Представляем вашему вниманию гостевую колонку от управляющего партнера бизнес-инкубатора EastLabs Ольги Бельковой.

Первая неделя сентября традиционно посвящена разговорам об учебе и возможностях приобретения новых навыков и знаний. Современное инновационное предпринимательство, на мой взгляд, является именно навыком, а не врожденным талантом. Вместе с тем, заявление о том, что каждый из нас может стать преуспевающим инновационным предпринимателем в любой момент, будет преувеличением. Дело в том, что для успешного предпринимательства, особенно ориентированного на современные технологии, необходимы как минимум предрасположенность к этому виду деятельности, знания и подходящий, удачный момент в жизни. Все  эти три составляющих успеха можно или приобрести, или спланировать. Этой заметкой я бы хотела вдохновить тех, кто очень хочет, но, все же сомневается в своих возможностях стать следующим основателем Facebook, Google или Twitter. 

Cпособность  к инновационной деятельности много лет изучалась специалистами. Лично я считаю, что работы Клейтона Кристенсенсона, преподавателя Гарвардской Школы Бизнеса и автора многих книг в этой области одни из самых  основательных. В книге «The Innovator’s DNA» (J.Dyer, H. Gregersen, C. Christensen) авторы обращают внимание на особое влияние пяти навыков для новаторов: стремление к ассоциативному мышлению, критическим вопросам, наблюдению, сотрудничеству и экспериментированию. Авторы этой книги проанализировали истории становления предпринимателей, стоявших у истоков новых стартапов, продуктов и процессов, которые действительно изменили мир – основателей Apple, Amazon, Salesforse.com, eBay, Sturbucks и многих других.

Молодой специалист, который планирует стать у истоков инновационного предприятия, прежде всего, должен начать с системного наблюдения за рынком, потенциальными клиентами, их проблемами. Наблюдая и  анализируя те или иные причины, их следствия, вы вполне можете ожидать рождение новых интересных идей. Именно таким образом были инициированы многие  открытия. Например, раздражаясь от постоянного шума компьютера, Стив Джобс заставил инженеров избавиться от шумных вентиляторов. Решением стало внедрение технологий из совершенно другой индустрии. Ассоциативное мышление помогает нам, наблюдая за процессами в одних условиях, правильно переносить результаты своих наблюдений на другие проблемы. Путешествуя в другие страны или даже регионы, очень многие предприниматели решаются на внедрение новых идей у себя в стране. Общаясь с художниками, артистами, учеными и другими людьми не из бизнеса, Вы вполне можете обнаружить уже существующее решение в других отраслях для рыночной проблемы, над которой работаете. Также, одним из самых важных предпринимательских навыков является постоянное стремление к критическому анализу. Успешные предприниматели отличаются тем, что не боятся проблем, а умеют совершенно неожиданным образом их решать.

Одна из технологий, которую можно взять себе на вооружение – технология «5 вопросов Почему». Считается, что если, работая над сложной проблемой, Вы зададите 5 раз последовательно вопрос «почему» на полученный ответ, то, скорее всего, докопаетесь до истины. Но перечисленные выше навыки практически невозможно реализовать самостоятельно, поэтому действительно успешными становятся те, кто умеет сотрудничать и эффективно поддерживать связи с другими. Во многих случаях, наблюдать вы должны за другими людьми – потенциальными клиентами, конкурентами или регуляторами рынка. Задавать вопросы желательно тоже не себе самому, а владельцам проблемы. И уж точно необходимо реализовывать свою идею с правильными: командой, партнерами и инвесторами. Мой личный совет сводится к тому что, чем больше вы расширяете правильный круг знакомств, тем больше у вас будет и энергии, и шансов на успех. Я, например, постоянно чувствую стремление сделать несколько собственных стартапов только потому, что работаю с предпринимателями в нашем инкубаторе. Если  вы  стремитесь попробовать себя в роли инновационного предпринимателя, то лучшее, что можно сделать без особого риска, это начать помогать тем, кто уже реализовывает свою идею. Помогая другим, вы улучшаете карму:), учитесь и заводите  ценные знакомства, имея для этого удобный повод.

В процессе работы над любой идеей крайне важно выработать в себе стремление к экспериментированию. Может и хорошо бы владеть учебником, диктующим точно, как достичь тот или иной результат, но самые важные открытия делались в условиях отсутствия таких справочников. Научитесь относится к экспериментам как к увлекательному процессу, а не потере энергии. Вспомните пример Airbnb. Нейтан Блейчарчик, один из основателей Airbnb (популярный глобальный сервис, который помогает найти квартиру на один-два дня в мегаполисах), не так давно рассказывал предпринимателям в Украине о том, что за 1-й год развития своей идеи, он вместе со своими партнерами даже создал коллекцию специальных каш, которые продавал, пытаясь достичь узнаваемости бренда Airbnb (полная версия рассказа). Уникальные коробки разослали журналистам и блогерам, чтобы рассказать о сервисе и заинтриговать. Казалось бы, это странный эксперимент для тех, кто пытается предложить рынку альтернативу отелям для туристов, но они смогли и деньги заработать на этой попытке, и, благодаря одной из последних непроданных коробок, были отобраны в Y Combinator (один из самых успешных акселераторов для инновационных стартапов в США). Последнее стало очень важным событием для дальнейшего успеха Airbnb, который сегодня может похвастаться многомиллионными доходами и стоимостью около одного миллиарда.

