С удовольствием почитал несколько материалов на доменную тематику на сайте AIN.UA (Черная дыра домена .UA и о скидках на KIEV.UA). Мне близка эта тема, так как я этим вопросом начал интересоваться еще в далеком 1998 году, когда с трудом зарегистрировал свой первый домен.
Ни для кого не секрет, что в мою бытность владельцем сервиса регистрации доменов iName.ua, я жестко критиковал работу Хостмастера, которым тогда управлял ныне покойный Борис Мостовой. Его уже 6 лет нет с нами, но его дело вместо с “черными дырами” еще живет. И ситуация с регистрацией доменов под торговые марки показывает, что правила доказывают свою несостоятельность и обманным (и очень дорогим!!!) путем можно зарегистрировать любой свободный украинский домен второго уровня.
Я с самого начала предлагал установить льготный период (grace period) для владельцев ТМ, а дальше отпустить домен в свободное плавание. Но льготный период затянулся, что существенно повлияло на образование “черных дыр” в домене. Кроме этого эта ситуация с доменом значительно влияет на появление новых интересных проектов. Красивых коротких доменов в других зонах уже очень мало, поэтому люди извращаются и через регистрацию ТМ ищут пути регистрации понравившегося домена. На все про все нужно около 4 месяцев и суммы в 5-6 тысяч гривен. 4 месяца для жизни проекта – это очень много, многие предприниматели за рубежом за это время успевают значительно нарастить капитализацию проекта.
Понятно, что для интересного проекта красивый домен – это не самое главное, но все таки “как вы яхту назовете, так она и поплывет”. Хорошее имя всегда хорошо продается, и нужно быть семь пядей во лбу, чтобы этого не осознавать.
Теперь вернемся к нашим “хостмастерам”. Прочитал интересный комментарий Александра Коваленко, никогда не слышал об этом человеке) к статье на АИНе по поводу домена org.ua: “люди, которые основали “Хостмастер” – это те люди, которые бесплатно на протяжении многих лет обслуживали функционирование .ua на общественных началах. А всякие шарашки со своими CUNIC’ами и прочие имена – тупо паразитировали на этом””. Позволю себе дать ответ: когда я впервые столкнулся с проблемой регистрации домена для своего первого сайта в 1999 году, то был поражен тем, что нормальный сервис напрочь отсутствует. Доменами торговали провайдеры доступа к сети, у которых регистрация доменов было не основной деятельностью, поэтому эти услуги предоставлялись как попало, не было ни автоматизации этого процесса ни интерфейсов для проверки доменов.
И именно в таких компаниях и работали “люди, которые бесплатно на протяжении многих лет обслуживали функционирование .ua на общественных началах”. Андрей Блохинцев (администратор домена COM.UA), Виктор Форсюк (ORG.UA), Светлана Ткаченко (KIEV.UA), Игорь Романенко (NET.UA) – это люди, с которыми мне лично пришлось работать, когда моя компания начала предоставлять специализированный сервис регистрации доменных имен. Понятно, что мы предоставляли эти услуги на платной основе и брали деньги за регистрацию доменов. Но, в свою очередь, мы избавляли людей от необходимости общения с техническими специалистами, давали возможность нашим клиентом зайти к нам на сайт, проверить доступность имени, подать заявку, оплатить ее и зарегистрировать свой домен.
В то же время, все вышеперечисленные люди были наемными сотрудниками и выполняли работу по администрации доменов на общественных началах. И тут возник вопрос: “Какой-то Любомир Гайдамака берет за эту услугу деньги, а мы должны бесплатно выполнять работу. Вот мы будем ставить палки в колеса, чтобы не был таким умным!” Когда пошел массовый поток регистраций (20-30 доменов в день поначалу), то мои заявки начали обрабатываться очень медленно, со скрипом. Я неоднократно писал, говорил администраторам всех вышеперечисленных доменов, что я ГОТОВ платить деньги за их услуги, но я должен знать: сколько и за что? Если я плачу деньги, то я хочу получать адекватный сервис и сроки выполнения заявок.
К чему же я это все пишу? К тому, что это мы, “шарашки со своими CUNIC’ами и прочие имена”, дали развитие рынку доменных имен в Украине, а не люди, “которые основали Хостмастер”. Мы вложили деньги в разработку сервиса, его рекламу, техническую поддержку, маркетинг!!! Мы двигали этот рынок, потому что нам было интересно обслужить большее количество клиентов, предоставить самый лучший сервис, продать как можно больше доменов.
В этом комментарии на счет “шарашек” и выражено все отношение учредителей ООО “Хостмастер”. Это было так начиная с самого начала деятельности этой организации. Просто я эту фразу постоянно слышал 10 лет назад и она постоянно вылазит то тут, то там.
Учредители “Хостмастера”, большая просьба, перестаньте относиться к своим клиентам в таком духе. Пора уже давно признать, что вы – всего лишь группа самых достойных технических специалистов, которые обслуживают интересы пользователей доменной системы Украины. А мы, компании-регистраторы (хотя я уже не работаю активно в этой области), делаем то же самое дело, только у нас эта услуга более доступна для рядового потребителя.
Еще одна мысль на счет ООО “Хостмастер”. Эта организация взяла на себя административные и технические функции одновременно. Это как бы мы взяли и соединили Кабинет Министров с Верховной Радой (плюс еще бы и СБУ и прокуратуру туда же включили). Такого не может быть, чтобы в руках одной организации так долго находились эти две функции.
По моему мнению, для администрации домена Украины должен быть создан орган, который будет управляться следующими участниками на паритетных условиях:
1) Государство Украина – 25%
2) Пользователи домена (регистранты) – 25%
3) Регистраторы – 25%
4) Технический администратор (Хостмастер) – 25%
Тогда в правилах ведения домены будут учтены желания и возможности всех участников этого рынка.
Еще одно пожелание: заканчивайте этот льготный период с доменом Украины и открывайте его для публичной неограниченной регистрации. Это ограничение с ТМ – атавизм на сегодняшний день на котором спекулируют некоторые, нечистые на руку, регистраторы.