Операторы мобильной связи уже давно вышли за рамки предоставления лишь голосового трафика — все игроки рынка успешно дают пользователям интернет. В мартовском блиц-опросе на ain.ua можно прочесть о количестве интернет-ориентированных терминалов в сетях операторов. Проникновение мобильной связи, влияние трафика на ARPU тоже описаны в избытке. Это же небольшое потребительское исследование рассмотрит сайты мобильных операторов с мобильной точки зрения, задаст несколько риторических вопросов и, конечно, попытается найти ответы.

Итак, в экспериментальных целях были исследованы сайты мобильных операторов с четырёх разных мобильных устройств. Изучались как главные сайты, так и системы самообслуживания. Успехом при поиске считалась возможность дать оператору денег с дебетовой карты Mastercard, используя мобильный или адаптированный сайт. Подручными инструментами проверки сайтов оказались дешёвый операторский смартфон Киевстар Terra, bada-аппарат Samsung S5250, винтажный американский коммуникатор Palm Pixi Plus и весьма точный Opera Mini Emulator. В отсутствие автоматической адаптации или редиректа, предпринималась попытка добавить к основному домену буквы m или pda. В условия эксперимента не была включена проверка доступности сайта при отрицательном балансе, поскольку все балансы на проверяемых устройствах были положительными. Оставим эту опцию на совести операторов.

Шесть ключевых вопросов заполнили шесть звёзд импровизированного рейтинга:

  1. Есть ли у сайта мобильная версия?
  2. Работает ли автоматическая адаптация дизайна к мобильному устройству?
  3. Работает ли автоматическое перенаправление на мобильную версию?
  4. Удалось ли дать оператору денег?
  5. Можно ли перейти на полную версию сайта с мобильной?
  6. Работает ли мобильная версия на полноценных десктопах?

Сайт Киевстара, обновлённый в прошлом году Студией Артемия Лебедева под творческим руководством Людвига Быстроновского, так и не удосужился обновить архаичную wap-версию. Картина не зависит от устройств. Есть и паразиты, умело продвигающиеся в магазинах приложений, а полезность имеющегося под Android приложения раскрывается в первых же комментариях к нему. Ссылка на пополнение счёта в wap-версии ведёт на недоступную страницу. Самый звёздный оператор Украины, при всём уважении автора, получает одну звезду в нашем рейтинге. 

Сайт оператора, в целевую аудиторию мультяшной рекламы которого чётко попадают все дошкольники, не умеет понимать мобильные устройства автоматически, однако имеет терпимую мобильную версию. В джунглях навязчивой рекламы мобильного портала Лайфа обнаруживается ссылка на мобильный же Portmone. Дать оператору денег удалось. Картина не зависит от устройств, мобильная версия успешно работает в полноценных браузерах и имеет ссылку на взрослый сайт. Снимаем одну звезду за неавтоматизированность процесса.

Украинский сайт оператора не умеет самостоятельно определять смартфоны, нагружая маленькие экраны неудобоваримым слайдером главной страницы большого сайта. Кстати, российский сайт mts.ru можно признать чуть ли не эталонным мобильным сайтом среди всех просмотренных. Украинский же ребёнок, хоть и имеет аккуратную мобильную версию, радует развлечениями для молодёжи пубертатного периода развития — мобильный сайт активно продаёт контент, но жизненно важной функцией пополнения счёта на карте первых пяти страниц я не обнаружил, перейти с мобильного сайта на большой тоже не представляется возможным. Не откажу себе в удовольствии поспекулировать на слогане “На шаг вперди” — одного шага явно мало.

Пропитанный инновациями, самый прогрессивный оператор мобильной связи в стране (на самом деле нет) за годы обладания единственной 3G-лицензией успел наделать много глупостей в глазах сторонних наблюдателей. Будучи чуть ли не монополистом всех видов интернета в Украине, он мало интересовался потребностями конечных пользователей и, разумеется, многого в мобильном вебе не достиг. Но есть интрига. Низкофункциональный “взрослый” сайт Тримоба таки выдал панельку пополнения счёта, которая тотчас же отправила нас на взрослый сайт Portmone. Вручаем одинокую звезду за костыльное пополнение счёта.

