С начала августа компания “Хостмастер” объявила 50%-ные скидки для регистраторов в зоне KIEV.UA. Но при условии, что компании-регистраторы, в свою очередь, дадут 20%-ную скидку своим клиентам. Чем вызвала критику и возмущение со стороны регистраторов – эмоциональные обсуждения акции продолжаются в рассылке регистраторов, в группе на Facebook, в блогах. Крупнейший регистратор, компания Imena.UA решила довести акцию до абсурда и объявила “домены в KIEV.UA по 9 грн” – по цене меньше закупочной.
Регистраторы возмущены такой “диктовкой цены”: фактически, никто не заставляет компании покупать в августе домены по этому условию, но тогда каждый домен будет стоить вдвое больше. Нельзя сказать, чтобы сама зона была особенно популярной, здесь дело в прецеденте, считает президент Imena.ua Александр Ольшанский. По его мнению, “Хостмастер” нарушил закон и в следующий раз Imena.ua обратятся сразу в суд. Другие регистраторы настроены не так радикально, но критикуют акцию “Хостмастера”. Условия акции можно расценивать как нарушение закона о защите от недобросовестной конкуренции, говорит директор Nic.ua Андрей Хветкевич.
В свою очередь, в “Хостмастере” особой проблемы здесь не видят. “Критика и претензии о разрушении рынка выглядят натянутыми…Ясно одно – акция получила поддержку большого числа компаний”, – заметил Дмитрий Кохманюк, администратор домена .UA. В компании считают, что сезонное снижение цены – адекватный ответ на летнее уменьшение регистрации. Такие акции часто проводятся в доменах верхнего уровня, в общих (например, в INFO). В акции участвует 36 регистраторов – значит, рынок ее поддержал.
Редакция AIN.UA собрала мнения сторон дискуссии по поводу самой акции и ее последствий для доменного рынка:
Максим Благонравин, заместитель директора по связям с общественностью компании “Хостмастер”
Ежегодно в конце лета мы наблюдаем небольшое уменьшение количества доменных имен в публичном домене KIEV.UA. В этом году мы совместно с регистраторами решили провести акцию, в рамках которой регистраторы предоставляют своим клиентам скидку не менее 20%. Уже за первую неделю действия льготных условий количество доменных имен выросло на 700 штук.
Условия акции одинаковы для всех регистраторов и предельно просты: для них снижена ставка возмещения при условии, что регистраторы предоставят свои клиентам скидку не менее 20% при регистрации новых доменных имен. Никаких эксклюзивных договоренностей с кем-либо из регистраторов у нас нет.
С условиями акции в KIEV.UA согласились 36 регистраторов, их список есть на сайте компании “Хостмастер”. Некоторые регистраторы анонсировали минимальную скидку 20%, другие – 50%, две компании вообще объявили о снижении стоимости интернет-адреса до 9 гривен. Кто-то сформировал “пакеты”, в которых скидка растет при увеличении количества новых доменных имен, часть компаний предоставляют скидку не только на доменные имена, но и на сопутствующие услуги. Каждый регистратор самостоятельно принимал решение как по уровню цен, так и по наполнению своего акционного “пакета”.
Я не думаю, что низкая стоимость является проблемой для регистраторов. Раньше операторы мобильной связи проводили акции по раздаче стартовых пакетов. Казалось бы, такие акции убыточны, ведь операторы тратились на изготовление сим-карточек, на полиграфию, на резервирование номера и т.д. Суть в том, что абоненты, получив такой “подарок”, потом регулярно платили за услуги связи. То же самое происходит и здесь: клиент получает домен за небольшую цену, но потом ежегодно будет платить за его обслуживание. Такие схемы были успешно обкатаны в Польше и ряде других стран, где домены регистрируются за небольшую, символическую плату.
Условия акции разработаны рабочей группой, в которой участвовали как представители “Хостмастера”, так и регистраторы. На заседаниях рабочей группы регистраторы могут принимать участие как лично, так и удаленно, с помощью видеочата. В конце июня – начале июля мы предложили регистраторам провести такую акцию. Участники рабочей группы эту акцию поддержали и сами регистраторы участвовали в выработке условий акции.
К сожалению, у нас есть примеры, когда регистраторы не предоставляют скидки своим клиентам в тех случаях, когда мы снижаем ставку возмещения. Например, сейчас для регистраторов действуют льготные финансовые условия в доменах Полтавы, однако мало кто из них использует это для предоставления скидок клиентам
Александр Ольшанский, президент компании Imena.ua
Юридическая часть этой проблемы в том, что, “Хостмастер” явно злоупотребляет своей властью. Он может объявлять любые скидки, но при этом не имеет права диктовать ценовую политику другим компаниям, это запрещено законом. При этом они применяют старый прием: “не нравится, не подписывайте”. Мы не могли не подписать, потому что в этом случае просто покупали бы вдвое дороже, чем остальные. Эту проблему наши юристы решили так: чтобы нас не обвинили в ценовом сговоре, наше ценовое предложение должно очень существенно отличаться от условий, других регистраторов.
Сам текст договора неадекватен, там упоминается понятие “базовой цены”. Что имеется в виду: цена, которую мы платим “Хостмастеру”, или которую клиент платит нам, мы не знаем. В “Хостмастере» нам не ответили на этот вопрос. Наши юристы утверждают, что в договоре между нами и «Хостмастером» вообще не может идти речь о наших отпускных ценах, так что мы предположили, что «базовой» является та цена, по которой “Хостмастер” продает домены регистраторам (для KIEV.UA она равняется примерно 29 грн, сейчас действует 50%-ная скидка для регистраторов в обмен на обязательство предоставлять клиентам скидку в размере 20% от «базовой» цены).
Сам домен KIEV.UA мало кому интересен, но важен прецедент, это очевидное злоупотребление монопольным положением, раньше такого на рынке не было. В следующий раз при попытке вмешаться в нашу ценовую политику мы подадим в суд и обратимся с жалобой в АМКУ.
Вторая часть проблемы лежит в плоскости взаимоотношений «регистратор-регистрант», “Хостмастер” фактически спровоцировал ценовую войну между регистраторами. Любые скидки должны быть мотивированы, например, когда вам предлагают одежду на распродаже – это потому, что уже есть новая коллекция. А немотивированные скидки разрушают и дестабилизируют рынок, потому что пользователи не понимают, что происходит. У нас был десяток звонков от клиентов, которые зарегистрировали домен 30 июля, мол, у вас с 1 августа скидки, верните мои деньги. Если у “Хостмастера” лишняя рентабельность, почему бы им не снизить цены на постоянной основе? При этом на мой взгляд единственной целью этой акции было отвлечь внимание от совершенно реальных проблем, например — проблемы недобросовестных регистраторов, которые совершенно очевидным образом нарушают правила договора
С другой стороны, обратите внимание, что акция была объявлена поспешно, без предупреждения заранее, не была подготовлена ни организационно, ни юридически, ни технически. Например whois-сервис для регистраторов перестал работать в первые же часы объявления акции, поскольку просто не выдержал соответствующей нагрузки. Так что я считаю, что лучше было бы «Хостмастеру заниматься своим делом — совершенствовать правила (которые устарели на 10-15 лет), техническую базу и т п. А не заниматься определением, кто кому должен предоставлять какие скидки.