В последнее время в русскоязычном интернете прокатилась небольшая волна увольнений SMM-специалистов, вызванных скандальными действиями сотрудников, ответственных за официальное общение в социальных сетях. Предлагаемая вашему вниманию статья – это перевод материала из журнала Inc. Несмотря на такое провокационное название, я бы сказал, что это не манифест, критикующий молодых работников, а скорее мини-пособие, как правильно нанимать сотрудников для работы с социальными медиа в компании. В статье есть некоторая американская специфика (например, не стоит забывать, что в 23 года американцы обычно заканчивают колледж, а не университет), но она не мешает адаптировать приведенные в ней советы для наших условий. Приятного чтения!
Конечно, она разбирается в Instagram. Но действительно ли вы хотите, чтобы вчерашний студент управлял вашим брендом в Сети?
Извините за такое обобщение, я конечно же не хочу напасть на всех 23-летних. Также я верю, что всё же есть молодые люди, которые способны выполнять обязанности ответственного за социальные медиа для бизнеса.
Я лишь хочу донести до вас простую мысль – если вы не разбираетесь в социальных сетях, это не значит, что нужно, игнорируя здравый смысл, доверить своему племяннику (-це) или какому-либо другому недавно окончившему ВУЗ управление своими делами в социальных сетях просто потому, что он «классно разбирается в Фейсбуке».
Если ваш бизнес сам по себе ориентирован на молодых и ръяных, то вам действительно стоит присмотреться к кому-то из их среды. Но это вовсе не значит, что нужно нанимать кого-то молодого для управления своими эккаунтами в соцсетях из-за возраста.
Говоря откровенно, такая логика в принятии решений сводит меня с ума – и я вижу массу примеров этому буквально каждый день. Но я действительно не советую вам доверять управление своими SMM-активностями едва оперившимся юношам и девушкам. И вот почему.
1. Они еще недостаточно зрелые.
Сравнивая современную молодежь с молодыми людьми 50 лет назад, которые хотели быстрее повзрослеть и остепениться, многие сегодняшние выпускники не спешат вступать во взрослую жизнь. Даже больше – некоторые сознательно оттягивают период взросления до рубежа 30-летия, говорится в недавнем исследовании Университета Кларк (Clark University). Они дольше остаются нестабильными и сфокусированными на самих себе, предпочитая больше копаться в себе, выясняя, как они могу изменить свою жизнь. Само по себе это прекрасно, но не очень хорошо для вас, их работодателя, ведь социальные медиа нужны вам, чтобы наладить контакт с ВАШЕЙ аудиторией зрелым и измеримым образом.
2. Они тратят больше усилий на свои собственные активности в социальных сетях.
Как уже было сказано выше, если вы берёте на работу слишком молодого человека, вам придётся дополнительно беспокоиться о том, на что она или он действительно тратят своё время. Хотите ли вы думать о том, как проконтролировать нового сотрудника?
3. Им может не доставать соответствующего воспитания или опыта.
Ваш недавний выпускник может иметь много опыта пользования Фейсбуком или Инстаграмом, но постарайтесь также удостовериться, что обновления и публикации, которые он постит на ваших эккаунтах соответствуют идеологии вашего бренда. Вам ведь не хочется обнаружить у себя на стене сделанное со смартфона фото его последней вечеринки, которое он залил не в ту учётку? В любом случае, постарайтесь разработать какую-то политику для социальных медиа и внедрить её в должностные инструкции.
4. Вы не сможете контролировать их друзей.
Конечно, это верно и не только для вчерашних выпускников, этот риск присутствует для всех, но здесь он максимально высок. Даже если ваш новичок будет лучшим из лучших, вам нужно удостовериться, что его друзья не будут публиковать недопустимый контент на эккаунтах вашей компании в социальных сетях.
5. Никакие школы не заменят реальные рабочие задачи.
Использование социальных медиа для бизнеса -это гремучая смесь из различных умений и навыков: маркетинг, клиентский сервис, связи с общественностью, антикризисный менеджмент, брендинг. Насколько глубок опыт юного человека во всех этих областях знаний?
6. Они могут не понимать вашего бизнеса.
Вы отдаёте ключи от своего SMM-королевства в руки новичка, но есть множество вещей, которые он должен освоить помимо самих социальных инструментов. Каковы особенности ваших продуктов или услуг? Что позволило вам удержаться на своём рынке? Каковы типичные ожидания ваших клиентов? Как вы справляетесь с проблемами или умасливаете покупателей работать именно с вами? Что стоит ЗА вашей компанией? Ни один только взятый на работу человек не в состоянии разобраться во всём этом за ночь. Но только окончившему ВУЗ разобраться во всём этом будет ещё сложнее.
7. Навыки общения являются критичными.
Успешное общение – это самый важный компонент продвижения в социальных сетях. До того, как позволить новобранцу взять под свой контроль публикации в вашем официальном блоге, постарайтесь проверить его умение выражать свои мысли письменно. Также многие молодые люди еще не вполне искушены в искусстве общения. Удостоверьтесь, что они знают, как читать «между строк» и не воспринимать всё слишком буквально.
8. Юмор это опасный бизнес.
Людям нравится, когда их развлекают в социальных медиа, также как и везде. Сможет ли молодой сотрудник понять границы юмора для вашей целевой аудитории или наоборот разозлит её?
9. Соображать в социальных медиа – это не то же самое, что разбираться в технологиях.
Грамотное использование социальных каналов однозначно требует умелого обращения с обоими сторонами процесса. К успеху в социальных сетях приводит сочетание технологических навыков, инструментария, аналитики и других аспектов работы.
10. Иногда управление социальными медиа превращается в антикризисный менеджмент.
Природа социальных сетей располагает к тому, что буквально за секунду веселое времяпрепровождение и обмен мнениями может превратиться в PR-катастрофу. Особенно опасным это становится, если человек, который «рулит процессом», не может продумать ситуацию на несколько шагов вперёд. Вы готовы к такому риску?
11. Все доступы должны быть у вас.
Нанимая на работу нового человека, ответственного за социальные сети, убедитесь, что все эккаунты создаются с использованием корпоративной электронной почты и у вас есть копии всех паролей. В противном случае, вы рискуете потерять контроль над этими каналами и не иметь возможности получить его обратно.
Социальные медиа – это не замена всему, а очередной маркетинговый инструмент в растущем арсенале способов привлечь к своей компании внимание потенциальных клиентов. Думая таким образом, вы возможно немного умерите свой пыл и более внимательно присмотритесь к тому, кого вы нанимаете и зачем.