Знания, о которых я говорила в самом начале, так же важны, как и ваши навыки. Нельзя полагаться только на то, что вы просто натренируете себя быть предпринимателем. Важно знать то, чем вы планируете заниматься. Благо сегодня знания получаются гораздо легче, чем когда-либо! Я призываю тех, кто мечтает сегодня о создании своего предприятия, начать с изучения истории уже состоявшихся компаний. Статьи в профильных журналах, автобиографии великих предпринимателей, блоги, кинофильмы, видео-уроки – это минимум для начала! Уникальный источник информации и знаний о рынке – изучение конкурентов. В начале вашего предпринимательского пути вы должны их не просто уважать и знать, а и любить. Очень полезно пользоваться их услугами. Помогая Runfaces.com, одной из первых команд EastLabs, мы вместе с Александром Крижевичем и Антоном Мельником (кофаундерами Runfaces) за год узнали очень много о поведении людей в видео-контексте, знакомствах, передаче информации новым знакомым. Мы прежде всего изучили конкурентов, существующие мнения экспертов и пользователей Runfaces. И сегодня мы продолжаем ежедневно следить за всеми новостями и все так же увлечены приобретением новых знаний.  В свою очередь, конкуренты Runfaces тоже зарегистрировались на этом ресурсе и следят за изменениями у нас.

Навыки и знания есть у многих людей, но не все решаются на реализацию своей предпринимательской мечты. Так и должно быть! Я думаю, что последний компонент, который можно подготовить – это удачный момент для принятия такого решения. Парадокс заключается в том, что удачный момент вроде бы не зависит от нас. Но, если начать с того, что дать себе установку для его подготовки, то он становится более реальным. На мой взгляд, начать этот процесс можно с того, чтобы задать себе вопрос о том, что мешает вам начать предпринимательскую деятельность. Используя правило 5 Почему, Вы можете найти причину вроде такой «у меня нет нужных знакомств». Начав элементарно рассказывать о своей идее другим людям, включая друзей, коллег и членов семьи, Вы можете приятно удивиться тому, насколько «все не так уж и плохо». Очень часто сложность момента заключается в материальном положении и финансовых обязательствах. Это действительно важно! Мои личные наблюдения за предпринимателями в разных сферах подсказывают, что предпринимательскую деятельность логично начинать или тогда, когда материального достатка как такового еще нет, или когда, наоборот, достаток оправдывает дополнительный риск. Те, кто посередине, например, единственный кормилец семьи из пяти человек, у которого отличная работа, будут находиться под дополнительным грузом невыносимых обязательств. Я очень рассчитываю, что инновационное предпринимательство в Украине, с одной стороны, омолодится, а с другой, добавится больше людей с опытом, которые в зрелом возрасте смогут, как никто другой, воспользоваться ассоциативным мышлением и обширным кругом знакомств. Студенты и зрелые специалисты – это самые идеальные кандидаты для создания стартапов. У первых есть неуемная энергия, обесбашенные идеи, динамично меняющиеся знания, а у вторых –фундаментальные знания и умение успешно реализовать идеи. Как только вы станете отвечать на вопрос «Не хочешь ли ты присоединиться к стартапу или сделать свой?» простым утверждением «Я рассматриваю такой вариант!», все и станет меняться. Ваши друзья начнут присылать вам ссылки на полезные статьи, будут знакомить с интересными людьми и обсуждать с вами самые сокровенные идеи. Ваш удачный момент начинается с осознания собственного желания оказаться в этом моменте!

Так уж случилось, что две мои предыдущие заметки использовали сравнения с лодкой и поездом. Буду последовательной и продолжу «транспортный» ряд сравнением с американскими горками. Горки – это совершенно особый транспорт, так же как и инновационный стартап – это особый бизнес. Горки, как и предпринимательство, предполагают взлеты и падения, крики и разные эмоции. Удовольствие от финиша нельзя сравнить ни с чем. Те, кто хоть раз катался, знают, что сложно решиться,  гораздо комфортнее ехать с другом, который уже ездил, не сразу после еды и точно понимая, чего ожидать. Опять же, традиционно легче решаются более молодые и более зрелые. Но самое главное – практически каждый из нас, без исключения, если захочет, то сможет прокатиться.

Позвольте пожелать удачи всем, кто решится работать над своими навыками, знаниями и удачным моментом для начала своего великого предпринимательского пути! Навыки приобретаются и совершенствуются, знания можно получить, а удачный момент точно будет! 🙂