В итоговую таблицу были добавлены и крупные CDMA-операторы, но ввиду однозначной картины, особых комментариев они не требуют.

МОБИЛЬНЫ ЛИ САЙТЫ МОБИЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ УКРАИНЫ

Киевстар Лайф МТС Тримоб Интертелеком PeopleNet CDMAUA
Мобильная версия Да Да Да
Адаптивная версия
Перенаправление на мобильную версию
Пополнение счёта картой Да Да
Переход к полной версии Да
Доступность на десктопе Да Да
ИТОГО: 1 4 2 1 0 0 0

По итогам исследования можно утверждать следующее:

  1. Любой абонент любого мобильного оператора Украины, введя в поиске смартфона название своего оператора, всегда попадает на полную версию сайта.
  2. Адаптироваться к мобильным устройствам сайты мобильных операторов Украины не умеют.
  3. Чтобы воспользоваться архаичной мобильной версией нужно точно знать её адрес.
  4. Пополнить счёт находясь вне больших компьютеров наедине с зарплатной картой и смартфоном (что свойственно курортному периоду), не просто.

Лирическое отступление

Почему именно мобильные версии и почему такой список требований? В последнее время автор, находясь в отпуске, пристрастился к мобильным сайтам на смартфонах. Поисковые системы, социальные сети, современные онлайн-СМИ почти всегда имеют удобные сайты с автоматической адаптацией к типу устройства. Более того, учитывая простоту и сфокусированность мобильных сайтов на главных функциональностях, автор пробовал использовать мобильные сайты и на десктопах. Попробуйте и вы на досуге использовать Яндекс, Фейсбук, Твиттер, Вконтакте, Форбс, Корреспондент или БиБиСи в виде мобильных версий, без отвлекающей рекламы, с высочайшей скоростью загрузки и максимальной пользой от каждого занятого пикселя, пока все интернет-компании не догадались перекрыть эту возможность. Google уже догадался.

Но вернёмся к нашим опсосам. Не трудно догадаться, что мобильные функции сайтов мобильных операторов нужны и важны. Любая аналитика покажет, какие пять ключевых функций “большого” сайта нужны пользователям чаще других. Добавив к ним ещё пять продающих ссылок, мы получим идеальную главную страницу с десятью ссылками, одна из которых сразу должна вести на возможность отнять у абонента денег. У северного соседа ситуация не намного лучше.

Оператор Адаптивная версия Мобильная версия Редирект на мобильную версию
Мегафон
MTC Да Да
Билайн Да Да
TELE2 Да Да

Принципиально другая схема распространения мобильных аппаратов в Европе и Соединённых штатах не позволит нам объективно оценить картину. С одной стороны, ситуация очень похожа на нашу и российскую — одни слышали об адаптации, другие нет, с другой стороны большинство терминалов западных операторов изначально снабжены настроенным приложениями для взаимодействия со своим счётом, ввиду чего важность самих сайтов ниже.

Вопросы эксперту web-разработки:

На вопросы отвечает Павел Колодяжный:

1) Как происходит определение мобильного устройства веб-сервером?

Это очень просто. Для определения используется уникальное значение-признак, которое передает браузер сайту при запросе страницы. Пользователи, у которых это значение соответствует мобильным устройствам перенаправляются на мобильную версию сайта.

2) Насколько отличается стоимость разработки мобильной версии сайта и приложения для конкретной мобильной ОС?

Отличается сильно, так как отдельное приложение задействует намного больше трудовых ресурсов на реализацию полноценного продукта. Но это только вершина айсберга. Ведь после того, как приложения для различных ОС выпущены, их нужно поддерживать в актуальном состоянии: равномерно их дорабатывать, обновлять, чтобы они соответствовали функциональности и информативности web-версии.

