только на доменные имена, но и на сопутствующие услуги. Каждый регистратор самостоятельно принимал решение как по уровню цен, так и по наполнению своего акционного “пакета”.

Я не думаю, что низкая стоимость является проблемой для регистраторов. Раньше операторы мобильной связи проводили акции по раздаче стартовых пакетов. Казалось бы, такие акции убыточны, ведь операторы тратились на изготовление сим-карточек, на полиграфию, на резервирование номера и т.д. Суть в том, что абоненты, получив такой “подарок”, потом регулярно платили за услуги связи. То же самое происходит и здесь: клиент получает домен за небольшую цену, но потом ежегодно будет платить за его обслуживание. Такие схемы были успешно обкатаны в Польше и ряде других стран, где домены регистрируются за небольшую, символическую плату.

Условия акции разработаны рабочей группой, в которой участвовали как представители “Хостмастера”, так и регистраторы. На заседаниях рабочей группы регистраторы могут принимать участие как лично, так и удаленно, с помощью видеочата. В конце июня – начале июля мы предложили регистраторам провести такую акцию. Участники рабочей группы эту акцию поддержали и сами регистраторы участвовали в выработке условий акции.

К сожалению, у нас есть примеры, когда регистраторы не предоставляют скидки своим клиентам в тех случаях, когда мы снижаем ставку возмещения. Например, сейчас для регистраторов действуют льготные финансовые условия в доменах Полтавы, однако мало кто из них использует это для предоставления скидок клиентам

Александр Ольшанский, президент компании Imena.ua

Юридическая часть этой проблемы в том, что, “Хостмастер” явно злоупотребляет своей властью. Он может объявлять любые скидки, но при этом не имеет права диктовать ценовую политику другим компаниям, это запрещено законом. При этом они применяют старый прием: “не нравится, не подписывайте”. Мы не могли не подписать, потому что в этом случае просто покупали бы вдвое дороже, чем остальные. Эту проблему наши юристы решили так: чтобы нас не обвинили в ценовом сговоре, наше ценовое предложение должно очень существенно отличаться от условий, других регистраторов.

Сам текст договора неадекватен, там упоминается понятие “базовой цены”. Что имеется в виду: цена, которую мы платим “Хостмастеру”, или которую клиент платит нам, мы не знаем. В “Хостмастере» нам не ответили на этот вопрос. Наши юристы утверждают, что в договоре между нами и «Хостмастером» вообще не может идти речь о наших отпускных ценах, так что мы предположили, что «базовой» является та цена, по которой “Хостмастер” продает домены регистраторам (для KIEV.UA она равняется примерно 29 грн, сейчас действует 50%-ная скидка для регистраторов в обмен на обязательство предоставлять клиентам скидку в размере 20% от «базовой» цены).

Сам домен KIEV.UA мало кому интересен, но важен прецедент, это очевидное злоупотребление монопольным положением, раньше такого на рынке не было. В следующий раз при попытке вмешаться в нашу ценовую политику мы подадим в суд и обратимся с жалобой в АМКУ.

Вторая часть проблемы лежит в плоскости взаимоотношений «регистратор-регистрант», “Хостмастер” фактически спровоцировал ценовую войну между регистраторами. Любые скидки должны быть мотивированы, например, когда вам предлагают одежду на распродаже – это потому, что уже есть новая коллекция. А немотивированные скидки разрушают и дестабилизируют рынок, потому что пользователи не понимают, что происходит. У нас был десяток звонков от клиентов, которые зарегистрировали домен 30 июля, мол, у вас с 1 августа скидки, верните мои деньги. Если у “Хостмастера” лишняя рентабельность, почему бы им не снизить цены на постоянной основе? При этом на мой взгляд единственной целью этой акции было отвлечь внимание от совершенно реальных проблем, например — проблемы недобросовестных регистраторов, которые совершенно очевидным образом нарушают правила договора

С другой стороны, обратите внимание, что акция была объявлена поспешно, без предупреждения заранее, не была подготовлена ни организационно, ни юридически, ни технически. Например whois-сервис для регистраторов перестал работать в первые же часы объявления акции, поскольку просто не выдержал соответствующей нагрузки. Так что я считаю, что лучше было бы «Хостмастеру заниматься своим делом — совершенствовать правила (которые устарели на 10-15 лет), техническую базу и т п. А не заниматься определением, кто кому должен предоставлять какие скидки.

Андрей Хветкевич, директор компании NIC.UA

В связи с тем, что компания «Хостмастер» имеет доминирующее положение на рынке регистрации доменов, регулирование цены во время акции является некорректным шагом.
Кроме того, условия текущей акции от «Хостмастера» вполне можно расценивать как нарушение закона «О защите от недобросовестной конкуренции».
Если посмотреть на практику администраторов некоторых других (не украинских) доменов, то они могут давать скидки и при этом рекомендовать регистратором также снизить стоимость, но не делают второе обязательным условием. Украинский пример: компания «Сервис Онлайн» (DRS.UA), администратор доменов .CO.UA и .BIZ.UA, устанавливая скидку на эти домены, сделала рассылку о том, что в определенный период времени скидка на них составит 75%, и для стимулирования продаж они рекомендуют (но не обязывают) провести акцию среди конечных потребителей.
Нельзя однозначно сказать, завышает ли «Хостмастер» цены в обычное время, однако совершенно точно существует проблема их непрозрачного формирования: например, цены на домены .UA, .COM.UA, .KIEV.UA и .PL.UA разные, хотя техническая инфраструктура для их обслуживания одна и та же.
То, что компания «Интернет Инвест» продает домены ниже себестоимости, удивило всех игроков рынка. Допускаю, что такая ситуация могла возникнуть из-за того, что дополнительное соглашение к договору для акции было недоработано, и его можно трактовать таким образом, что стоимость доменов для конечного потребителя должна быть ниже 10 грн. Если компании «Интернет Инвест» и «Хостмастер» просто не поняли друг друга, то им необходимо разобраться в этом вопросе, иначе обе стороны могут погрязнуть в судебных спорах.
На месте компании «Хостмастер» я бы как можно быстрее отреагировал на эту ситуацию, так как последствия могут быть необратимыми.