3) Какие технические ограничения заставляют компании обращаться к приложениям вместо pda-версий?

Ранее основной причиной были: техническая и визуальная ущербность сайтов на WAP для PDA-устройств, ограничения связанные с производительностью телефонов и с узкими каналами мобильной связи. В настоящее время — все перечисленные факторы постепенно уходят в прошлое. Едиственные причины, которые сейчас являются объективными для разработки приложений вместо мобильной версии сайта — это более широкие возможности для доступа к интерфейсным и системным возможностям, заложенным на уровне ОС.

4) Нужна ли кнопка “Полная версия” в мобильной версии сайта?

Нет, не нужна. В идеале мобильная версия сайта должна содержать всю необходимую функциональность и информативность. Наличие данной кнопки — это лишний маячок для пользователя загрузить не нужные данные и продукты на данном мобильном устройстве. Мобильная версия сайта должна быть уже приятна и удобна для пользователя и не требовать кнопки, которая ухудшит возможность воспринимать информацию.

5) Стоит ли перенаправлять пользователя телефона на мобильную версию сайта или достаточно обучить его приставке к домену?

Как я отвечал в первом вопросе — технически переадресовать на необходимый поддомен (pda, m, t) проще простого. Учитывая, что любое действие на смартфоне требует больше операций от пользователя, я считаю правильным минимизировать количество шагов и сразу предоставлять удобную, в данный момент, для изпользования версию.

Nota Bene

Я понимаю, что состояние сайтов мобильных сайтов операторов и все вопросы на которые я ответил выше — напрямую связаны с уровнем развития в Украине. Мы отстаем от развитых стран по различным показателям технического, социального, экономического прогресса на годы.

Как обстоит ситуация с индустрией мобильных сайтов на Западе? Они стремительно изчезают. Вымирают как динозавры, за не надобностью. Вместо них бурно набирают обороты «умные» сайты-универсалы с так называемым responsive или «адаптивным» дизайном. Этот подход позволяет подстраивать на лету одну-единственную версию сайта под вывод на различных устройствах: телевизоре, компьютере, ноутбуке, планшете, телефоне. Где угодно. Один сайт. Одна версия. Но умная. Которая умеет подстраиваться под размеры экрана, способы восприятия информации и методы интерфейсного взаимодействия для самых различных устроств. И это единственный путь, который уже набирает обороты на Западе, но почти не используется в Украине.

Но в самое ближайшее время, в обозримые 2-3 года, количество современных мобильных устройств и высокая скорость каналов связи станут доступны не только жителям крупных городов. А это значит, что самое время начинать работу «на ближайшую перспективу» пока это не превратилось в «острую необходимость».

Если бы мне задали этот набор вопросов на Западе, я бы уверенно ответил:

1) Как происходит определение мобильного устройства веб-сервером? 4) Нужна ли кнопка “Полная версия” в мобильной версaии сайта 5) Стоит ли перенаправлять пользователя телефона на мобильную версию сайта или достаточно обучить его приставке к домену?

Понятное дело, что нет. В этом нет необходимости. Ведь отсутствует «полная» и «мобильные» версии. Это один и тот же сайт, который имеет одинаковую структуру и функциональность, который адаптирутся под специфику интерфейсных возможностей и восприятия информации при доступе с конкретного устройства.

2) Насколько отличается стоимость разработки мобильной версии сайта и приложения для конкретной мобильной ОС 3) Какие технические ограничения заставляют компании обращаться к приложениям вместо pda-версий.

Необходимости в разработке и поддержке отдельных OS-приложений нет. Зачем плодить множество сущностей, когда достатоно одной? Как следствие расходы на разработку и поддержку в актуальном состоянии всего одного проекта, а не «нормального» и «мобильного», приложений для Android и iOS, и тп., значительно сокращаются.